ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
от 28 декабря 2012 года N 54-рз
О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ ДО 2025 ГОДА
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Республики Северная Осетия-Алания от 18.09.2019 N 60-РЗ, вступившего в силу со дня официального опубликования.
____________________________________________________________________
{Изменения и дополнения:
Закон РСО-Алания от 13.05.14 N 13-рз; НГР: ru 15000201400139}
Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2025 года.
Признать утратившим силу Закон Республики Северная Осетия - Алания от 31 марта 2008 года N 6-РЗ "О Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2030 года".
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава
Республики Северная Осетия - Алания Т. Мамсуров
ВВЕДЕНИЕ
Стратегия социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2025 года (далее - Стратегия) доработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 г. N 2444-Р "О плане мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года", а также с распоряжением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 22.04.2011 г. N 99-РА "План мероприятий Республики Северная Осетия - Алания по реализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года" (Пункт 3 "Корректировка Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2025 года с учетом Стратегии").
Процесс разработки Стратегии основывался на следующих принципах:
единство и целостность - соответствие Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, отраслевым Стратегиям Российской Федерации, федеральным программным документам развития экономики и социальной сферы. В работе использованы материалы действующей Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2030 г., учтены рекомендации проектов нормативных правовых актов различного уровня, касающиеся вопросов стратегического планирования развития территории, методические рекомендации по подготовке стратегий социально-экономического развития региона, разработанные Министерством регионального развития Российской Федерации;
прозрачность (открытость) - публичность прохождения процесса разработки с привлечением максимального количества представителей заинтересованных сторон. Предварительные материалы Стратегии и ее отдельные разделы обсуждались в процессе совещаний, проведенных Министерством экономического развития Республики Северная Осетия - Алания, с участием представителей: Администрации Главы Республики Северная Осетия - Алания и Правительства Республики Северная Осетия - Алания; Министерства промышленности, транспорта и энергетики Республики Северная Осетия - Алания; Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания; Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания; Министерства Республики Северная Осетия - Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта; Министерства архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия - Алания; Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания; Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания; Министерства культуры и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия - Алания; Министерства образования и науки Республики Северная Осетия - Алания; Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания; Комитета жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Алания; Комитета дорожного хозяйства Республики Северная Осетия - Алания; Комитета Республики Северная Осетия - Алания по туризму и курортному делу; Комитета по связи и информационным технологиям Республики Северная Осетия - Алания; Комитета Республики Северная Осетия - Алания по занятости населения; Комитета Республики Северная Осетия - Алания по охране окружающей среды и природных ресурсов; Комитета Парламента Республики Северная Осетия - Алания по бюджету, налогам, собственности и кредитным организациям; Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Республике Северная Осетия - Алания; администрации местного самоуправления муниципального образования г. Владикавказ и других муниципальных образований Республики Северная Осетия - Алания; Торгово-промышленной палаты Республики Северная Осетия - Алания; Владикавказского научного центра Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия - Алания; Горского государственного аграрного университета; Северо-Кавказского горно-металлургического института (ГТУ); Северо-Осетинского государственного университета; представителей бизнеса и общественных организаций;
приоритет компетенций - привлечение к разработке Стратегии авторитетных экспертов (представителей коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе общественных независимых экспертов, представителей научного сообщества). Стратегия разработана Инвестиционно-консалтинговой компанией AV по заказу Министерства экономического развития Республики Северная Осетия - Алания. В качестве экспертов проекта привлекались представители научных организаций;
научность - опора на существующие научные достижения в теории и практике, объективные законы и закономерности; финансовая обеспеченность – в рамках Стратегии представлены финансовые механизмы, обеспечивающие достижимость поставленных целей. Все прогнозы в Стратегии выполнены в ценах 2010 г. (в Приложении 1 приводятся данные в ценах 2008 г. для сопоставления со Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года), потребность в финансировании рассчитывается в ценах 2011 г., данные статистики использованы по состоянию на 1 января 2011 года;
согласованность - непротиворечивость действий органов исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания действиям федеральных органов исполнительной власти;
внутренняя сбалансированность - увязка интересов всех субъектов региональной экономики с интересами республики;
результативность и эффективность функционирования - оценка эффективности реализации Стратегии структурно вписывается в систему индикаторов развития, определенных в Стратегии.
