Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 сентября 2012 года N 482

Об утверждении государственной программы Алтайского края "Улучшение условий и охраны труда в Алтайском крае" на 2013 - 2015 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2015 года на основании Постановления Администрации Алтайского края от 22.10.2014 N 492.
____________________________________________________________________

{Изменения: постановление Администрации Алтайского края от 7 июля 2014 года N 313.}

{Новая редакция с изменениями от 7 июля 2014 года.}

{В названии и пункте 1 постановления, в названии и паспорте программы слова "долгосрочная целевая программа" в соответствующем падеже заменены словами "государственная программа Алтайского края" в соответствующем падеже на основании постановления Администрации Алтайского края от 7 июля 2014 года N 313.}

В соответствии со статьей 210 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 5 закона Алтайского края "Об охране труда в Алтайском крае" постановляю:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Алтайского края "Улучшение условий и охраны труда в Алтайском крае" на 2013 - 2015 годы.

2. Признать утратившими силу с 01.01.2013 постановления Администрации края:

от 16.10.2009 N 434 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Алтайском крае" на 2010 - 2012 годы";

от 26.03.2010 N 117 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 16.10.2009 N 434";

от 15.12.2010 N 557 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 16.10.2009 N 434";

от 20.06.2011 N 328 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 16.10.2009 N 434";

от 22.08.2011 N 467 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 16.10.2009 N 434";

абзацы шестой - десятый пункта 9 постановления Администрации края от 10.04.2012 N 182 "О проведении ежегодного краевого конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Бессарабова Д.В.

Губернатор Алтайского края А.Б.КАРЛИН

Утверждена
Постановлением
Администрации края
от 13 сентября 2012 г. N 482

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ "УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ" НА 2013 - 2015 ГОДЫ

Паспорт государственной программы Алтайского края "Улучшение условий и охраны труда в Алтайском крае" на 2013 - 2015 годы


Наименование программы

государственная программа Алтайского края "Улучшение условий
 и охраны труда в Алтайском крае" на 2013  -  2015
 годы (далее - "программа")

Реквизиты  нормативного
 правового  акта  о
 разработке программы

Трудовой кодекс Российской Федерации ,  Концепция
 демографической политики Российской Федерации  на
 период  до  2025  год а,  утвержденная  Указом
 Президента Российской Федерации от 9 октября 2007
 г. N 1351
, приказ Министерства здравоохранения  и
 социального развития Российской Федерации  от  17
 февраля  2010  г.  N  91  "О  проведении
 общероссийского  мониторинга  условий  и  охраны
 труда"
, закон Алтайского края от 7  мая  2007  г.
 N 36-ЗС "Об охране труда в Алтайском крае"

Государственный
 заказчик программы

управление Алтайского края по труду  и  занятости
 населения

Основные  разработчики
 программы

управление Алтайского края по труду  и  занятости
 населения

Цель и задачи программы

цель  -  улучшение  условий  и  охраны  труда  в
 организациях Алтайского  края  с  целью  снижения
 профессиональных рисков;

 задачи:  
 внедрение организационно-экономических механизмов
 управления  профессиональными  рисками  в
 организациях;

 совершенствование  нормативной  правовой  базы  в
 области охраны труда;

 непрерывная  подготовка  работников  по  вопросам
 охраны труда  на  основе  современных  технологий
 обучения;

 информационное обеспечение  и  пропаганда  охраны
 труда;

 совершенствование  лечебно-профилактического
 обслуживания работающего населения

Важнейшие  целевые
 индикаторы и показатели
 программы

численность пострадавших в результате  несчастных
 случаев  на  производстве  с  утратой
 трудоспособности на 1 рабочий день и более  и  со
 смертельным  исходом  в  расчете  на  тысячу
 работающих;

 численность пострадавших в результате  несчастных
 случаев на производстве со смертельным исходом  в
 расчете на тысячу работающих;

