Недействующий


ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

от 31 марта 2008 года года N 6-РЗ

О Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2030 года      

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
закона Республики Северная Осетия - Алания
от 28 декабря 2012 года N 54-РЗ
____________________________________________________________________

     

Статья 1


Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2030 года.

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Глава Республики
 Северная Осетия - Алания
Т.Мамсуров

г.Владикавказ
31 марта 2008 года
N 6-РЗ



УТВЕРЖДЕНА
Законом Республики Северная Осетия - Алания
от 31 марта 2008 года N 6-РЗ

     
СТРАТЕГИЯ
 социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2030 года  

     

Введение

     
Общие положения


Согласно Требованиям к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, утвержденным Министерством регионального развития Российской Федерации, целью разработки стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации является определение системы мер государственного управления, опирающейся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти.

Предлагаемая Стратегия социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2030 года (далее - Стратегия) обеспечивает взаимоувязку долгосрочных целей, задач и приоритетов социально-экономического развития республики с учетом сложившейся ситуации в регионе, влияния долговременных тенденций макроэкономических процессов, государственной социально-экономической политики, предпосылок и ограничений, которыми располагает Северная Осетия.

Стратегия направлена на обеспечение экономического развития региона и повышение уровня жизни населения с учетом требований государственной политики Российской Федерации и основана на понимании главной функции республики в стране и важнейших проблем, рисков и возможностей ее развития.

Стратегия является документом, определяющим долгосрочные цели и ориентиры развития республики, систему действий и инструментов решения стратегических задач, призванным обеспечить долговременное динамичное и эффективное развитие Северной Осетии, которое отвечает интересам населения и бизнеса республики. Реализация Стратегии должна внести вклад в решение приоритетных задач социально-экономического развития России, обеспечение стабильности в Северо-Кавказском регионе и безопасности южных рубежей Российской Федерации.

Основание для разработки


Основанием для разработки Стратегии является протокол совещания у полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе по вопросам разработки Стратегии социально-экономического развития Юга России на долгосрочную перспективу от 24 августа 2007 года N А52-4963-34ДК, распоряжение Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 28 сентября 2006 года N 161-р "О проведении открытого конкурса на разработку Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2025 года, включая Программу экономического и социального развития республики на 2007-2010 годы", а также письмо Министра регионального развития Российской Федерации на имя Председателя Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 года 7976/ВЯ/70 "О порядке подготовки программ комплексного социально-экономического развития регионов".

Стратегия разработана Рейтинговым агентством "Эксперт РА" (Государственный контракт N 165Д/07-26 от 11 мая 2007 года) совместно с Правительством Республики Северная Осетия - Алания.

Структура Стратегии и содержание отдельных этапов соответствуют Требованиям к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, утвержденным Министерством регионального развития Российской Федерации.

В Стратегии нашли отражение стратегические цели государства, изложенные Президентом Российской Федерации, а также основные положения федеральных отраслевых стратегических программ.

При разработке Стратегии учитывался опыт стратегического планирования других субъектов федерации, прежде всего соседних регионов. В свою очередь, Стратегия является основанием для последующей разработки комплекса республиканских программно-целевых документов на долгосрочный и среднесрочный периоды.

Используемые методологические подходы


Принципы, положенные в основу разработки Стратегии, базируются на методологических принципах стратегического управления, а также комплексного регионального анализа, планирования и прогнозирования.

При подготовке отдельных разделов Стратегии применены методические разработки сравнительного анализа территориальных социально-экономических процессов. Среди общепринятых можно назвать экономико-математические и экономико-статистические методы, метод SWOT-анализа и его модификации, метод "бостонской матрицы", метод "жизненных циклов" экономического объекта, методы социологических исследований, прогнозирования и другие.

К оригинальным методическим разработкам, примененным при подготовке Стратегии, относятся:

методика сравнительного анализа инвестиционного климата территории;

методика мониторинга хода реализации муниципальных и региональных стратегий.

Информационная база разработки Стратегии


При разработке Стратегии были использованы следующие стратегические программно-целевые документы федерального уровня:

1. Ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, 2002-2007 годы.

2. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу (Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, 2000 год).

3. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации, одобренная указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 года N 608.   


    4.  Концепция подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2005 года N 2188-р.     

5. Концепция стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации - (Министерство регионального развития Российской Федерации).

Информационной базой разработки Стратегии являются:

законодательные акты и другие нормативные документы Республики Северная Осетия - Алания;

информация органов исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания о состоянии и основных тенденциях социально-экономического развития республики;

информация подразделений федеральных министерств, комитетов и служб, действующих на территории Республики Северная Осетия - Алания;

информация официального Интернет-сайта Республики Северная Осетия - Алания;

результаты анкетирования референтных лиц Республики Северная Осетия - Алания;

официальные справочники о социально-экономическом положении и тенденциях развития Республики Северная Осетия - Алания и входящих в нее муниципальных образований;

материалы исследований различных аспектов экономического и социального развития Республики Северная Осетия - Алания, проведенных ранее как Правительством республики, так и выполненных сторонними организациями;

программные документы Республики Северная Осетия - Алания;

опубликованные и находящиеся в открытом доступе на Интернет-сайтах информационные материалы (сборники, справочники и т.п.) федеральных министерств, комитетов и служб.

