ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 марта 2012 года N 332-ПП
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года", Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2010 N 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011-2017 годы", Распоряжений Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 102-р и от 17.11.2008 N 1662-р, Закона Свердловской области от 15 июня 2011 года N 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы" ("Областная газета", 2011, 17 июня, N 212-215) с изменениями, внесенными Законом Свердловской области от 9 ноября 2011 года N 109-ОЗ ("Областная газета", 2011, 12 ноября, N 417-420), Постановления Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 8-1, ст.1274) с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Свердловской области от 14.08.2009 N 926-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, N 8-1, ст. 1044), от 29.12.2010 N 1910-ПП ("Областная газета", 2011, 18 января, N 7), Постановления Правительства Свердловской области от 22.12.2008 N 1354-ПП "О Концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2009 - 2020 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 12-6, ст.2157) Правительство Свердловской области
постановляет:
1. Утвердить Концепцию областной целевой программы "Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" на 2012-2016 годы (далее - Программа) (прилагается).
2. Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (Смирнов Н.Б.) обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Свердловской области до 20 апреля 2011 года.
3. Министерству строительства и архитектуры Свердловской области (Федоров С.В.) в срок до 15 апреля 2012 года внести изменения в областную целевую программу "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1487-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области" на 2011-2015 годы" ("Областная газета", 2010, 26 ноября, N 422-423/СВ) с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Свердловской области от 10.11.2010 N 1632-ПП ("Областная газета", 2010, 19 ноября, N 412-413), от 10.03.2011 N 232-ПП ("Областная газета", 2011, 26 марта, N 91-96), от 25.04.2011 N 454-ПП ("Областная газета", 2011, 21 мая, N 171-173), от 27.05.2011 N 634-ПП ("Областная газета", 2011, 4 июня, N 194-196), 27.10.2011 N 1493-ПП ("Областная газета", 2011, 11 ноября, N 413-416), от 06.12.2011 N 1650-ПП ("Областная газета", 2011, 8 декабря, N 462-464), от 12.12.2011 N 1684-ПП ("Областная газета", 2011, 17 декабря, N 476-478), от 16.12.2011 N 1724-ПП ("Областная газета", 2011, 24 декабря, N 487-488), исключив из нее подпрограмму "Развитие и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" и подпрограмму "Строительство и реконструкция жилых домов на территориях муниципальных образований в Свердловской области в целях переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и (или) с высоким уровнем износа".
4. Постановление Правительства Свердловской области от 01.06.2010 N 850-ПП "Об утверждении Концепции региональной программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области на 2010 - 2020 годы" ("Областная газета", 2010, 5 июня, N 197-198) признать утратившим силу.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, члена Правительства Свердловской области Смирнова Н.Б.
6. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".
И.о. Председателя Правительства
Свердловской области
В.А.Власов
Концепция областной целевой программы "Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" на 2012-2016 годы
За последние десять лет проблема обеспечения устойчивого и эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области приобрела еще большую остроту. Это связано с тем, что действующие расходные обязательства Свердловской области на развитие этой отрасли не покрывают потребности в ее финансировании. Из-за недостаточных темпов модернизации и развития основных фондов во многих городах и населенных пунктах Свердловской области жилищный фонд и системы коммунальной инженерной инфраструктуры продолжают деградировать.
В 2011 году жилищно-коммунальный комплекс Свердловской области насчитывал:
1) 2697 производственных и отопительных котельных, а также центральных тепловых пунктов, 57 процентов которых работают на твердом и жидком топливе, а 43 процента - на газообразном. Из этого числа 2040 теплоисточников являются муниципальными, а остальные 657 теплоисточников находятся на балансе различных организаций и ведомств;
2) 936 водопроводов хозяйственно-питьевого назначения установленной мощностью около 2,6 миллиона кубических метров в сутки, осуществляющих забор воды из 1339 источников, в том числе 44 поверхностных и 1295 подземных;
3) 67 сооружений водоподготовки, 35 из которых производят очистку воды из подземных источников (обезжелезивание, обеззараживание), а 32 - из поверхностных источников (осветление, обесцвечивание, обеззараживание), и 140 очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации;
4) более 83 тысяч километров инженерных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и канализации;
5) более 2,4 тыс. километров межпоселковых газопроводов и более 6,3 тыс. километров внутрипоселковых распределительных газопроводов и газовых сетей;
6) 1600 тепловых, водопроводных и канализационных насосных станций;
7) 108907 многоквартирных и 363092 индивидуальных жилых домов общей площадью 99,4 млн. квадратных метров;
8) 12500 лифтов, обеспечивающих транспортировку людей с одного уровня на другой в 3571 многоквартирном жилом доме;
9) 533 объекта размещения твердых бытовых (коммунальных) отходов, из которых лицензированными являются 75 объектов.