Стратегия состоит из четырех разделов: стратегическая диагностика, стратегическая доктрина, система мероприятий, механизмы и инструменты реализации Стратегии.
В рамках стратегической диагностики дается характеристика Республики Северная Осетия - Алания, оценка социально-экономического положения республики в разрезе выделенных комплексов, проводится анализ внешне-экономического окружения, определяются стратегические факторы развития региона.
На основании результатов диагностики формируется доктрина развития республики, которая включает: ценности; видение; стратегические цели и оценка их соответствия целям федерального правительства; сценарии и этапы развития; приоритетные направления модернизации и развития экономики и социальной сферы; индикаторы социально-экономического развития республики.
В рамках установленных целей и приоритетов формируется система мероприятий, обеспечивающая достижение целевых значений индикаторов.
Механизмы реализации Стратегии увязывают поставленные цели, ресурсы и исполнителей в рамках программно-целевого подхода к управлению.
Методологической основой Стратегии является рассмотрение социально-экономической системы Республики Северная Осетия - Алания в разрезе 7-ми комплексов (промышленного, агропромышленного, инфраструктурного, торгово-транспортно-логистического, социального, инновационного и туристско-рекреационного) и 4-х систем (безопасности, культурных коммуникаций, институциональной и пространственного развития), обеспечивающих развитие как на этапе стратегической диагностики, так и на последующих этапах: стратегической доктрины и определения механизмов реализации Стратегии в целом (система мероприятий).
1. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
1.1. Характеристика Республики Северная Осетия - Алания
Республика Северная Осетия - Алания - субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Кавказского федерального округа (далее – СКФО), состоящий из 1 города республиканского подчинения и 8 муниципальных районов.
Численность постоянного населения Республики Северная Осетия - Алания на 1 января 2010 г. составила 700 858 чел.
Административный центр Республики Северная Осетия - Алания - муниципальное образование город Владикавказ (наделен статусом городского округа, далее – г. Владикавказ) с численностью населения около 312,2 тыс. чел.[1] Расстояние от г. Владикавказа до г. Москвы - 1 805 км.
Республика Северная Осетия - Алания является одним из самых густонаселённых субъектов Российской Федерации. По состоянию на 1 января 2011 г. средняя плотность населения в регионе составила 89,0 чел./кв. км, занимая пятое место в стране по этому показателю. Реальная плотность населения в местах проживания основной части населения составляет более 140 чел./кв. км. Почти половина населения республики (46%) проживает в г. Владикавказе с подчинёнными ему населёнными пунктами.
В Республике Северная Осетия - Алания представлено более 100 национальностей. Самым многочисленным народом являются осетины - 62,7% от общей численности населения. Языком межнационального общения является русский – государственный язык Российской Федерации.
Республика расположена на северном склоне Большого Кавказа и граничит на юге с Грузией и Республикой Южная Осетия, на западе и северо-западе - с Кабардино-Балкарской Республикой, на северо-востоке – с Чеченской Республикой, на севере – со Ставропольским краем, на востоке – с Республикой Ингушетия.
Площадь Республики Северная Осетия - Алания - 8 000 кв. км, из них на долю горной полосы приходится 3 850 кв. км, то есть 48% всей площади. 4 121 кв. км занимают низменности и равнины: на севере – Ставропольская равнина, южнее - Терский и Сунженский хребты, в центральной части – Северо-Осетинская равнина, на юге – Главный, или Водораздельный, хребет Большого Кавказа. Высшая точка – гора Казбек, 5 033 м. В горной части республики, севернее Главного хребта, параллельно проходят четыре больших хребта: Боковой, Скалистый, Пастбищный и Лесистый. Хребты разрезаны ущельями, главными из которых являются Дарьяльское, Геналдонское, Куртатинское, Кассарское, Алагирское и Дигорское (Рисунок 1). Наибольшая протяженность республики с севера на юг - 125 км, с запада на восток – 120 км, наиболее узкая ее часть ("осетинский коридор") – около 3-х км.
С севера на юг республики, на протяжении более 100 км, природные зоны сменяют одна другую: степь, лесостепь, буково-грабовые леса, горные степи, сосновые леса, березовое криволесье, карстовая зона, альпийские луга, горная тундра, вечные снега и ледники. В республике преобладает умеренно-континентальный климат.
