(с изменениями на 18 декабря 2019 года)
(в ред. Постановлений Администрации Алтайского края от 17.03.2015 N 99, от 31.10.2015 N 425, от 18.02.2016 N 49, от 23.03.2016 N 92, Постановлений Правительства Алтайского края от 30.05.2017 N 188, от 09.04.2018 N 109, от 01.02.2019 N 24, от 17.06.2019 N 221, от 29.10.2019 N 415, от 18.12.2019 N 509)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2020 года на основании Постановления Правительства Алтайского края от 25.12.2019 N 539.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Администрации края от 23.09.2013 N 502 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Алтайского края" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Алтайского края "Содействие занятости населения Алтайского края".
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 01.02.2019 N 24)
2. Признать утратившими силу постановления Администрации края:
от 13.09.2012 N 482 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Улучшение условий и охраны труда в Алтайском крае" на 2013 - 2015 годы";
от 29.12.2012 N 741 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Содействие занятости населения Алтайского края" на 2013 - 2015 годы";
от 12.09.2013 N 486 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 29.12.2012 N 741";
от 31.12.2013 N 720 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 29.12.2012 N 741";
от 30.05.2014 N 256 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 29.12.2012 N 741";
от 07.07.2014 N 313 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 13.09.2012 N 482";
от 27.09.2014 N 438 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 29.12.2012 N 741".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2015.
4. Утратил силу. - Постановление Правительства Алтайского края от 30.05.2017 N 188.
Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ"
(в ред. Постановлений Администрации Алтайского края от 17.03.2015 N 99, от 31.10.2015 N 425, от 18.02.2016 N 49, от 23.03.2016 N 92, Постановлений Правительства Алтайского края от 30.05.2017 N 188, от 09.04.2018 N 109, от 01.02.2019 N 24, от 17.06.2019 N 221, от 29.10.2019 N 415, от 18.12.2019 N 509)
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 01.02.2019 N 24)
Ответственный исполнитель программы | управление Алтайского края по труду и занятости населения (УТЗН Алтайского края) |
(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 31.10.2015 N 425, Постановлений Правительства Алтайского края от 30.05.2017 N 188, от 01.02.2019 N 24) | |
Соисполнители программы | Министерство образования и науки Алтайского края (Минобрнауки Алтайского края) |
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 09.04.2018 N 109) | |
Участники программы | Министерство здравоохранения Алтайского края; Министерство культуры Алтайского края; Министерство спорта Алтайского края; Министерство социальной защиты Алтайского края (Минсоцзащита Алтайского края); органы местного самоуправления (по согласованию); Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю) (по согласованию); Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (по согласованию); государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (по согласованию); Государственная инспекция труда в Алтайском крае (по согласованию); Алтайский краевой союз организаций профсоюзов (по согласованию); центры занятости населения краевых государственных казенных учреждений управлений социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам (далее также - "центры занятости населения", "органы службы занятости"); образовательные организации высшего образования (по согласованию); профессиональные образовательные организации; общеобразовательные организации (по согласованию); организации, оказывающие услуги в области охраны труда (по согласованию); социально ориентированные некоммерческие организации (по согласованию); работодатели (по согласованию) |
(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 09.04.2018 N 109, от 01.02.2019 N 24, от 17.06.2019 N 221) | |
Подпрограммы программы | подпрограмма 1 "Содействие эффективной занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" (приложение 1); подпрограмма 2 "Улучшение условий и охраны труда" (приложение 2); подпрограмма 3 "Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействие в последующем трудоустройстве" (приложение 3); подпрограмма 4 "Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан предпенсионного возраста" (приложение 5); подпрограмма 5 "Региональный проект "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда" в рамках федерального проекта "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда" (приложение 6) |
(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 30.05.2017 N 188, от 01.02.2019 N 24) | |
Программно-целевые инструменты программы | отсутствуют |
Цели программы | повышение занятости населения Алтайского края и обеспечение прав граждан на защиту от безработицы; снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; повышение уровня занятости инвалидов молодого возраста; содействие занятости граждан предпенсионного возраста путем организации профессионального обучения, дополнительного профессионального образования; поддержка занятости населения за счет обучения работников предприятий и модернизации инфраструктуры занятости населения в Алтайском крае |
(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 17.03.2015 N 99, Постановлений Правительства Алтайского края от 30.05.2017 N 188, от 09.04.2018 N 109, от 01.02.2019 N 24) | |
