____________________________________________________________________
Отменен с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 6 августа 2020 года N 1192
____________________________________________________________________
В целях обеспечения Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 35, ст.3582; 2002, N 16, ст.1569),
приказываю:
Утвердить прилагаемые Указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации.
Министр
В.Г.Артюхов
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
8 мая 2003 года,
регистрационный N 4516
УКАЗАНИЯ
по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийных разливов к чрезвычайной ситуации
1. Указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийных разливов к чрезвычайной ситуации (далее - Указания) разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов"*.
________________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 35, ст.3582; 2002, N 16, ст.1569.
2. Настоящие Указания применяются территориальными органами и специализированными морскими инспекциями МПР России, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"*, при организации работ и осуществлении контроля за ликвидацией последствий разливов нефти и нефтепродуктов, представлении информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийными разливами.
________________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 46, ст.4459, 1997, N 17, ст.2011; 2002, N 15, ст.1439.
3. Организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, а также иные организации, имеющие опасные производственные объекты и обязанные в соответствии с законодательством разрабатывать и согласовывать в установленном порядке планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - планы ЛАРН), в случаях аварийных разливов информируют соответствующие территориальные органы или специализированные морские инспекции МПР России по установленному образцу (приложение 1).
4. При поступлении в территориальный орган или специализированную морскую инспекцию МПР России информации о разливе нефти и нефтепродуктов руководители территориального органа или специализированной морской инспекции МПР России или должностные лица, уполномоченные распоряжением руководителей указанных органов, на основании значений нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации (приложение 2) оценивают угрозу возникновения чрезвычайной ситуации. Для уточнения параметров и условий аварийного разлива может быть сделан запрос о дополнительной информации или проведено ознакомление на месте, в том числе, в порядке контрольно-инспекционных мероприятий.
5. Исходя из места расположения и условий разлива, степени готовности и фактических действий сил и средств, привлекаемых для его ликвидации, предварительной оценки размера вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения нефтью и нефтепродуктами и в ходе устранения аварийной ситуации и ее последствий, территориальные органы и специализированные морские инспекции МПР России могут давать органам управления, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предложения по приданию аварийному разливу статуса чрезвычайной ситуации при более низких значениях разлива, а также предложения по повышению категории чрезвычайной ситуации, объявленной по факту разлива.
6. Территориальные органы МПР России по согласованию с территориальными органами МЧС России могут принимать решение о снижении уровня разлива нефти и нефтепродуктов на местности для отнесения его к чрезвычайной ситуации с учетом природно-климатических и иных особенностей региона, в том числе дифференцированно по административным районам и муниципальным образованиям.
7. Вне зависимости от придания в установленном порядке аварийному разливу нефти и нефтепродуктов статуса чрезвычайной ситуации, территориальные органы и специализированные морские инспекции МПР России осуществляют контроль за ликвидацией разлива и последствий его негативного воздействия на окружающую среду.
ПЕРЕЧЕНЬ
обязательных сведений для сообщения об аварийном разливе нефти и нефтепродуктов в территориальные органы и спецморинспекции МПР России
1. Дата, время и место разлива нефти и нефтепродуктов.
2. Источник загрязнения.
3. Причина разлива нефти и нефтепродуктов.
4. Вид и ориентировочное количество пролитых нефти и нефтепродуктов.
5. Площадь загрязнения.
6. Назначение и вид использования загрязненной территории (акватории).
7. Гидрометеорологическая обстановка.
8. Попадание или угроза попадания в поверхностные или подземные воды.
9. Для промышленных площадок: попадание или угроза попадания на сопредельные территории.
10. Для акваторий: скорость распространения и направление дрейфа пятна нефти и нефтепродуктов, вероятность загрязнения береговой линии.
11. Возможность или невозможность ликвидации загрязнения собственными силами в сроки, предусмотренные планом ЛАРН.
12. Принятые меры.
13. Дополнительная информация о разливе и ходе его ликвидации.
Значения нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации
Таблица 1
На внутренних морских водах, территориальном море и в исключительной экономической зоне Российской Федерации
Объект | Нижний уровень разлива |
Масса, т | |
Азовское море | 0,5 |
Черное море | 1 |
Каспийское море | |
- Северный Каспий | 0,5 |
- устье Волги | 0,1 |
Балтийское море | 0,3 |
Моря Северного Ледовитого океана | 0,5 |
Устье Северной Двины | 0,3 |
Моря Тихого океана | 1 |
Таблица 2
На поверхностных водных объектах (за исключением торфяных болот)
Нижний уровень разлива | ||
Масса, т | ||
Категория водных объектов | Легкие нефте- | Нефть и тяжелые нефте- |
Рыбохозяйственные водоемы | 0,5 | 1 |
Водоемы хозяйственно-питьевого водопользования | 0,5 | 1 |
Водоемы культурно-бытового водопользования | 1 | 1,5 |
Таблица 3
На местности, в том числе, на поверхности торфяных болот (в тоннах)
Источник | Вид | Вид территории | |||||
загрязнения | загряз- | промышленные площадки | территории населенных пунктов | водоох- | прочие терри- | ||
с твер- | без покры- | с твер- | без покры- | водных объектов | |||
Разведочные и эксплуатационные скважины | Нефть* | 40 | 20 | 30 | 15 | 3 | 7 |
________________ * Учитывается масса нефти с пластовыми и подтоварными водами. | |||||||
Нефте- и | Нефть | 40 | 20 | 30 | 15 | Любой | 7 |
продуктопроводы* | Легкие нефте- | 30 | 15 | 20 | 5 | факт разлива | 3 |
________________ * В соответствии с Инструкцией о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной приказом МЧС России от 07.07.97 N 382, любой факт порыва магистрального трубопровода требует оповещения органов МЧС России. | |||||||
Авто- и железнодорожные цистерны | Нефть и тяжелые нефте- | 10 | 5 | 5 | 3 |
| 3 |
Легкие нефте- | 5 | 3 | 3 | 1 | разлива | 1 | |
Крупнотоннажные стационарные | Нефть | 30 | 15 | 20 | 7 | 3 | 7 |
хранилища | Тяжелые нефте- | 40 | 20 | 30 | 15 | 5 | 15 |
Легкие нефте- | 20 | 7 | 10 | 5 | 1 | 5 | |
Мелкотоннажные хранилища, объекты | Нефть | 10 | 5 | 6 | 2 | 2 | |
розничной реализации нефтепродуктов и | Тяжелые нефте- | 20 | 7 | 10 | 5 | Любой факт разлива | 5 |
иные источники | Легкие нефте- | 10 | 5 | 6 | 0,5 | 0,5 |
Текст документа сверен по:
"Бюллетень нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти",
N 29, 21.07.2003