По своему географическому положению Республика Северная Осетия - Алания лежит в зоне развития субтропического климата, но она отделена от южных областей мощными горными хребтами и значительно открыта к северу. Важным показателем для климата республики можно считать продолжительность солнечного сияния в течение года. В горной зоне этот показатель колеблется от 1 980 до 2 780 часов. Подобные горно-рекреационные показатели имеют Швейцария, Австрия, Италия.
Рисунок 1
Республика Северная Осетия - Алания - регион с развитой промышленностью и многоотраслевым сельским хозяйством. В земледелии преобладает зерновое хозяйство (пшеница, кукуруза, ячмень), выращивают картофель, овощи, подсолнечник, технические культуры. Развито садоводство. В животноводстве преимущественное значение придается разведению скота молочно-мясного направления.
Земельные ресурсы Республики Северная Осетия - Алания представлены большим разнообразием почвенного покрова: горно-луговые почвы, выщелоченные и предкавказские карбонатные черноземы.
Самая крупная река на территории республики - Терек[2], прочие реки, протекающие по территории субъекта, относятся к ее бассейну, важнейшие из них - Урух, Ардон, Фиагдон, Гизельдон. Они используются для орошения и служат источником гидроэнергии. Вдоль речных долин проложены дороги, связывающие горные районы и равнинную часть республики.
Республика Северная Осетия - Алания имеет важное стратегическое значение для России за счет выгодного транспортно-географического положения, так как через ее территорию имеется безопасный прямой выход в Закавказье через Главный Кавказский хребет посредством двух магистральных путей. Первый - участок Военно-Грузинской автомобильной дороги от г. Владикавказа до российско-грузинской границы в Дарьяльском ущелье. Второй – действующий с 1980-х гг. тоннель сквозь Главный Кавказский хребет на Транскавказской автомобильной дороге, которая представляет собой кратчайший путь между европейским центром России и Закавказьем, Турцией и Ираном.
1.2. Оценка социально-экономического положения Республики Северная Осетия - Алания
Диагностика базовых индикаторов развития Республики Северная Осетия - Алания проведена в разрезе следующих показателей: валовой региональный продукт; инвестиции в основной капитал; индекс промышленного производства; динамика основных показателей консолидированного бюджета.
По объему валового регионального продукта (далее - ВРП) Республика Северная Осетия - Алания находится на четвертом месте (после Ставропольского края, Республики Дагестан и Кабардино-Балкарской Республики) среди субъектов, входящих в состав СКФО (Таблица 1), однако по показателю ВРП на душу населения Республика Северная Осетия - Алания занимает второе место (уступает только Ставропольскому краю), но при этом в 3 раза отстает от значения этого показателя в среднем по Российской Федерации (Таблица 2).
Таблица 1 - Динамика объема ВРП Республики Северная Осетия - Алания в сравнении с субъектами СКФО, млн руб. в текущих основных ценах
Объем производства ВРП | Место по объему ВРП в 2010 г. в рейтинге субъектов РФ | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Ставропольский | 31 | 53 732 | 67 860 | 80 535 | 101 383 | 122 235 | 146 569 | 181 675 | 222240 | 274992 | 277251 | 316889 |
Республика | 33 | 20 921 | 31 544 | 41 441 | 57 627 | 80 712 | 90 443 | 124 154 | 156 929 | 216277 | 257833 | 285279 |
Чеченская | 72 | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | 22 899 | 32 344 | 48056 | 66274 | 64308 | 69676 |
Кабардино- | 70 | 14 081 | 19 443 | 22 775 | 25 997 | 29 053 | 36 833 | 43 310 | 48909 | 58 093 | 65660 | 76057 |
Республика | 71 | 8 363 | 12 665 | 15 998 | 18 925 | 24 268 | 31 182 | 43 341 | 52805 | 57707 | 65140,7 | 74885,9 |
Карачаево- | 75 | 5 462 | 7 325 | 10 235 | 11 481 | 13 127 | 16 724 | 23 260 | 27470 | 35714 | 38584 | 43324 |
Республика | 81 | 2 619 | 3 604 | 3 582 | 4 757 | 6 210 | 7 419 | 9 034 | 16812 | 19173 | 18953 | 21537 |
Источник: Росстат[3], Осетиястат, 2011 г.