Задачи программы | содействие вовлечению в эффективную занятость безработных граждан, в том числе обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда; повышение мобильности рабочей силы на региональном рынке труда; содействие сохранению имеющихся и созданию новых рабочих мест; реализация системы государственных гарантий в сфере осуществления гражданами права на труд и защиту от безработицы; стимулирование работодателей к трудоустройству граждан с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение деятельности центров занятости населения по предоставлению государственных услуг; обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах; совершенствование нормативной правовой базы в области охраны труда; обеспечение непрерывной подготовки работников по вопросам охраны труда на основе современных технологий обучения; информационное обеспечение населения и пропаганда охраны труда; реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения; содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих улучшению условий и охраны труда; переход на оформление трудовых отношений с работниками с учетом принципов эффективного контракта в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р, и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.04.2013 N 167н "Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта"; разработка и внедрение в организациях программ "нулевого травматизма", основанных на принципах ответственности руководителей и каждого работника за безопасность, соблюдения всех обязательных требований охраны труда, вовлечения работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда, обеспечения выявления опасностей, оценки и контроля за рисками на производстве, проведения регулярных аудитов безопасности, непрерывного обучения и информирования персонала по вопросам охраны труда; повышение эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; сопровождение инвалидов молодого возраста при получении профессионального образования; сопровождаемое содействие занятости инвалидов молодого возраста; приобретение или развитие имеющихся знаний, компетенций и навыков, обеспечивающих конкурентоспособность и профессиональную мобильность на рынке труда граждан предпенсионного возраста; формирование системы подготовки кадров, направленной на обучение основам повышения производительности труда, поддержку занятости населения в связи с реализацией мероприятий по повышению производительности труда на предприятиях; развитие инфраструктуры занятости и внедрение организационных и технологических инноваций с использованием цифровых и платформенных решений в целях поддержки уровня занятости населения |
(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 09.04.2018 N 109, от 01.02.2019 N 24) | |
Индикаторы и показатели программы | уровень зарегистрированной безработицы к численности рабочей силы (на конец периода); удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест; доля занятых инвалидов молодого возраста в общем числе инвалидов данной возрастной группы; численность граждан предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование (нарастающим итогом); уровень занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста; численность работников организаций - участников федерального проекта "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда", прошедших переобучение, повысивших квалификацию в целях повышения производительности труда |
(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 17.03.2015 N 99, Постановлений Правительства Алтайского края от 30.05.2017 N 188, от 09.04.2018 N 109, от 01.02.2019 N 24, от 17.06.2019 N 221) | |
Срок и этапы реализации программы | 2015 - 2021 годы без деления на этапы |
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 01.02.2019 N 24) | |
Объемы финансирования программы | общий объем финансирования государственной программы Алтайского края "Содействие занятости населения Алтайского края" (далее - "государственная программа") составляет 11700309,3 тыс. рублей, из них: из федерального бюджета - 8659037,7 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2015 году - 1062705,0 тыс. рублей; в 2016 году - 1088369,2 тыс. рублей; в 2017 году - 975726,5 тыс. рублей; в 2018 году - 890728,8 тыс. рублей; в 2019 году - 1518974,5 тыс. рублей; в 2020 году - 1564983,4 тыс. рублей; в 2021 году - 1557550,3 тыс. рублей; из краевого бюджета - 1161229,7 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2015 году - 366965,1 тыс. рублей; в 2016 году - 325317,8 тыс. рублей; в 2017 году - 90899,0 тыс. рублей; в 2018 году - 90899,0 тыс. рублей; в 2019 году - 96329,2 тыс. рублей; в 2020 году - 95659,8 тыс. рублей; в 2021 году - 95159,8 тыс. рублей; из внебюджетных источников (средства работодателей) - 1880041,9 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2015 году - 294023,8 тыс. рублей; в 2016 году - 306802,3 тыс. рублей; в 2017 году - 266635,8 тыс. рублей; в 2018 году - 267470,0 тыс. рублей; в 2019 году - 236790,0 тыс. рублей; в 2020 году - 254160,0 тыс. рублей; в 2021 году - 254160,0 тыс. рублей. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном и краевом бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период |
(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 17.06.2019 N 221, от 18.12.2019 N 509) | |
Ожидаемые результаты реализации программы | снижение к концу 2021 года уровня зарегистрированной безработицы к численности рабочей силы до 1,57%; достижение удельного веса рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест - 98,0%; достижение к концу 2021 года уровня занятости инвалидов молодого возраста в общем числе инвалидов данной возрастной группы - 25,0%; профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование не менее 879 граждан предпенсионного возраста ежегодно; достижение к концу 2021 года уровня занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста, 62,4%; численность работников организаций - участников федерального проекта "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда", прошедших переобучение, повысивших квалификацию в целях повышения производительности труда в Алтайском крае, к концу 2021 года составит 700 человек |
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 01.02.2019 N 24) |
Фактором, определяющим необходимость разработки и реализации государственной программы, является социальная значимость повышения эффективной занятости населения Алтайского края.