 численность лиц с установленным  в  текущем  году
 профессиональным заболеванием  в  расчете  на  10
 тыс. работающих;

 удельный вес работников,  занятых  на  работах  с
 условиями  труда,  не  отвечающими
 санитарно-гигиеническим  нормам,  в  общем
 количестве  работников  организаций  Алтайского
 края, %;

 удельный  вес  работников,  занятых  на  рабочих
 местах, прошедших специальную оценку условий труда (аттестацию рабочих мест), в  общем
 количестве  работников  организаций  Алтайского
 края, %;

 удельный  вес  работников,  охваченных
 периодическими медицинскими  осмотрами,  в  общем
 количестве  работников,  подлежащих  прохождению
 периодических медицинских осмотров, %
 {в редакции постановления Администрации Алтайского края от 7 июля 2014 года N 313 .}

Срок  реализации
 программы

2013 - 2015 годы

Исполнители  основных
 мероприятий

Главное  управление  Алтайского  края  по
 здравоохранению и фармацевтической деятельности;

 Главное  управление  образования  и  молодежной
 политики Алтайского края;

 Главное управление Алтайского края по  социальной
 защите  населения  и  преодолению  последствий
 ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

 управление  Алтайского  края  по  культуре  и
 архивному делу;

 управление Алтайского края по физической культуре
 и спорту;

 управление Алтайского края по труду  и  занятости
 населения;

 органы местного самоуправления (по согласованию);
 Государственное  учреждение  -  Алтайское
 региональное  отделение  Фонда  социального
 страхования  Российской  Федерации  (по
 согласованию);

 Алтайское  краевое  объединение  организаций
 профсоюзов (по согласованию);

 организации, оказывающие услуги в области  охраны
 труда (по согласованию);

 работодатели (по согласованию)

Объемы  и  источники
 финансирования
 программы по годам

общий объем финансирования мероприятий  программы
 составляет 610443,3 тыс. рублей, из них  средства
 краевого бюджета -  4722,0  тыс.  рублей,  в  том
 числе:
 в 2013 году - 1574,0 тыс. руб.;

 в 2014 году - 1574,0 тыс. руб.;

 в 2015 году - 1574,0 тыс. руб.;

 средства Государственного учреждения - Алтайского
 регионального  отделения  Фонда  социального
 страхования Российской Федерации  -  605721,3  тыс.
 рублей, в том числе:
 в 2013 году - 182262,3 тыс. руб.;

 в 2014 году - 198111,7 тыс. руб.;

 в 2015 году - 225347,3 тыс. руб.
 {в редакции постановления Администрации Алтайского края от 7 июля 2014 года N 313 .}

Ожидаемые  конечные
 результаты  реализации
 программы и  показатели
 социально-экономической
 эффективности

снижение  показателя  количества  пострадавших  в
 результате несчастных случаев на  производстве  с
 утратой трудоспособности  на  1  рабочий  день  и
 более и со смертельным исходом до 2,7  на  тысячу
 работающих;

 снижение показателя  численности  пострадавших  в
 результате несчастных случаев на производстве  со
 смертельным  исходом  до  0,080  на  тысячу
 работающих;

 снижение  показателя  численности  лиц  с
 установленным  в  текущем  году  профессиональным
 заболеванием до 1,9 на 10 тыс. работающих;

 достижение удельного веса работников, занятых  на
 работах  с  условиями  труда,  не  отвечающими
 санитарно-гигиеническим  нормам,  в  общем
 количестве работников организаций Алтайского края
 34,0 %;

 достижение удельного веса работников, занятых  на
 рабочих местах, прошедших специальную оценку условий труда (аттестацию рабочих мест),
 в  общем  количестве  работников  организаций
 Алтайского края 67%;

 достижение удельного веса работников,  охваченных
 периодическими медицинскими  осмотрами,  в  общем
 количестве  работников,  подлежащих  прохождению
 периодических медицинских осмотров, - 89,0%
 {в редакции постановления Администрации Алтайского края от 7 июля 2014 года N 313 .}

1. Общие положения

1.1. Объект, предмет регулирования и сфера действия программы


Объект программы - условия и охрана труда работников в процессе трудовой деятельности.

Предмет регулирования - отношения работника и работодателя в сфере охраны труда.

Сфера действия программы - социально-трудовая сфера.

1.2. Понятия и термины, используемые в программе


Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Специальная оценка условий труда - комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от гигиенических нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников {абзац дополнен на основании постановления Администрации Алтайского края от 7 июля 2014 года N 313.}.

1.3. Нормативная правовая база


Программа разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 февраля 2010 г. N 91 "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда", законом Алтайского края от 7 мая 2007 г. N 36-ЗС "Об охране труда в Алтайском крае", постановлением Администрации края от 11 июля 2011 г. N 367 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации", а также во исполнение поручения Правительства Российской Федерации по обеспечению разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда в соответствии с разработанной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации Типовой программой улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации.

2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Результатом системной работы, проводимой в Алтайском крае в рамках долгосрочной целевой программы "Демографическое развитие Алтайского края" на 2010 - 2015 годы, ведомственной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Алтайском крае" на 2010 - 2012 годы, стало снижение в 2011 году уровня травматизма на производстве по сравнению с 2007 годом на 28,6%, с 4,2 до 3,0 в расчете на тысячу работающих.

Вместе с тем общее число работников, получивших производственные травмы в 2011 году, представляет собой существенную величину - 1017 человек. Погибли 33 работника <1>.

--------------------------------

<1> Производственный травматизм и профессиональные заболевания в организациях Алтайского края. 2011: Стат. бюл. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, - Барнаул, 2012, - 44 с.

В Алтайском крае, как и в целом по России, отмечается рост удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.

Таблица 1

Удельный вес работников, занятых на работах с условиями труда, не отвечающими санитарно-гигиеническим нормам


Территория

Годы

2007

2008

2009

2010

2011

Российская Федерация

24,9

26,2

27,5

29,0

30,5

Сибирский федеральный округ

30,8

32,7

33,9

34,1

39,1

Алтайский край

23,1

23,0

24,5

28,4

29,2

Наибольший удельный вес работников, занятых на работах с условиями труда, не отвечающими санитарно-гигиеническим нормам, зарегистрирован в организациях следующих видов экономической деятельности:

целлюлозно-бумажное производство - 63,5%;

производство кокса - 61,4%;

производство транспортных средств и оборудования - 48,9%;

химическое производство - 43,7%;

производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 40,2%.

Наиболее эффективным механизмом комплексного анализа условий труда является специальная оценка условий труда (аттестация рабочих мест по условиям труда) {в редакции постановления Администрации Алтайского края от 7 июля 2014 года N 313.}.

Таблица 2

Динамика проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в Алтайском крае


Показатель

Годы

2007

2008

2009

2010

2011

Количество рабочих мест,
 аттестованных по условиям труда, тыс.

32,4

38,6

48,0

55,4

64,5

Количество  работников,  занятых  на
 рабочих  местах,  аттестованных  по
 условиям труда, тыс. чел.

42,5

52,2

63,0

78,7

88,6

В результате анализа итогов проведенной в 2011 году в крае аттестации установлено, что рабочие места по классам условий труда распределились следующим образом:

оптимальные и допустимые условия труда - 25,7%;

вредные условия труда первой степени - 43,4%;

вредные условия труда второй степени - 22,4%;

вредные условия труда третьей степени - 7,6%;

вредные условия труда четвертой степени - 0,8%;

опасные (экстремальные) условия труда - 0,1%.

Травмоопасными признаны 42,8% рабочих мест.

Таким образом, 3/4 рабочих мест, на которых проведена оценка условий труда, требуют осуществления организационно-технических мероприятий по их улучшению.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»