ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2013 года N 476-п
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры
от 14.03.2014 N 89-п, от 06.02.2015 N 21-п)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от 26 января 2018 года N 18-п
____________________________________________________________________
В целях совершенствования системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с учетом Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года N 101-рп, учитывая государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О государственной политике в сфере обеспечения межнационального согласия, гражданского единства, отдельных прав и законных интересов граждан, а также в вопросах обеспечения общественного порядка и профилактики экстремизма, незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2014 - 2020 годах", утвержденную постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 428-п, протокол заседания Совета по вопросам государственной и муниципальной службы автономного округа при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 мая 2013 года N 1, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
постановляет:
(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 06.02.2015 N 21-п)
1. Утвердить:
1.1. Концепцию развития системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - концепция) (приложение 1).
1.2. План по реализации концепции (приложение 2).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры
от 14.03.2014 N 89-п)
I. Общие положения
Концепция определяет цель, задачи, принципы и приоритетные направления развития системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - гражданские служащие, автономный округ).
Необходимость развития системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих вызвана потребностями органов государственной власти автономного округа в решении ключевых задач социально-экономического развития региона. Реализация этих задач напрямую связана с уровнем профессионализма гражданских служащих, способствующего инновационному развитию округа.
Реализация концепции предполагает повышение уровня профессиональной компетентности гражданских служащих, обеспечивающей эффективность государственного управления, в соответствии с проведением активной политики по развитию человеческого капитала, на основе применения современных образовательных технологий.
II. Современное состояние системы дополнительного
профессионального образования гражданских служащих
Современная модель системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих автономного округа представляет собой совокупность ключевых взаимосвязанных элементов:
государственная гражданская служба автономного округа (далее - гражданская служба), являющаяся как потребителем, так и заказчиком образовательных услуг;
образовательные организации, осуществляющие профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих;
социально-экономические механизмы, являющиеся связующими звеньями между потребителями услуг и образовательными организациями в системе дополнительного профессионального образования;
система организации дополнительного профессионального образования гражданских служащих, включающая совокупность следующих подсистемных элементов: государственный заказ на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих, конкурсные процедуры по исполнению государственного заказа, заключение государственных контрактов на обучение по дополнительным образовательным программам, обучение, контроль оказания образовательных услуг;
совокупность взаимосвязанных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, государственных требований к содержанию и уровню подготовки обучающихся по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Институт гражданской службы не является рыночным институтом, так как обучение гражданских служащих не зависит от спроса и предложения на рынке труда и образовательных услуг. Тем не менее, необходимо учитывать основной рыночный принцип - эффективность применения финансовых ресурсов. Кроме того, потребность получения гражданскими служащими дополнительного профессионального образования обусловлена развитием гражданской службы, связанным с изменением функций, выполняемых гражданскими служащими, которая зависит, в том числе, от рыночных процессов.
Федеральным законодательством определен особый правовой статус и должностное предназначение гражданских служащих, которым предусмотрено, что они осуществляют профессиональную деятельность на должностях гражданской службы и получают денежное содержание за счет средств бюджета.
Дополнительное профессиональное обучение гражданских служащих носит обязательный характер, поскольку осуществляется в рамках исполнения ими должностных обязанностей, а также общности целей и задач по реализации органами государственной власти полномочий и функций. Кроме того, непрерывное образование необходимо для реализации принципа совершенствования профессионального мастерства гражданских служащих, закрепленного в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также является необходимой предпосылкой профессионального и должностного роста в системе гражданской службы.
Указанным Федеральным законом определено, что повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Данное требование в целом обеспечивается органами государственной власти автономного округа (далее - государственные органы), что позволило обучить на курсах повышения квалификации в 2010 году 697 гражданских служащих, в 2011 году - 1040 гражданских служащих, в 2012 году - 1343 гражданских служащих. Основанием для направления гражданского служащего на обучение по дополнительным профессиональным программам является его назначение на должность гражданской службы в порядке должностного роста, включение гражданского служащего в кадровый резерв, результаты аттестации.
Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих относится к кадровой работе, обеспечиваемой подразделением по вопросам государственной службы и кадров (далее - кадровая служба) государственного органа совместно с уполномоченным государственным органом автономного округа по вопросам государственной гражданской службы автономного округа (далее - уполномоченный орган).
Процесс организации дополнительного профессионального образования гражданских служащих включает в себя:
разработку гражданскими служащими совместно с непосредственными руководителями индивидуальных планов профессионального развития на трехлетний срок, согласование их с кадровой службой и утверждение руководителем государственного органа;
составление кадровой службой программ государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих, согласование их с уполномоченным органом и утверждение руководителем государственного органа;
подготовку кадровой службой ежегодных заявок на обучение, определение контингента гражданских служащих, направляемых на обучение, направление заявки в уполномоченный орган;
сбор и обобщение уполномоченным органом заявок на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих;
утверждение уполномоченным органом перечня приоритетных направлений и дополнительных профессиональных программ на год;
формирование уполномоченным органом государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих, расчет объема его финансирования;
организацию уполномоченным органом размещения государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих: подготовка и проведение торгов на оказание образовательных услуг, заключение государственных контрактов с образовательными организациями;
подготовку и утверждение уполномоченным органом графика обучения гражданских служащих на календарный год и направление его в государственные органы для обеспечения непосредственного направления гражданских служащих на обучение;
организацию кадровыми службами непосредственного направления гражданских служащих на профессиональную переподготовку и повышение квалификации, включающего в себя подготовку правового акта о направлении на обучение гражданского служащего;
организацию уполномоченным органом при участии подведомственного ему учреждения (в рамках государственного задания) контроля оказания образовательных услуг, оценку его эффективности и результативности;
формирование уполномоченным органом базы данных для учета гражданских служащих, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам;
организацию кадровой службой мониторинга за карьерой гражданских служащих, прошедших обучение.
Ключевая роль в системе дополнительного профессионального образования гражданских служащих и процессе его организации отводится государственному заказу на профессиональную переподготовку и повышение квалификации (далее также - государственный заказ). Порядок его размещения, объем и структура утверждаются нормативным правовым актом Губернатора автономного округа. Финансирование государственного заказа зависит от видов дополнительного профессионального образования. Одна часть объема государственного заказа включает в себя финансирование профессиональной переподготовки, которое осуществляется на основе финансовых расчетов, возможных прогнозов реорганизации государственного аппарата и дает право на новый вид организационной деятельности. Вторая часть государственного заказа включает финансирование программ, связанных с повышением квалификации гражданских служащих. Эта часть отражает стабильность функционирования и развития государственного аппарата, не связана с крупными организационными изменениями и предусматривает прохождение службы в одном и том же государственном органе.
При размещении государственного заказа уполномоченный орган руководствуется функциями, осуществляемыми государственными органами, и потребностями в дополнительном профессиональном образовании гражданских служащих. На основе заявок на обучение по образовательным программам определяется структура государственного заказа и рассчитывается объем его финансирования с использованием экономических нормативов стоимости образовательных услуг и прогнозов численности гражданских служащих, направляемых на обучение по группам и категориям должностей гражданской службы, видам, формам и срокам дополнительного профессионального образования. Заявки на обучение ежегодно формируют от 34 до 36 государственных органов.
При определении потребности в обучении учитываются как количественные, так и качественные параметры кадрового потенциала гражданских служащих.
Государственный заказ формируется с учетом программ профессионального развития гражданских служащих, основанных на их индивидуальных планах. Программа государственного органа по профессиональному развитию гражданских служащих предусматривает следующие показатели: ежегодную потребность по видам обучения, по категориям и группам должностей, направлениям дополнительного профессионального образования. По состоянию на 1 января 2013 года программы профессионального развития приняты во всех государственных органах.
Мониторинг динамики использования бюджетных средств на реализацию программ дополнительного профессионального образования за последние годы показал рост бюджетных ассигнований, выделенных из бюджета округа, а также увеличение количества гражданских служащих, успешно освоивших программы дополнительного профессионального образования в соответствии с государственным заказом. Так, в 2010 году, при объеме финансирования государственного заказа 8914,5 тыс. рублей по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации обучены 698 гражданских служащих; в 2011 году обучены 1040 гражданских служащих при объеме финансирования государственного заказа 10756,2 тыс. рублей; в 2012 году обучены 1346 гражданских служащих при объеме выделенных бюджетных средств в размере 17692,6 тыс. рублей.
