ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2012 года N 664-ПП
(с изменениями на 4 октября 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
постановления Правительства Свердловской области
от 27 декабря 2013 года N 1634-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Свердловской области от 26 сентября 2012 года N 1057-ПП (Областная газета, N 396-398, 05.10.2012);
постановлением Правительства Свердловской области от 29 октября 2012 года N 1224-ПП (Областная газета, N 473-476, 16.11.2012);
постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 года N 1377-ПП (Областная газета, N 549-551, 12.12.2012);
постановлением Правительства Свердловской области от 6 марта 2013 года N 249-ПП (Областная газета, N 129, 20.03.2013);
постановлением Правительства Свердловской области от 10 июня 2013 года N 719-ПП (Областная газета, N 271-274, 21.06.2013);
постановлением Правительства Свердловской области от 4 октября 2013 года N 1203-ПП (Областная газета, N 464-466, 12.10.2013).
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 30.03.2012 N 332-ПП "Об утверждении Концепции областной целевой программы "Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" на 2012-2016 годы" Правительство Свердловской области
постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" на 2012-2016 годы (прилагается).
2. Осуществить выделение бюджетных ассигнований на выполнение областной целевой программы "Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" после внесения соответствующих изменений в Закон Свердловской области от 26 декабря 2011 года N 129-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов".
3. Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (Н.Б. Смирнов) в срок до 15 июля 2012 года по итогам отбора муниципальных образований в Свердловской области и инвестиционных проектов развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства подготовить проект постановления Правительства Свердловской области об утверждении перечня мероприятий на 2012 год областной целевой программы "Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" на 2012-2016 годы, финансируемых за счет субсидий из областного бюджета местным бюджетам.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности Министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, Члена Правительства Свердловской области Н.Б.Смирнова.
5. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после официального опубликования в "Областной газете".
И.о.Председателя Правительства
Свердловской области
В.А.Власов
Областная целевая программа "Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" на 2012-2016 годы
(с изменениями на 4 октября 2013 года)
____________________________________________________________________
По тексту Программы и приложения N 4 к Программе с 13 октября 2012 года слова "Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области" в соответствующем падеже заменены словами "Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области" в соответствующем падеже, слова "Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области" в соответствующем падеже заменены словами "Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области" в соответствующем падеже - постановление Правительства Свердловской области от 26 сентября 2012 года N 1057-ПП.
____________________________________________________________________
1. | Реквизиты правового акта о концепции областной целевой программы | |
2. | Заказчик-координатор областной целевой программы | Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области |
3. | Заказчики областной целевой программы | Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области; Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области |
4. | Цели и задачи областной целевой программы | Цель областной целевой программы "Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" на 2012-2016 годы (далее - Программа): повышение комфортности и безопасности проживания населения Свердловской области за счет развития и модернизации жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры населенных пунктов, объектов размещения и переработки твердых бытовых (коммунальных) отходов, формирования жилищного фонда для переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и (или) с высоким уровнем износа. Задачи Программы: |
5. | Важнейшие целевые показатели областной целевой программы | удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами; снижение степени износа коммунальной инфраструктуры |
6. | Перечень подпрограмм областной целевой программы | "Развитие и модернизация коммунальной инфраструктуры"; "Развитие газификации"; "Чистая вода"; "Обращение с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами"; "Формирование жилищного фонда для переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и (или) с высоким уровнем износа"; "Модернизация лифтового хозяйства в многоквартирных жилых домах"; "Содействие развитию муниципального образования "город Екатеринбург" как центра Свердловской области - "Столица" |
(Строка в редакции, введенной в действие с 24 ноября 2012 года постановлением Правительства Свердловской области от 29 октября 2012 года N 1224-ПП. - См. предыдущую редакцию) | ||
7. | Сроки и этапы реализации областной целевой программы | 2012-2016 годы |