Основные термины и понятия


Базовый сценарий (вариант) - вариант развития региона, наиболее адекватно способствующий выполнению миссии.

Внешние факторы развития - не зависящие от действий региональных властей и бизнеса условия, оказывающие существенное влияние на развитие региона.

Внутренние факторы развития - ресурсы и потенциал, на базе которых регион строит свою стратегию и реагирует на различные изменения внешних факторов.

Инвестиционная привлекательность (инвестиционный климат) региона - качественная оценка уровня благоприятности условий инвестирования в данном регионе.

Инвестиционный потенциал региона - совокупность сфер, отраслей, предприятий и мест инвестирования в данном регионе.

Комфортные условия жизнедеятельности населения - условия жизнедеятельности, отвечающие высоким стандартам и запросам большинства населения.

Логистика - планирование, управление, контроль и регулирование движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Миссия региона (стратегическая миссия) - краткая формулировка общих и наиболее долгосрочных (стратегических) целей развития региона, которых стремится достичь его руководство.

Новая экономика - термин, используемый для обозначения нового этапа экономического развития, вызванного революцией в области информационных и коммуникационных технологий, программного обеспечения, которая изменила формы ведения бизнеса и торговли. В новой экономике определяющим фактором экономического роста становятся наукоемкие продукты и гибкие формы организации.

Приоритетные направления развития региона - направления развития региона, на реализации которых должны быть сфокусированы основные усилия администрации и ресурсы региона.

Ранг (место) региона - место в ранжированном ряду регионов (рэнкинге) по определенному параметру социально-экономического развития или их совокупности.

Регион - конституционный субъект Российской Федерации.

Риски - факторы, которые могут вызвать существенное ухудшение социально-экономической ситуации в регионе.

Среда жизнедеятельности населения - совокупность условий жизни, включающая уровень благосостояния (уровень жизни), экологическую обстановку, социокультурную среду повседневного обитания, разнообразие возможностей выбора мест обучения и работы.

Стратегические ресурсы - важнейшие виды материальных и нематериальных активов, от наличия и запасов (объемов) которых зависит возможность достижения стратегических целей.

Стратегический анализ - процесс, посредством которого вырабатывается стратегия.

Стратегическое позиционирование региона - формулировка современной и будущей роли региона в стране и среди других регионов.

Стратегическое управление регионом - способ организации деятельности органов управления субъектом Российской Федерации таким образом, чтобы максимально увеличить шансы на выполнение задач, определенных стратегией.

Стратегия региона - документ или набор концепций, формирующий для органов управления субъектом Российской Федерации план на будущее.

Сценарии - различные варианты развития региона, которые зависят от сочетания внешних факторов, действующих на регион, и внутренних возможностей региона.

Уровень жизни населения - уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг.

Экономичность развития производства - влияние (вклад) интенсивного и экстенсивного использования ресурсов на динамику объемных и качественных показателей предприятий, отраслей и всего территориального развития.

1. Состояние и тенденции социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания

     
1.1. Место Республики Северная Осетия - Алания в системе социально-экономического развития России и ЮФО


Республика Северная Осетия - Алания занимает особое геополитическое и транспортно-географическое положение на Юге России. Оно обусловлено приграничным положением и центральным местом в системе предкавказских и транскавказских транспортных коридоров.

1.1.1. Общая характеристика республики


Республика Северная Осетия - Алания относится к числу небольших по размерам субъектов Российской Федерации с высокой плотностью населения и транспортных коммуникаций. Площадь республики составляет 8 тыс.кв.км, при этом на долю горной полосы приходится 48% всей площади. Плотность населения - около 90 человек на 1 кв.км, что более чем в 10 раз выше средней плотности в России. В республике проживает 702 тыс.человек, представителей более ста национальностей.

Республика является приграничным регионом России. Помимо соседства одновременно с четырьмя субъектами Российской Федерации: Республикой Ингушетия, Чеченской Республикой, Ставропольским краем и Кабардино-Балкарской Республикой, Северная Осетия граничит также с Грузией и Республикой Южная Осетия. На территории Республики Северная Осетия - Алания базируется значительное количество военных формирований, что накладывает на ее руководство дополнительные функции в части обустройства и обеспечения социальных условий пребывания военнослужащих.     

Главными природными ресурсами Северной Осетии являются водные и гидроэнергетические ресурсы, принадлежащие реке Терек и ее основным притокам. Республиканские источники экологически чистой минеральной и пресной ледниковой воды не имеют себе равных во всей России. Недра республики содержат разнообразные полезные ископаемые, среди которых самыми ценными являются полиметаллические руды, сырье для цементной промышленности и природные строительные материалы.

Республика Северная Осетия - Алания - наиболее промышленно специализированный регион среди республик Юга России, по объему промышленного производства уступающий лишь Республике Дагестан. Промышленная база Северной Осетии достаточно диверсифицирована. На ее территории находятся предприятия по добыче полиметаллических руд, ремонту железнодорожного подвижного состава, производству свинца, цинка, вольфрама, медного проката, твердых сплавов, строительных материалов и деталей, стекольной продукции, электрооборудования, мебели, гофрокартонной тары, трикотажных изделий, крахмалопаточной и ликероводочной продукции.

Сельское хозяйство обеспечивает текущие потребности населения и пищевой промышленности республики.

1.1.2. Место экономики Республики Северная Осетия - Алания в России и Южном федеральном округе

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»