АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 23 августа 2012 года N 439

     

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Сохранение и укрепление здоровья детей школьного возраста в Алтайском крае" на 2012-2016 годы



В целях реализации в Алтайском крае политики сбережения здоровья детей школьного возраста

постановляю:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Сохранение и укрепление здоровья детей школьного возраста в Алтайском крае" на 2012-2016 годы (прилагается).

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Бессарабова Д.В.

Губернатор
Алтайского края
А.Б.Карлин

     
 УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Администрации края
от 23 августа 2012 года N 439

     
Долгосрочная целевая программа "Сохранение и укрепление здоровья детей школьного возраста" на 2012-2016 годы

     

Паспорт долгосрочной целевой программы "Сохранение и укрепление здоровья детей школьного возраста" на 2012-2016 годы


Наименование Программы

долгосрочная целевая программа "Сохранение и укрепление здоровья детей школьного возраста" на 2012-2016 годы (далее - "Программа")

Реквизиты нормативного правового акта о разработке Программы

Программа социально-экономического развития Алтайского края на 2008-2012 годы, одобренная постановлением Администрации Алтайского края от 28 декабря 2007 года N 622 "О комплексной программе социально-экономического развития Алтайского края";
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников
, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 2106;
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
, утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года (N Пр-271)

Государственный заказчик Программы

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края

Основные разработчики Программы

Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности;
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края

Цель и задачи Программы

Цель - создание в Алтайском крае эффективных условий для сохранения и укрепление здоровья детей школьного возраста;
задачи:     
повышение уровня здоровья детей школьного возраста; обеспечение в общеобразовательных учреждениях психологического комфорта и безопасности с целью снижения потерь здоровья детей;
создание единого образовательного пространства, призванного формировать культуру безопасного поведения и здорового образа жизни школьников;
развитие в учреждениях образования физической культуры и детско-юношеского спорта;
обеспечение оптимального режима и рациона школьного питания, формирование у обучающихся культуры здорового питания;
совершенствование подготовки кадров, обеспечивающих процесс сохранения и укрепления здоровья детей в условиях общеобразовательных учреждений

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

доля общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные проекты и программы в области здоровьесбережения;
доля детей, имеющих положительную динамику состояния здоровья по результатам диспансеризации (1 и 2 группы здоровья);
доля обучающихся в общеобразовательных учреждениях детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
доля охваченных двухразовым горячим питанием обучающихся, время пребывания которых в школе превышает 8 часов;
численность сотрудников школ, прошедших повышение квалификации в области сохранения и укрепления здоровья детей школьного возраста;
снижение уровня нервно-психических заболеваний школьников;
доля обучающихся, обеспеченных паспортом здоровья школьника

Сроки реализации Программы

2012-2016 годы

Исполнители основных мероприятий

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края;
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования; общеобразовательные учреждения

Объемы и источники финансирования Программы по годам

Общий объем финансирования Программы за счет средств краевого бюджета - 4135 тыс.руб.,
в том числе по годам:
в 2012 год - 135 тыс.руб.;
в 2013 год - 1000 тыс.руб.;
в 2014 год - 1000 тыс.руб.;
в 2015 год - 1000 тыс.руб.;
в 2016 год - 1000 тыс.руб.;
из них на реализацию мероприятий в рамках иных целевых программ в 2012 году - 135 тыс.руб.
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законом о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Для выполнения ряда мероприятий могут быть привлечены средства муниципальных бюджетов, общественных организаций, благотворительных фондов, иных учреждений и организаций

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

увеличение доли общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные проекты в области здоровьесбережения, до 40%;
увеличение доли детей, имеющих положительную динамику состояния здоровья по результатам диспансеризации (1 и 2 группы здоровья), до 85,25%;
увеличение доли обучающихся в общеобразовательных учреждениях детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 40%;
увеличение охвата двухразовым горячим питанием обучающихся, время пребывания которых в школе превышает 8 часов, до 65%;
увеличение численности сотрудников школ, прошедших повышение квалификации в области сохранения и укрепления здоровья детей школьного возраста, до 45%;
снижение уровня нервно-психических заболеваний школьников на 30%;
увеличение доли обучающихся, обеспеченных паспортом здоровья школьника, до 50%

     

1. Общие положения

     
1.1. Объект, предмет регулирования и сфера действия Программы


Объектом регулирования Программы является система сохранения и укрепления здоровья детей школьного возраста, предметом - здоровье детей школьного возраста, сферой действия - образовательная здоровьесберегающая среда, совокупность условий обучения и воспитания детей в общеобразовательных учреждениях.