8. | Объемы и источники финансирования областной целевой программы | общий объем финансирования Программы в 2012-2016 годах за счет всех источников финансирования составит 21944275,0 тыс.рублей, в том числе за счет: |
(Строка в редакции, введенной в действие с 13 октября 2012 года постановлением Правительства Свердловской области от 26 сентября 2012 года N 1057-ПП; в редакции, введенной в действие с 24 ноября 2012 года постановлением Правительства Свердловской области от 29 октября 2012 года N 1224-ПП в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2012 года постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 года N 1377-ПП; в редакции, введенной в действие с 21 марта 2013 года постановлением Правительства Свердловской области от 6 марта 2013 года N 249-ПП; в редакции, введенной в действие с 22 июня 2013 года постановлением Правительства Свердловской области от 10 июня 2013 года N 719-ПП; в редакции, введенной в действие с 12 октября 2013 года постановлением Правительства Свердловской области от 4 октября 2013 года N 1203-ПП. - См. предыдущую редакцию) | ||
9. | Наличие и объемы субсидий местным бюджетам на реализацию аналогичных целевых программ | субсидии из областного бюджета составляют 16705500,2 тыс. рублей, в том числе: |
(Строка в редакции, введенной в действие с 24 ноября 2012 года постановлением Правительства Свердловской области от 29 октября 2012 года N 1224-ПП; в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2012 года постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 года N 1377-ПП; в редакции, введенной в действие с 12 октября 2013 года постановлением Правительства Свердловской области от 4 октября 2013 года N 1203-ПП. - См. предыдущую редакцию) | ||
10. | Ожидаемые конечные результаты реализации областной целевой программы | по результатам реализации Программы предполагается достижение следующих результатов: |
(Строка в редакции, введенной в действие с 24 ноября 2012 года постановлением Правительства Свердловской области от 29 октября 2012 года N 1224-ПП. - См. предыдущую редакцию) |
За последние десять лет проблема обеспечения устойчивого и эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области приобрела еще большую остроту. Это связано с тем, что действующие расходные обязательства Свердловской области на развитие этой отрасли не покрывают потребности в ее финансировании. Из-за недостаточных темпов модернизации и развития основных фондов во многих городах и населенных пунктах Свердловской области жилищный фонд и системы коммунальной инженерной инфраструктуры продолжают деградировать.
В 2011 году жилищно-коммунальный комплекс Свердловской области насчитывал:
1) 2697 производственных и отопительных котельных, а также центральных тепловых пунктов, 57 процентов которых работают на твердом и жидком топливе, а 43 процента - на газообразном. Из этого числа 2040 теплоисточников являются муниципальными, а остальные 657 теплоисточников находятся на балансе различных организаций и ведомств;
2) 936 водопроводов хозяйственно-питьевого назначения установленной мощностью около 2,6 миллиона кубических метров в сутки, осуществляющих забор воды из 1339 источников, в том числе 44 поверхностных и 1295 подземных;
3) 67 сооружений водоподготовки, 35 из которых производят очистку воды из подземных источников (обезжелезивание, обеззараживание), а 32 - из поверхностных источников (осветление, обесцвечивание, обеззараживание), и 140 очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации;
4) более 83 тысяч километров инженерных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и канализации;
5) более 2,4 тыс. километров межпоселковых газопроводов и более 6,3 тыс. километров внутри поселковых распределительных газопроводов и газовых сетей;
6) 1600 тепловых, водопроводных и канализационных насосных станций;
7) 108907 многоквартирных и 363092 индивидуальных жилых домов общей площадью 99,4 млн. квадратных метров;
8) 12500 лифтов, обеспечивающих транспортировку людей с одного уровня на другой в 3571 многоквартирном жилом доме;
9) 450 объектов размещения твердых бытовых (коммунальных) отходов общей площадью 970 гектар.
Жилищный фонд и объекты коммунальной инфраструктуры находятся в изношенном состоянии. Нормативный срок отслужили около 60 процентов основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, а в некоторых муниципальных образованиях в Свердловской области эта цифра приближается к 80-90 процентам.
По данным администраций муниципальных образований в Свердловской области, физический износ основных фондов систем теплоснабжения составляет 55,4 процента, водоснабжения - 63,7 процента, водоотведения - 61,6 процента. В результате этого износа потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, в системах водоснабжения составляют более 22 процентов, в системах теплоснабжения - до 20 процентов.
Износ жилищного фонда составляет более 50 процентов, что в свою очередь приводит к увеличению затрат на его содержание. За период с 2006 по 2011 годы ветхий и аварийный жилищный фонд увеличился более чем на 16 процентов, в том числе аварийный жилищный фонд - в 8,7 раза. По состоянию на 1 января 2011 года муниципальный жилищный фонд с износом более 70 процентов и аварийный жилищный фонд составили 1,8 млн.кв.м, или 1,6 процента от общей площади жилищного фонда. Жилищный фонд общей площадью около 295,6 тыс. кв. м является непригодным для проживания.
