ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2011 года N 802-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОКРУЖНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ И ПРОМЫШЛЕННЫМИ ОТХОДАМИ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА ПЕРИОД 2012 - 2014 ГОДОВ"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства ЯНАО от 01.04.2014 N 245-П, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на Официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти автономного округа http://правительство.янао.рф - 04.04.2014).
____________________________________________________________________
(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 02.03.2012 N 153-П, от 14.05.2012 N 371-П, от 23.07.2012 N 582-П, от 31.10.2012 N 901-П, от 24.12.2012 N 1106-П, от 16.05.2013 N 328-П, от 22.10.2013 N 882-П, от 25.12.2013 N 1116-П)
В целях реализации полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа в области обращения с отходами Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Развитие системы обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2012 - 2014 годов".
1-1. Установить, что абзац двадцать девятый раздела V окружной долгосрочной целевой программы "Развитие системы обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2012 - 2014 годов" вступает в силу с 01 января 2013 года.
(п. 1-1 введен постановлением Правительства ЯНАО от 02.03.2012 N 153-П)
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Мискевича Е.В.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН
ОКРУЖНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ И ПРОМЫШЛЕННЫМИ ОТХОДАМИ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА ПЕРИОД 2012 - 2014 ГОДОВ"
(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 14.05.2012 N 371-П, от 23.07.2012 N 582-П, от 31.10.2012 N 901-П, от 24.12.2012 N 1106-П, от 16.05.2013 N 328-П, от 22.10.2013 N 882-П, от 25.12.2013 N 1116-П)
Наименование Программы | "Развитие системы обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2012 - 2014 годов" (далее - Программа) |
Основание для разработки | Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Поручение Президента Российской Федерации от 29 марта 2011 года N Пр-781 |
Госзаказчик | департамент энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа |
Разработчик Программы | департамент энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа |
Цели и задачи Программы | цель Программы: создание комплексной системы обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами (далее - ТБО, отходы) на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, позволяющей снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду и улучшить экологическую ситуацию на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. |
Сроки и этапы реализации | Программа реализуется в 2012 - 2014 годах в один этап |
Целевые индикаторы (показатели) реализации Программы | - доля использованных, обезвреженных и утилизированных отходов от общего количества образующихся отходов составит к 2014 году не менее 18%; |
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 24.12.2012 N 1106-П) | |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий Программы | - формирование комплексного управления отходами, обеспечивающего экологически безопасное и экономически эффективное обращение с отходами; |
Объемы финансирования | объем финансирования за счет средств окружного бюджета составляет 445275 тыс. рублей, в том числе по годам: |
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 25.12.2013 N 1116-П) | |
Ожидаемые конечные результаты Программы | - формирование новой и усовершенствование существующей нормативной правовой базы в сфере обращения с отходами в Ямало-Ненецком автономном округе; |
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 24.12.2012 N 1106-П) |
Интенсивное развитие экономики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) не учитывало воздействие на окружающую среду, в связи с чем накопилось значительное количество нерешенных проблем.
Одной из причин неблагоприятной экологической обстановки в автономном округе является отсутствие мест захоронения отходов, оборудованных в соответствии с экологическими нормами, комплексов по переработке отходов.
Рост промышленного производства, улучшение социальной базы населения автономного округа способствуют значительному росту отходов производства и потребления.
Программа разработана в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
По статистическим данным, наличие накопленных отходов на объектах размещения коммунальных и промышленных отходов, расположенных на территории автономного округа, на начало отчетного 2009 года составило 682,5 тысячи тонн. За 2010 год на предприятиях и организациях автономного округа образовалось отходов в количестве 721,18 тыс. тонн.
Структура образующихся отходов производства и потребления на территории автономного округа на протяжении нескольких лет остается практически неизменной. К основным отходообразующим видам экономической деятельности относятся предприятия нефтегазового комплекса, в результате хозяйственной деятельности которых образуется 59% всех отходов. На втором месте по объемам образования отходов находятся предприятия жилищно-коммунального хозяйства, на долю которых приходится 13% отходов. На автотранспортных и строительных предприятиях образуется 11% и 9% отходов соответственно.
По данным Регионального кадастра отходов, основная масса отходов (около 93%), образующихся на территории автономного округа, подлежит хранению и захоронению. Доля обезвреженных, используемых и утилизированных отходов составляет около 7%.
Причинами низкой доли переработки отходов является сложная транспортная схема, затрудняющая вывоз отходов и вторичного сырья за пределы автономного округа, и относительно небольшое количество предприятий по сбору и переработке отходов.
С 2000 по 2011 годы на территории автономного округа была сформирована минимально необходимая инфраструктура для размещения отходов: введены в эксплуатацию 8 полигонов в следующих муниципальных образованиях в автономном округе: город Салехард - 1, город Новый Уренгой - 2, город Ноябрьск - 3 (в том числе пос. Вынгапуровский, Западно-Ноябрьское месторождение), Надымский район - 2 (пос. Правохеттинский, пгт Пангоды). Осуществляется санкционированная свалка на не завершенном строительством полигоне в г. Губкинском.
Таким образом, в настоящее время в населенных пунктах автономного округа действует 8 полигонов отходов.
Из эксплуатации выведены два объекта размещения отходов:
- свалка в г. Лабытнанги (объект рекультивирован);
- свалка в пгт Харп (объект не рекультивирован).
В муниципальных образованиях в автономном округе (далее - муниципальные образования) действуют 18 санкционированных свалок, то есть объектов, имеющих документ о целевом отводе земельного участка. При этом только на 7 земельных участках под указанные свалки имеются санитарно-эпидемиологические заключения; 11 земельных участков соответствующих заключений не имеют.