На протяжении последних 3 лет (2010 - 2012 годы) обучением гражданских служащих занимались 36 образовательных организаций, по организационно-правовой форме отнесенных как к бюджетным учреждениям, так и к субъектам малого предпринимательства. Гарантией качественного обучения служит обязательное наличие у образовательных организаций лицензии на оказание образовательных услуг. Тем не менее, к сожалению, во многих образовательных организациях дополнительные профессиональные программы ориентированы не на потребности гражданской службы, а на возможности имеющегося преподавательского состава. Действующие программы, как правило, характеризуются слабой практической направленностью. Как следствие, страдает качество получаемых знаний и возникают вопросы в их целесообразности. Очевидно, что образовательные организации, осуществляющие дополнительное образование гражданских служащих, должны нести ответственность за то, чтобы на первый план выдвигалось изучение и усвоение действительно актуальных и необходимых знаний.
Для развития системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих важной характеристикой их кадрового потенциала является уровень образования. По состоянию на 1 января 2013 года доля лиц, имеющих высшее образование, в общей численности гражданских служащих, составила 98%. Из них 19% имеют более двух дипломов о высшем образовании.
Основная доля гражданских служащих имеет высшее образование по направлению "Экономика управления" (32%), "Юриспруденция" (14%), "Гуманитарные и социальные науки" (18%). При этом наблюдается невысокая доля государственных служащих, имеющих управленческую подготовку по специальности "Государственное и муниципальное управление" (5%), при высокой доле гражданских служащих, имеющих высшее образование по иным направлениям, таким как физико-математические и естественные науки, здравоохранение, информационная безопасность, сельское и рыбное хозяйство, образование и педагогика и другие (19%).
При этом повышение квалификации преобладает над профессиональной переподготовкой. Профессиональная переподготовка, предполагающая получение знаний в области основ управления, позволяет гражданским служащим, не имеющим высшего образования по специальности "Государственное и муниципальное управление", успешно решать задачи служебной деятельности. Следует отметить, что руководители государственных органов не используют возможность направления гражданских служащих на профессиональную переподготовку, позволяющую компенсировать недостаток знаний в области государственного управления, поэтому с 2010 года обучение гражданских служащих по программам профессиональной переподготовки по-прежнему остается на низком уровне. За 2010 - 2012 годы только 4 гражданских служащих были направлены на профессиональную переподготовку. В 2013 - 2014 годах этот показатель планируется увеличить до 27 гражданских служащих.
В 2012 году по сравнению с 2011 годом показатель обученных по программам дополнительного профессионального образования увеличился на 29%, а по сравнению с 2010 годом - на 92%. Увеличение произошло, главным образом, за счет направления на курсы повышения квалификации, то есть краткосрочных форм обучения, что позволило гражданским служащим актуализировать знания, сформировать профессионально важные навыки и в целом соответствовать квалификационным требованиям.
Анализ ключевых направлений дополнительного профессионального образования гражданских служащих в 2010 - 2012 годах (таблицы 1 и 2) показал, что наибольшее количество служащих обучено по программам управленческого направления (964 человека), наименьшее количество обученных - по программам правового направления (222 человека).
Обучение гражданских служащих по укрупненным направлениям
дополнительного профессионального образования
Укрупненные направления дополнительного профессионального образования гражданских служащих | Количество служащих, прошедших обучение | ||
2010 год | 2011 год | 2012 год | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Управленческое | 226 | 297 | 441 |
Правовое | 100 | 59 | 63 |
Организационно-экономическое | 75 | 132 | 108 |
Планово-финансовое | 75 | 66 | 135 |
Информационно-аналитическое | 50 | 126 | 205 |
Противодействие коррупции | 145 | 122 | 136 |
Иные, исходя из перспективных целей и задач органов государственной власти автономного округа | 27 | 238 | 258 |
Обучение гражданских служащих по приоритетным направлениям
дополнительного профессионального образования