В настоящее время около 30 процентов лифтов от их общего числа находятся в эксплуатации более 25 лет и согласно требованиям технического регламента о безопасности подлежат модернизации или замене.
Из-за многолетнего отставания темпов строительства систем и сооружений водоснабжения от темпов жилищного и промышленного строительства в настоящее время в 27 населенных пунктах в Свердловской области сохраняется дефицит мощности систем водоснабжения.
Сточные воды, прошедшие через очистные сооружения канализации, на 46 процентов остаются недоочищенными, то есть не соответствуют нормативным требованиям, а 7,1 процента сточных вод сбрасываются в природную среду без очистки.
Отсутствие чистой воды и систем канализации является одной из основных причин распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, возникновения патологий и усиления воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. В отдельных случаях отсутствие доступа к чистой воде и системам канализации может привести к массовым заболеваниям и распространению эпидемий.
Количество населения в Свердловской области, подверженного риску заболеваний, связанных с химическим загрязнением питьевой воды, составляет 1,2 млн. человек, а с микробиологическим - 300 тыс. человек.
Существующее состояние газификации сетевым природным газом в Свердловской области также не в полной мере отвечает ее потребностям, несмотря на достаточно развитую газотранспортную систему.
Сетевой природный газ подведен почти ко всем населенным пунктам городского типа, кроме пяти рабочих поселков: Сосьва, Староуткинск, Дружинино, Гари и Шаля. Доля сельских населенных пунктов с численностью населения более 5 человек, к которым подведен природный газ, на 1 января 2011 года составляла всего 15 процентов.
Недостаточно развита и газораспределительная сеть в населенных пунктах, имеющих природный газ, что в свою очередь сдерживает рост уровня газификации жилищного фонда и объектов коммунальной сферы в Свердловской области. Так, уровень газификации квартир (домов) природным газом в Свердловской области на 1 января 2011 года составил 53,6 процента, в том числе в сельской местности - около 14,3 процента.
Следует также отметить, что развитие газификации в Свердловской области, в частности перевод частного жилищного фонда в Свердловской области с централизованного отопления на отопление от индивидуального источника теплоснабжения, работающего на природном газе, позволило бы значительно сократить потери тепловой энергии в процессе транспортировки до потребителя.
Остаются нерешенными проблемы применения для выработки тепловой энергии морально и физически устаревшего оборудования, а также отсутствия водоподготовки на котельных. Следствием этого является неэффективное использование ресурсов в процессе производства тепловой энергии, что в сочетании с высокими потерями при ее транспортировке до потребителей приводит к предоставлению услуги теплоснабжения не в полном объеме и ненадлежащего качества.
Одной из актуальных проблем в городах и населенных пунктах Свердловской области является сбор, хранение и утилизация твердых бытовых отходов.
По состоянию на 1 января 2011 года отдельные полигоны твердых бытовых отходов не соответствуют требованиям природоохранного законодательства, не имеют проектов на строительство, а те полигоны, для которых такие проекты разработаны, эксплуатируются со значительными отклонениями от утвержденных показателей. В настоящее время инфраструктура сбора и переработки отходов развита слабо. Все это служит причиной увеличения негативного воздействия данных объектов на окружающую среду и здоровье человека.
В ходе анализа состояния жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области выявлены следующие основные проблемы:
1) недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей общества, в том числе связанных с новым строительством;
2) неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов;
3) высокий уровень морального и физического износа жилых домов, а также коммунальных объектов и сооружений;
4) неэффективное использование ресурсов, в том числе наличие значительных потерь в процессе производства и транспортировки коммунальных ресурсов;
5) низкая эффективность системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, преобладание административных методов хозяйствования над рыночными.
Реализация Программы позволит создать условия для повышения качества и надежности предоставляемых гражданам жилищно-коммунальных услуг, повышения уровня благоустройства жилищного фонда в городах и иных населенных пунктах в Свердловской области, создания комфортной среды для проживания населения, в том числе за счет достижения баланса социально-экономических интересов потребителей, производителей и иных участников рынка жилищно-коммунальных услуг и привлечения инвестиций для развития и модернизации жилищно-коммунального комплекса Свердловской области.
Это соответствует целям и задачам реформирования жилищно-коммунального хозяйства, определенным Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 1757-р, Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы", Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года", Концепцией реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2009-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 22.12.2008 N 1354-ПП "О Концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2009-2020 годы".