29 свалок являются несанкционированными: в Приуральском районе - свалки в с. Харсаим, пгт Харп, с. Катравож; в Красноселькупском районе - в с. Ратта; в Тазовском районе - в с. Газ-Сале, с. Антипаюта, с. Гыда, с. Находка; в Пуровском районе - в пос. Ханымей, с. Халясавей; в Шурышкарском районе - свалки во всех населенных пунктах; в Надымском районе - в с. Нори, с. Кутопьюган; в Ямальском районе - в с. Панаевск, с. Мыс Каменный, с. Сеяха, с. Яр-Сале, с. Новый Порт, пос. Сюнай-Сале.
В автономном округе инфраструктура вторичной переработки отходов, как и в большинстве регионов Российской Федерации, находится в стадии формирования. В большинстве муниципальных образований отходы напрямую направляются на свалки и полигоны для захоронения без обработки и сортировки.
Сортировка мусора или селективный сбор отходов в автономном округе не ведется. Существуют приемные пункты вторсырья исключительно для черных и цветных металлов, полимерных материалов (пластмассы). Иная инфраструктура утилизации (переработки) отходов не развита.
По сведениям службы по тарифам автономного округа только 17 организаций коммунального комплекса предоставляют услуги в сфере утилизации (захоронения) отходов.
Генеральные схемы очистки разработаны в городах автономного округа: Муравленко, Губкинском, Лабытнанги, Ноябрьске. В настоящее время разработана и проходит согласование генеральная схема очистки территории Надымского района.
Муниципальные образования нуждаются в специализированной технике и оборудовании для сбора и вывоза мусора.
Для сбора отходов в настоящее время используются контейнеры преимущественно металлические: малоемкие (до 1,1 куб. м) и специальные (до 12 куб. м).
Реальную угрозу экологической безопасности автономного округа создает накопление биологических отходов, которые представляют непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды, здоровья человека и животных, поскольку могут содержать или представлять угрозу распространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней, что, как следствие, приведет к заболеваемости животных и людей.
К биологическим отходам относятся трупы животных, не соответствующая требованиям безопасности продукция животного происхождения, а также отходы, получаемые при переработке сырья животного происхождения.
Утилизация биологических отходов должна производиться на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах и в специализированных печах. Однако в наиболее отдаленных населенных пунктах автономного округа специализированные утилизационные заводы и печи зачастую отсутствуют.
Проблема биологических отходов приобретает все большую актуальность. Решение этой проблемы возможно только путем комплексного подхода на окружном уровне.
Анализ ситуации, связанной с обращением с биологическими отходами на территории автономного округа, не проводился. В настоящее время департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса автономного округа осуществляется сбор информации по данному направлению.
Динамика образования биологических отходов за 2010 год в сравнении с 2009 годом приведена в таблице 1.
Наименование показателя | Единица измерения | 2009 год | 2010 год | % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Образовано биологических отходов - всего, из них | тыс. т | 0,629 | 0,650 | 103,34 |
уничтожено | тыс. т | 0,451 | 0,468 | 103,77 |
размещено на объектах | тыс. т | - | - |
Кроме того, необходим комплексный подход к утилизации медицинских отходов, под которыми понимают отходы, образующиеся в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур.
Особого внимания требуют медицинские отходы, которые опасны в эпидемиологическом отношении, поскольку содержат патогенные микроорганизмы и яйца гельминтов, а также могут быть загрязнены токсичными и радиоактивными веществами.
По данным департамента здравоохранения автономного округа, ежегодно в учреждениях здравоохранения образуется порядка 21 тонны медицинских отходов. Только в 8 из 37 учреждений здравоохранения автономного округа имеются установки по уничтожению медицинских отходов.
Для участковых больниц сельских территорий автономного округа приобретать и устанавливать утилизаторы нерационально, так как количество отходов крайне мало. Необходимы небольшие муфельные печи для уничтожения отходов класса Б, В.
Для нужд участковых больниц, врачебных амбулаторий сельских территорий необходимо решать вопрос приобретения специальных контейнеров для сбора и временного хранения медицинских отходов для их последующего уничтожения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 года N 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, однако, несмотря на это, в муниципальных образованиях из-за отсутствия централизованной сети сбора и переработки, плохой информированности и безответственности граждан отработанные компактные люминесцентные лампы (ртутьсодержащие) выбрасываются вместе с обычными бытовыми отходами с последующим размещением на полигонах (свалках) ТБО.
По информации Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по автономному округу на территории автономного округа функционирует 13 специализированных организаций, осуществляющих сбор, транспортировку, хранение и утилизацию ртутьсодержащих отходов в следующих муниципальных образованиях: город Салехард - 1, город Ноябрьск - 4, город Муравленко - 1, город Надым - 1, город Новый Уренгой - 6.
Ртутьсодержащие отходы относятся к I классу опасности (чрезвычайно опасные), в связи с чем условия их хранения не должны нарушать санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Нарушение правил обращения с отработанными ртутьсодержащими лампами может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
Учитывая высокие темпы строительства объектов жилищного фонда и сноса ветхого и аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях, в последние годы возрастает объем строительных отходов, требующих утилизации.
Кроме того, в муниципальных образованиях существует проблема утилизации автотранспортных средств и их отходов: изношенных автопокрышек, кузовного лома и др. Неиспользуемый автотранспорт накапливается не только в жилом секторе, но и около автотранспортных предприятий.
Таким образом, основными причинами сложившейся ситуации в сфере обращения с твердыми бытовыми, медицинскими, биологическими, ртутьсодержащими отходами и строительным мусором на территории автономного округа являются:
- накопленные проблемы предшествующих периодов: значительное количество отходов, не утилизированных из-за отсутствия технологий переработки;
- устаревшая и не отвечающая современному состоянию технология сбора и переработки отходов;