По данным Алтайкрайстата, в последние годы ввиду снижения численности трудовых ресурсов численность экономически активного населения края также имеет тенденцию к снижению. Вместе с тем эти процессы в настоящее время не оказывают существенного влияния на обеспеченность экономики региона трудовыми ресурсами. Алтайский край остается трудоизбыточным и входит в число 18 регионов с напряженной ситуацией на рынке труда (приказ Минтруда России от 29.05.2013 N 230н "Об утверждении перечня территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда в 2013 году"), определенных в соответствии с Правилами отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2000 N 875.
Среднегодовая численность занятых в экономике края стабилизировалась и сохраняется на уровне 1 млн 78 тыс. человек. Уровень занятости населения в Алтайском крае в посткризисный период имеет тенденцию к росту: за период 2009 - 2012 годов с 59,0% до 60,9%, но еще остается ниже, чем в Сибирском федеральном округе (61,9%) и Российской Федерации (64,9%).
Для Алтайского края характерен более высокий уровень занятости в городской местности, где показатель за эти годы увеличился с 59,0% до 61,7%, чем в сельской - с 55,2% до 59,9%, а также свойственно преобладание занятости мужчин: за период 2009 - 2012 годов среди мужчин уровень занятости вырос с 61,5% до 67,5%, среди женщин - с 53,5% до 55,1%.
Вместе с тем в долгосрочной перспективе потенциальным риском для обеспечения потребностей экономики края в рабочей силе является прогнозируемое сокращение численности населения и трудовых ресурсов.
Резервом для обеспечения развивающейся экономики необходимыми трудовыми ресурсами в перспективе будет являться пополнение рабочей силы за счет:
высвобождения в условиях роста производительности труда и оптимизации численности работников организаций;
вовлечения в трудовую деятельность женщин, воспитывающих малолетних детей, посредством решения проблемы совмещения ими семейных обязанностей и трудовой деятельности (обостряющейся в ходе реализации демографической политики, направленной на повышение рождаемости);
повышения занятости граждан пенсионного и предпенсионного возраста, что позволит также решить проблему высокой социальной нагрузки на молодое поколение работающих;
повышения миграционной привлекательности региона для квалифицированных работников.
В крае наблюдается тенденция изменения структуры занятых в экономике по видам экономической деятельности. За период 2005 - 2012 годов выросла доля занятых в сфере оказания услуг с 47,7% до 51,6% (среднероссийский уровень - 56,0%), снизилась в обрабатывающих производствах - с 16,0% до 13,0% (среднероссийский уровень - 15,0%), а также в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - с 20,7% до 19,5% (среднероссийский показатель - 9,0%). При этом доля занятых в организациях государственной и муниципальной собственности сократилась с 36,0% в 2005 году до 30,0% в 2012 году, а в частном секторе возросла с 57,0% до 63,0% соответственно.
Важная роль в повышении уровня жизни населения, привлекательности рабочих мест для молодых специалистов и квалифицированных работников отводится улучшению условий и обеспечению безопасности труда на рабочих местах.
Основой для принятия мер по уменьшению негативного воздействия производственных факторов на здоровье работников являются результаты специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда). За последние пять лет (с 2009 по 2013 год) аттестация проведена на более чем 300,5 тыс. рабочих мест, что составляет 62,0% их общего количества. Только в 2013 году аттестованы 67,2 тыс. рабочих мест, что на 6,5% больше, чем годом ранее (63,1 тыс. рабочих мест). Более чем в пять раз выросли затраты на охрану труда в расчете на одного работника (в 2005 году - 1802 рубля, в 2013 - 9793 рубля).
Проводимая работа способствует снижению уровня производственного травматизма. Так, коэффициент частоты производственного травматизма уменьшился с 4,9 до 2,8 пострадавших в расчете на 1000 работающих, число случаев со смертельным и тяжелым исходами уменьшилось в 1,7 раза (с 313 человек до 185 человек). Вместе с тем значителен сегмент занятости в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. В 2013 году он составлял 33,3% от занятых в организациях края. Выше среднего по краю этот показатель зарегистрирован при производстве кокса и нефтепродуктов (77,7% работников), при добыче полезных ископаемых (59,9% работников), в химическом производстве (50,2%), при производстве транспортных средств и оборудования (47,8%), в целлюлозно-бумажном производстве (42,0%). Следствием неудовлетворительных условий на рабочих местах является низкая привлекательность труда для квалифицированных работников и молодежи.
(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 17.03.2015 N 99)
Государственная программа содержит комплекс мероприятий, направленных на создание условий для реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы, свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии, а также для социальной адаптации особо уязвимых категорий граждан, на повышение мотивации работодателей к улучшению качества рабочих мест; обеспечивает возможность развития профессиональной компетентности и повышение квалификации специалистов социально-трудовой сферы Алтайского края.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены исходя из указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, плана мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 N 1507-р.