ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

от 18 сентября 2019 года N 60-РЗ


О Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года

(с изменениями на 11 ноября 2021 года)

(в ред. Закона Республики Северная Осетия-Алания от 11.11.2021 N 73-РЗ)



Статья 1


Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года.



Статья 2


Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Закона:


1) Закон Республики Северная Осетия-Алания от 28 декабря 2012 года N 54-РЗ "О Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2025 года" (газета "Северная Осетия", 2013, 19 января);


2) Закон Республики Северная Осетия-Алания от 13 мая 2014 года N 13-РЗ "О внесении изменения в Закон Республики Северная Осетия-Алания "О Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2025 года" (газета "Северная Осетия", 2014, 28 мая).



Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Глава
Республики Северная Осетия-Алания
В.БИТАРОВ


     г. Владикавказ
     18 сентября 2019 года
     N 60-РЗ



Приложение


Утверждена
Законом
Республики Северная Осетия-Алания
от 18 сентября 2019 г. N 60-РЗ



СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ДО 2030 ГОДА

(в ред. Закона Республики Северная Осетия-Алания от 11.11.2021 N 73-РЗ)


Общие положения


Нормативной правовой основой разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года (далее - Стратегия) являются Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - ФЗ-172), Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указ Президента Российской Федерации от 16.01.2017 N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", Указ Президента Российской Федерации от 06.06.2019 N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года", Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р "Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года", Закон Республики Северная Осетия-Алания от 16.05.2017 N 28-РЗ "О стратегическом планировании в Республике Северная Осетия-Алания".


(в ред. Закона Республики Северная Осетия-Алания от 11.11.2021 N 73-РЗ)


Структура Стратегии соответствует действующим Методическим рекомендациям по разработке стратегии субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации, утвержденным Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Методические указания Минэкономразвития России).


Процесс разработки Стратегии основывается на принципах: единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности, результативности и эффективности, ответственности участников, прозрачности (открытости), реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеряемости целей, соответствия показателей целям и программно-целевом принципе.


В Стратегии учтены основные положения федеральных документов стратегического планирования, в том числе в части национальной безопасности, научно-технологического развития, инновационного развития, экономической безопасности, культурной политики, пространственного развития, социально-экономического развития и другие.


Стратегия состоит из восьми разделов. В первом разделе "Стратегическая диагностика развития Республики Северная Осетия-Алания" дается общая оценка уровня конкурентоспособности республики в сравнении с другими регионами, определяются стратегические вызовы, конкурентные преимущества и ключевые проблемы республики.


На основании результатов диагностики формируется стратегическая доктрина развития Республики Северная Осетия-Алания, в которую входят следующие семь разделов: ценности и приоритеты республики; целевое видение, индикаторы достижения целей, ожидаемые результаты реализации Стратегии; сценарии и этапы развития Стратегии; ключевые показатели реализации основных направлений социально-экономического развития республики и оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии; инструменты реализации, мониторинг Стратегии; система стратегического управления развитием республики; перечень государственных программ республики.


В Стратегию включены также пять приложений: структура экономических комплексов республики; система стратегических целей социально-экономического развития республики до 2030 года; анализ предпосылок и перспектив создания на территории республики территории со специальным экономическим режимом; пояснения к некоторым терминам и названиям; список сокращений.


Стратегия определена сроком на 12 лет (2019 - 2030 гг.) и предполагает два этапа реализации (2019 - 2024 гг. и 2025 - 2030 гг.), при этом один раз в три года будет проходить корректировка, а один раз в шесть лет в конце каждого этапа - обновление Стратегии.


Первый этап (2019 - 2024 гг.) базируется на реализации и расширении тех конкурентных преимуществ, которыми обладает экономика региона с целью повышения эффективности и управляемости экономики, роста качества человеческого капитала, формирования предпосылок и дальнейшее расширение модели роста конкурентоспособности. Будут создаваться институциональные условия и технологические основы развития, ускорится модернизация экономики и начнется создание заделов "умной экономики", реализация программ, направленных на обеспечение глобального технологического лидерства России, стартуют проекты межрегиональной и международной интеграции. Новая сбалансированная модель развития будет способствовать превращению инноваций в ведущий фактор экономического роста.


Второй этап (2025 - 2030 гг.) направлен на повышение конкурентоспособности экономики, будут созданы условия достижения конкурентоспособности Республики Северная Осетия-Алания в обозначенных приоритетных направлениях.


Высокая динамика изменений внешних условий обусловливает необходимость использования сценарных вариантов реализации Стратегии. Предложено три сценария: инерционный (сценарий жестких ресурсных ограничений); базовый (сценарий умеренных ресурсных ограничений) и оптимистический (сценарий мягких ресурсных ограничений).



1. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ


1.1. "Живая" система управления будущим AV Galaxy <1> - единая методика разработки Стратегии


________________


<1> Система (модель) AV Galaxy - конкретизация общей методики "AV Region Galaxy Model", разработанной AV Group, на основе работ классиков теории конкуренции и территориального развития Ф. Перру, М. Портера, Й. Шумпетера.


Разработка стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 г. (далее - Стратегия) осуществляется в рамках единой методики оценки и повышения конкурентоспособности республики - "Живой" системы управления будущим AV Galaxy, - разработанной Консорциумом Леонтьевский центр - AV Group, на основе развития подходов классиков теории межрегиональной и глобальной конкуренции и территориального развития Ф. Перру, М. Портера, Й. Шумпетера и других и многолетней практики стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.



Рисунок 1. "Живая" система управления будущим AV Galaxy - методическая база Стратегии*

________________

* Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


"Живая" система управления будущим AV Galaxy - интегральный методический подход, направленный на оценку и повышение конкурентоспособности республики и его отраслей специализации. Система отражает базовую идею - участие республики в борьбе за позиции в межрегиональной и глобальной конкуренции полюсов роста, в которых развиваются конкурентоспособные экономические комплексы и кластеры, создаются условия для привлечения и удержания капиталов. Система применяется на всех фазах разработки и реализации Стратегии:


- диагностика текущего состояния: оценка конкурентоспособности по направлениям конкуренции в разрезе экономических комплексов и экономических зон;


- доктрина развития: определение ценностей, приоритетов и целеполагание (формирование "дерева": главная стратегическая цель - стратегические цели (для направлений конкуренции и экономических комплексов) - цели - задачи);


- план мероприятий по реализации Стратегии: формирование системы мероприятий и ключевых проектов развития, в том числе флагманских проектов.


Таким образом, система совмещает два уровня рассмотрения республики: внешний, отражающий конкурентные позиции рассматриваемого региона относительно других регионов в разрезе семи направлений межрегиональной конкуренции, и внутренний, описывающий структуру базовых экономических комплексов (с выделением, в увязке с экономическими комплексами, кластеров и флагманских проектов) в разрезе экономических зон, учитывающих формирование городских агломераций.


Семь направлений конкуренции могут быть интерпретированы и применительно к бизнесу (предприятиям, хозяйственным комплексам), и применительно к региону, что делает систему удобным инструментом описания процессов конкуренции регионов и предприятий и повышения конкурентоспособности за счет взаимоувязанных шагов по всем направлениям конкуренции.


Поскольку прямое измерение и сравнение регионов по направлениям межрегиональной конкуренции зачастую затруднено, используются соответствующие показатели деятельности экономических комплексов и субъектов бизнеса, исходя из гипотезы, что достижения бизнеса являются следствием созданных в регионе общих условий.


Внутренняя структура социально-экономического развития региона описывается моделью AV Galaxy и отражается набором показателей следующим образом:


- регион в целом;


- экономические зоны;


- базовые экономические комплексы, которые детализируются на подкомплексы и отрасли;


- межотраслевые кластеры;


- меры и проекты, обеспечивающие реализацию поставленных экономических и социальных целей.


1.2. Общая оценка уровня конкурентоспособности Республики Северная Осетия-Алания в сравнении с другими регионами


Для анализа глобальной конкурентоспособности республики в рамках "живой" системы (модели) управления будущим (AV Galaxy) применяется методика AV Regions Competitiveness Index (AV RCI, Индекс конкурентоспособности регионов).


Индекс конкурентоспособности регионов - комплексная оценка, характеризующая фактическую способность территорий конкурировать за ресурсы и рынки сбыта.


Методика акцентирует внимание на необходимости приоритезации региональной политики России. Несколько регионов - лидеров по конкурентоспособности формируют вокруг себя "полюса роста", которые предопределяют социально-экономическое развитие страны.


Индекс конкурентоспособности региона отражает фактическую реализацию факторов конкуренции (на основе оценки индикаторов, отражающих результаты межрегиональной конкуренции). Системная оценка конкуренции регионов проводится по семи ключевым направлениям конкуренции.


1.2.1. Индекс конкурентоспособности регионов AV RCI. Полюсы роста России


В исследовании полюсов роста России выделены несколько групп по конкурентоспособности:


группа 1 (регионы-лидеры) - это 8 регионов с рейтингом выше 3,0. Эти регионы образуют центры полюсов роста, являются ключевыми драйверами развития экономики страны. В число регионов-лидеров входят: г. Москва, Краснодарский край, Московская область, Республика Татарстан, г. Санкт-Петербург, Свердловская область, Самарская область, Иркутская область. На долю регионов-лидеров приходится 43% ВРП, 34% инвестиций, 31% экономически активного населения;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»