Существенно изменилась структура жилищного фонда, что связано с дальнейшим уменьшением доли государственного жилья и увеличением частного. Так, в 2002 году жилищный фонд, находящийся в частной собственности граждан и юридических лиц, составлял 66,4 процента, а к началу 2011 года этот показатель достиг 81,6 процента.
Жилищный фонд и объекты коммунальной инфраструктуры находятся в изношенном состоянии. Нормативный срок отслужили около 60 процентов основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, а в некоторых муниципальных образованиях в Свердловской области эта цифра приближается к 80-90 процентам.
По данным администраций муниципальных образований в Свердловской области, физический износ основных фондов систем теплоснабжения составляет 55,4 процента, водоснабжения - 63,7 процента, водоотведения - 61,6 процента. В результате этого износа потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, в системах водоснабжения составляют более 22 процентов, в системах теплоснабжения - до 20 процентов.
Износ жилищного фонда составляет более 50 процентов, что в свою очередь приводит к увеличению затрат на его содержание. За период с 2006 по 2011 годы ветхий и аварийный жилищный фонд увеличился более чем на 16 процентов, в том числе аварийный жилищный фонд - в 8,7 раза. По состоянию на 1 января 2011 года муниципальный жилищный фонд с износом более 70 процентов и аварийный жилищный фонд составили 1,85 млн.кв.м, или 1,9 процента от общей площади жилищного фонда. Жилищный фонд общей площадью около 295,6 тыс. кв. м является непригодным для проживания.
Первые многоквартирные жилые дома, оборудованные лифтами, были построены в Свердловской области в 1968 году. В настоящее время около 30 процентов лифтов от их общего числа находятся в эксплуатации более 25 лет и согласно требованиям технического регламента о безопасности подлежат модернизации или замене. Это прежде всего лифты с ручным и полуавтоматическим приводом, выпущенные Спитакским и Никопольским заводами, которые в настоящее время не существуют.
Из-за многолетнего отставания темпов строительства систем и сооружений водоснабжения от темпов жилищного и промышленного строительства в настоящее время в 27 населенных пунктах в Свердловской области сохраняется дефицит мощности систем водоснабжения.
Сточные воды, прошедшие через очистные сооружения канализации, на 45 процентов остаются недоочищенными, то есть не соответствуют нормативным требованиям, а 8,6 процента сточных вод сбрасываются в природную среду без очистки.
Отсутствие чистой воды и систем канализации является одной из основных причин распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, возникновения патологий и усиления воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. В отдельных случаях отсутствие доступа к чистой воде и системам канализации может привести к массовым заболеваниям и распространению эпидемий.
Количество населения в Свердловской области, подверженного риску заболеваний, связанных с химическим загрязнением питьевой воды, составляет 1,2 млн. человек, а с микробиологическим - 300 тыс. человек.
Существующее состояние газификации сетевым природным газом в Свердловской области также не в полной мере отвечает ее потребностям, несмотря на достаточно развитую газотранспортную систему.
Сетевой природный газ подведен почти ко всем населенным пунктам городского типа, кроме пяти рабочих поселков: Сосьва, Староуткинск, Дружинино, Гари и Шаля. Доля сельских населенных пунктов с численностью населения более 5 человек, к которым подведен природный газ, на 1 января 2011 года составляла всего 15 процентов.
Недостаточно развита и газораспределительная сеть в населенных пунктах, имеющих природный газ, что в свою очередь сдерживает рост уровня газификации жилищного фонда и объектов коммунальной сферы в Свердловской области. Так, уровень газификации квартир (домов) природным газом в Свердловской области на 1 января 2011 года составил 53,6 процента, в том числе в сельской местности - около 14,3 процента.
Следует также отметить, что развитие газификации в Свердловской области, в частности перевод частного жилищного фонда в Свердловской области с централизованного отопления на отопление от индивидуального источника теплоснабжения, работающего на природном газе, позволило бы значительно сократить потери тепловой энергии в процессе транспортировки до потребителя.
Остаются нерешенными проблемы применения для выработки тепловой энергии морально и физически устаревшего оборудования, а также отсутствия водоподготовки на котельных. Следствием этого является неэффективное использование ресурсов в процессе производства тепловой энергии, что в сочетании с высокими потерями при ее транспортировке до потребителей приводит к предоставлению услуги теплоснабжения не в полном объеме и ненадлежащего качества.
Одной из актуальных проблем в городах и населенных пунктах Свердловской области является сбор, хранение и утилизация твердых бытовых отходов.
По состоянию на 1 января 2011 года отдельные полигоны твердых бытовых отходов не соответствуют требованиям природоохранного законодательства, не имеют проектов на строительство, а те полигоны, для которых такие проекты разработаны, эксплуатируются со значительными отклонениями от утвержденных показателей. В настоящее время инфраструктура сбора и переработки отходов развита слабо. Все это служит причиной увеличения негативного воздействия данных объектов на окружающую среду и здоровье человека.
С учетом сложности проблем, имеющихся в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и необходимости выработки комплексного и системного их решения, обеспечивающего кардинальное улучшение качества жизни населения и повышение эффективности функционирования отрасли, Правительством Российской Федерации предусматривается разработка соответствующих региональных целевых программ.
Концепция областной целевой программы "Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" на 2012-2016 годы" (далее - Программа) разработана в развитие следующих федеральных нормативных и правовых актов:
3) Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
4) Концепции федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы", утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 102-р;
5) Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 1757-р.
Реализация Программы позволит повысить качество и надежность предоставляемых гражданам жилищно-коммунальных услуг, уровень благоустройства жилищного фонда в городах и иных населенных пунктах в Свердловской области, создать комфортную среду для проживания населения и эффективное жилищно-коммунальное хозяйство, в том числе за счет достижения баланса социально-экономических интересов потребителей, производителей и иных участников рынка жилищно-коммунальных услуг и привлечения инвестиций для развития и модернизации жилищно-коммунального комплекса Свердловской области.
Это соответствует целям и задачам реформирования жилищно-коммунального хозяйства, определенным Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 1757-р, Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы" ("Областная газета", 2011, 17 июня, N 212-215) с изменениями, внесенными Законом Свердловской области от 9 ноября 2011 года N 109-ОЗ ("Областная газета", 2011, 12 ноября, N 417-420), Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, одобренной Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 8-1, ст.1274) с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Свердловской области от 14.08.2009 N 926-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, N 8-1, ст.1044), от 29.12.2010 N 1910-ПП ("Областная газета", 2011, 18 января, N 7), Концепцией реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2009-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 22.12.2008 N 1354-ПП "О Концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2009-2020 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 12-6, ст.2157).
Негативные экономические условия функционирования организаций жилищно-коммунального комплекса и недостаточные инвестиционные возможности бюджетов привели к недофинансированию развития основных производственных фондов отрасли и поддержания надлежащего технического состояния жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, в результате чего наблюдается:
1) недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей общества, в том числе связанных с новым строительством;
2) неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов;
3) высокий уровень морального и физического износа жилых домов, а также коммунальных объектов и сооружений;
4) неэффективное использование ресурсов, в том числе наличие значительных потерь в процессе производства и транспортировки коммунальных ресурсов;
5) низкая эффективность системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, преобладание административных методов хозяйствования над рыночными.
Проблемы восстановления и развития основных фондов жилищного и коммунального хозяйства могут быть решены за счет строительства новых объектов и модернизации действующих, что приведет к созданию условий для повышения комфортности среды проживания населения.
В сложившихся условиях дефицитности бюджетов решить имеющиеся проблемы отрасли, требующие значительных ассигнований, невозможно без использования новых форм государственно-частного партнерства.
Однако государственное регулирование тарифов на услуги по газоснабжению, теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, а также необходимость обеспечения доступности жилищно-коммунальных услуг для населения не позволяют привлечь достаточный объем внебюджетных средств на выполнение капиталоемких инвестиционных проектов.
Использование программно-целевого метода с участием средств областного бюджета обусловлено тем, что изложенные проблемы в данной сфере носят межведомственный характер, взаимосвязаны между собой, требуют значительных инвестиционных ресурсов и выработки комплексного и системного их решения и не могут быть решены в пределах одного финансового года.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить адресность, последовательность исполнения взаимоувязанных проектов по срокам их реализации и контроль инвестирования государственных средств в развитие и модернизацию жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
Кроме того, программно-целевой метод позволит обеспечить концентрацию ресурсов на решение приоритетных задач с учетом бюджетных ограничений и создание эффективного механизма координации и интеграции бюджетных ресурсов.