Таблица 2 - Динамика объема ВРП Республики Северная Осетия - Алания на душу населения в сравнении с субъектами СКФО, тыс. руб.
Объем производства ВРП на душу населения (тыс. руб.) | Место по объему ВРП на душу населения в 2010 г. в рейтинге субъектов РФ | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Ставропольский край | 68 | 20 | 25 | 29 | 37 | 45 | 54 | 67 | 82 | 102 | 102 | 114 |
Карачаево-Черкесская Республика | 76 | 12 | 17 | 23 | 26 | 30 | 39 | 54 | 64 | 84 | 90 | 91 |
Республика Северная Осетия-Алания | 71 | 12 | 18 | 23 | 27 | 34 | 44 | 62 | 75 | 82 | 91 | 105 |
Республика Дагестан | 74 | 9 | 13 | 16 | 22 | 31 | 34 | 47 | 59 | 80 | 95 | 98 |
Кабардино-Балкарская Республика | 77 | 16 | 22 | 25 | 29 | 32 | 41 | 49 | 55 | 65 | 74 | 89 |
Чеченская Республика | 79 | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | 20 | 28 | 40 | 54 | 51 | 55 |
Республика Ингушетия | 80 | 7 | 8 | 8 | 10 | 13 | 15 | 18 | 34 | 38 | 37 | 53 |
Источник: Росстат
Лидирующие позиции по видам экономической деятельности в структуре ВРП в 2010 г. имеют: оптовая и розничная торговля - 21% (15,8 млрд руб.), сельское хозяйство – 18,5% (13,9 млрд руб.), государственное управление и обеспечение безопасности – 12% (9 млрд руб.), обрабатывающие производства – 10,3% (7,7 млрд руб.), строительство – 5,5% (4,1 млрд руб.) (Таблица 3, Таблица 4). В структуре ВРП перерабатывающие производства (в 2006 г. - 22,1%, 2008 г. – 12,4%, 2010 г. – 10,3%) уступили место оптовой и розничной торговле (в 2007 г.), а затем и сельскому хозяйству (в 2008 г.), доля которых существенно выросла. В 2010 г. также сократилась доля в ВРП строительства.
Таблица 3 - Динамика объема ВРП Республики Северная Осетия - Алания по видам экономической деятельности, млрд руб.
Наименование раздела согласно ОКВЭД | Код раздела согласно ОКВЭД | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Объем валового регионального продукта, всего | - | 31 | 43 | 53 | 58 | 65 | 75 |
Оптовая и розничная торговля | Раздел G | 6,1 | 8,0 | 10,5 | 10,5 | 13,6 | 15,8 |
Строительство | Раздел F | 1,9 | 2,8 | 5,0 | 4,7 | 4,3 | 4,1 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | Раздел A | 5,7 | 6,6 | 7,5 | 10,3 | 11,8 | 13,9 |
Транспорт и связь | Раздел I | 3,1 | 3,5 | 4,1 | 3,6 | 5,0 | 6,9 |
Государственное управление и обеспечение безопасности | Раздел L | 2,0 | 3,7 | 6,7 | 7,6 | 8,2 | 9,0 |
Образование | Раздел M | 1,8 | 2,1 | 2,8 | 3,5 | 4,3 | 4,4 |
Обрабатывающие производства | Раздел D | 4,7 | 9,7 | 8,5 | 7,1 | 6,3 | 7,7 |
Операции с недвижимым имуществом | Раздел K | 2,2 | 3,0 | 2,4 | 3,3 | 4,0 | 5,1 |
Гостиницы и рестораны | Раздел H | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,5 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | Раздел N | 1,8 | 1,9 | 2,7 | 3,1 | 3,7 | 3,9 |
Предоставление прочих услуг | Раздел O | 0,6 | 0,5 | 0,7 | 0,9 | 0,9 | 0,8 |
Добыча полезных ископаемых | Раздел C | 0 | 0 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | Раздел Е | 1,1 | 1,3 | 1,7 | 2,5 | 2,5 | 2,6 |
Рыболовство, рыбоводство | Раздел B | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Финансовая деятельность | Раздел J | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |