Требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ростовской области
1. Требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ростовской области (далее - Требования) разработаны в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 03.03.2003 N 156 "Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 28.12.2004 N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации".
2. Настоящие Требования определяют порядок разработки планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - План) и соответствующих им календарных планов оперативных мероприятий (далее - Календарный план) при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации, обусловленной разливом нефти и нефтепродуктов Ростовской области, муниципальных образований Ростовской области и организаций, независимо от форм собственности, осуществляющих переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов (далее - организация).
3. Зоной действия Плана является территория, граница которой соответствует максимально возможной площади загрязнения нефтепродуктом, с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий).
В пределах зоны действия Плана организация обязана обеспечить ликвидацию разлива нефтепродуктов (далее - ЛРН) независимо от источника, времени разлива и места последующего нахождения разлитой нефти и нефтепродуктов.
4. Силы и средства других организаций, осуществляющих свою деятельность в этой зоне, могут привлекаться к выполнению работ по ЛРН на договорной основе.
5. Планы разрабатываются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов:
нефтеналивное судно - 2 танка;
нефтеналивная баржа - 50 процентов ее общей грузоподъемности;
стационарные и плавучие добывающие установки и нефтяные терминалы - 1500 тонн;
автоцистерна - 100 процентов объема;
железнодорожный состав - 50 процентов общего объема цистерн в железнодорожном составе;
трубопровод при порыве - 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порванном участке трубопровода;
трубопровод при проколе - 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней;
стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов - 100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения.
6. В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;
регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;
федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).
7. В Ростовской области, в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), разрабатываются Планы и Календарные планы территориальной (областной) подсистемы РСЧС Ростовской области, соответствующие планы муниципальных звеньев территориальной (областной) подсистемы РСЧС Ростовской области, а также Планы и Календарные планы организаций.
8. Планами должны предусматриваться:
прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов; количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайных
ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов (далее именуются - силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;
организация взаимодействия сил и средств;
состав и дислокация сил и средств;
организация управления, связи и оповещения;