Недействующий

О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ И ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2013 - 2015 ГОДЫ" (с изменениями на: 14.11.2013) (утратил силу на основании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.09.2013 N 373-п)

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА


Целевая Программа разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от 4 января 1999 года N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 июля 2008 года N Пр-1440, Программой работы с соотечественниками, проживающими за рубежом, на 2012 - 2014 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2011 года N 1799-р, планом мероприятий ("дорожной картой") "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года N 1128-р, постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 ноября 2007 года N 306-п "О целевых и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 ноября 2008 года N 491-рп, решениями Межведомственной рабочей группы по вопросам внешнеэкономической и выставочно-ярмарочной деятельности при Совете по экономической политике при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе (протокол от 28 октября 2011 года N 2).

Разработка целевой Программы обусловлена необходимостью реализации полномочий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ) в сфере координации международных и внешнеэкономических связей, предоставленных субъектам Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, указанными выше федеральными законами.

Автономный округ является динамично развивающимся регионом, привлекательным для международного и межрегионального сотрудничества по ряду причин:

высокий топливно-энергетический и минерально-сырьевой потенциал;

политическая стабильность, отсутствие межнациональных конфликтов;

прогрессивная нормативная правовая база в сфере инвестиций;

высокий инвестиционный рейтинг (в декабре 2009 года международное агентство Moody's присвоило автономному округу рейтинги эмитента в национальной и иностранной валюте - Ваа3 по глобальной шкале и рейтинг Ааа.ru по российской национальной шкале; по итогам 2011 года международное агентство Standard&Poor's повысило долгосрочный кредитный рейтинг эмитента автономного округа с "ВВВ-" до "ВВВ" и подтвердило его рейтинг по национальной шкале на уровне "ruAAA").

Анализ внешних связей автономного округа позволяет выявить проблемы, существенно снижающие их эффективность для социально-экономического развития автономного округа:

1. Несоответствие объема иностранных инвестиций в экономику автономного округа его инвестиционной привлекательности.

2. Недостаточно развитая инфраструктура содействия развитию внешних связей, неразвитая система сертификации и контроля качества экспортной продукции на фоне значительного усиления требований к потребительским и экологическим характеристикам, к безопасности продукции, реализуемой на рынках развитых стран.

3. Отсутствие концептуального подхода органов власти автономного округа всех уровней к организации выставочных и ярмарочных мероприятий, имеющих особо важное значение для экономики автономного округа. Имеет место ведомственная разобщенность в подходе к вопросам государственной поддержки выставочно-ярмарочной деятельности.

В автономном округе создана нормативно-правовая база в сфере регулирования и координации внешних связей: Законы автономного округа от 7 октября 1999 года N 56-оз "О международных и внешнеэкономических связях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", от 15 ноября 2004 года N 55-оз "О договорах и соглашениях, заключаемых органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", постановления Губернатора автономного округа от 31 декабря 2009 года N 218 "О координации международной и внешнеэкономической деятельности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", от 5 апреля 2007 года N 58 "О порядке работы исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с международными, внешнеэкономическими и межрегиональными соглашениями Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", распоряжение Губернатора автономного округа от 20 июля 2007 года N 326-рг "Об организационных мероприятиях по приему делегаций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иностранных государств на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".

Анализ развития внешних связей автономного округа за 2010 - 2011 годы свидетельствует о возросшем интересе к автономному округу со стороны субъектов Российской Федерации (Красноярский край, Вологодская, Волгоградская, Тверская области), регионов иностранных государств, (Харьковская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Волынская, Черкасская, Кировоградская области, Киевская областная администрация, Республика Крым (Украина)).

В 2010 году заключено соглашение с Луганской Государственной областной администрацией (Украина), в 2011 году - с городом Москвой, Красноярским краем, Псковской, Тамбовской, Вологодской, Свердловской областями, протоколы о намерениях с Закарпатской и Харьковской государственными областными администрациями.

Возрос интерес к автономному округу со стороны руководства международных организаций, поступили предложения о реализации новых проектов, участии представителей автономного округа в проведении международных мероприятий. Среди них - Международный банк реконструкции и развития, Глобальное партнерство по сжиганию попутного нефтяного газа, Секретариат ЮНЕСКО, Российская ассоциация содействия ООН.

За последние полтора года в автономном округе проведено свыше 10 крупных международных мероприятий при поддержке федеральных органов власти, международных организаций, среди которых: Всемирная шахматная олимпиада, Чемпионат мира по биатлону, Чемпионат мира по биатлону и лыжным гонкам среди инвалидов и людей с ограниченными физическими возможностями здоровья, Финальный этап кубка мира по биатлону, международный проект "Музыкальная ярмарка. Балаган" (в рамках проведения года "Россия - Франция - 2010"), совещание рабочей группы Межправительственного совета дорожников СНГ по управлению и развитию дорожного хозяйства, VIII и IX Международные фестивали кинематографических дебютов "Дух огня", Международный IT-Форум, Международная экологическая акция "Спасти и сохранить" (под эгидой ЮНЕСКО и международной ассоциации "Северный Форум").

Автономный округ - активный участник межрегиональных значимых проектов, реализованных под патронажем Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе. В числе таких проектов: III Выставка социально значимых проектов Уральского федерального округа, II Форум регионов Уральского федерального округа и Украины, Форум матерей и вдов, потерявших своих близких при исполнении ими воинского долга.

Международное и межрегиональное сотрудничество автономного округа способствует обмену опытом по развитию малого и среднего бизнеса, привлечению инвестиций в экономику автономного округа и содействует созданию благоприятного инвестиционного климата, продвижению экспортного продукта, производимого в автономном округе, на внешние рынки, насыщению внутреннего рынка региона качественными товарами и услугами, повышению качества и конкурентоспособности, расширению ассортимента югорских товаров и услуг.

В то же время в таких промышленных центрах автономного округа и городах, привлекательных для развития бизнеса, как Сургуте, Нижневартовске и Нягани отсутствуют выставочные и конгрессные центры, для формирования современной выставочной экспозиции используются не приспособленные для этой цели помещения (спортивные залы, торговые центры, учреждения культуры). Отмечается сокращение количества отраслевых выставочных проектов, реализуемых в автономном округе и способствующих его социально-экономическому развитию. Автономный округ слабо представлен на международных выставках.

На основании вышеизложенного необходимость принятия целевой Программы обусловлена:

активизацией сотрудничества автономного округа с субъектами Российской Федерации, регионами иностранных государств, международными организациями;

активизацией международного и межрегионального сотрудничества исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений автономного округа;

необходимостью решения проблем, существующих в сфере внешних связей;

выполнением Программы работы с соотечественниками, проживающими за рубежом, на 2012 - 2014 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2011 года N 1799-р, плана мероприятий ("дорожной карты") "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года N 1128-р, решений Межведомственной рабочей группы по вопросам внешнеэкономической и выставочно-ярмарочной деятельности при Совете по экономической политике при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе (протокол от 28 октября 2011 года N 2).

Реализация целевой Программы позволит решить вопросы совершенствования механизма регулирования международной, внешнеэкономической и межрегиональной деятельности автономного округа, увеличения экспорта товаров и услуг предприятий автономного округа и укрепления их позиций на внутреннем и внешнем рынках, формирования развитой системы информационного обеспечения участников внешнеэкономической деятельности, международного и межрегионального сотрудничества, использования передового зарубежного и российского опыта в решении задач социально-экономического развития автономного округа. По результатам реализации целевой Программы ожидается принятие необходимых нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы развития и поддержки выставочной деятельности, обеспечение эффективности функционирования системы государственной поддержки выставочной деятельности, развитие внутреннего рынка, наполнение его качественными конкурентоспособными товарами и услугами, активизацию делового туризма в автономном округе.