1.2. Понятия и термины, используемые в Программе


Здоровье - совокупность статических (морфологических) и динамических (функциональных) свойств, позволяющих ребенку адаптироваться к окружающей среде, способность к эффективной поведенческой социальной и биологической активности;

психическое здоровье - совокупность психических свойств человека, позволяющих в процессе формирования личности, поведения, направленного на удовлетворение собственных потребностей, осознать свою функциональную значимость;

репродуктивное здоровье - состояние полного физического, психического и социального благополучия, обеспечивающее возможность вести безопасную и эффективную половую жизнь, в сочетании со способностью воспроизводить здоровое потомство в количестве и в сроки, определенные самим индивидуумом;

здоровый образ жизни - модель поведения человека и главное условие укрепления и сохранения здоровья как инструмента достижения социально значимых ценностей;

образовательное пространство - многомерная организационно-содержательная структура, обеспечивающая реализацию приоритетов региональной образовательной политики. Образовательное пространство детей школьного возраста включает собственно школу, внешкольные учреждения, семью и общественность;

здоровьесберегающие технологии - это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога.

1.3. Нормативная правовая база


Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года (N Пр-271);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 2106 об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников;

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 189;

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690;

приказ Минздравсоцразвития России от 3 июня 2010 года N 418н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи детям при уроандрологических заболеваниях";

Стратегия развития физической культуры и спорта в Алтайском крае на период до 2020 года, одобренная постановлением Администрации Алтайского края от 4 марта 2011 года N 100;

постановление Администрации Алтайского края от 14 декабря 2010 года N 551 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие образования в Алтайском крае" на 2011-2013 годы".

2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Здоровье детей школьного возраста формируется под воздействием комплекса факторов, важнейшими из которых являются социальные (образ жизни, условия воспитания и обучения, уровень медицинского обслуживания и т.д.), биологические (включая наследственность), экологические.

Проводимые в России исследования в области здоровья детей показали, что существующая ныне система обучения порождает дефицит движения, который в младших классах составляет более 40%, а в старших - 85%. Это влечет за собой нарушение функции позвоночника, остроты зрения, деятельности нервно-психической и сердечно-сосудистой системы.

В последние годы наблюдается рост общей заболеваемости подростков, которая составляет 2300 случаев на 100 тысяч детей подросткового возраста; 33,4% юношей призыва 2010 года непригодны к службе в армии по состоянию здоровья или пригодны с ограничениями; более 30% подростков не входят в 1 и 2 группу здоровья и имеют заболевания, оказывающие отрицательное влияние на формирование репродуктивной системы.

Имеется тенденция роста первичной инвалидности детей в период от младшего (4-7 лет) до старшего (15-17 лет) возраста и общей инвалидности в возрастной группе от 0 до 17 лет на 9,7% (с 1999 по 2010 годы). С 2000 по 2010 гг. среди детей и подростков края наблюдается количественный рост психических расстройств и расстройств поведения. Так, в возрастной группе от 0 до 14 лет этот показатель выше общероссийского в 1,8 раза, среди подростков (15-17 лет) - в 1,7 раза. Анализ данных первичной инвалидности детей и подростков, проведенный Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю и ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю", показал, что ведущими причинами первичной инвалидности в структуре заболеваемости являются психические расстройства и расстройства поведения, болезни нервной системы, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезни глаз и их придаточного аппарата.

Мировой опыт, выводы авторитетных исследователей, наблюдения педагогов и родителей говорят о том, что здоровье подрастающего поколения серьезно страдает непосредственно в процессе учебно-познавательной деятельности. Это обусловлено тем, что современная система образования строится по модели, которая создана с нарушением базовых законов развития человека как биологического и социального вида. К таким законам относятся законы доминирования вертикализации тела в процессе развития ребенка и закон доминирования чувственных каналов восприятия мира и эмоционально значимых впечатлений. В результате систематического нарушения действия этих законов происходит дисфункция развития тела, в том числе произвольно-волевой и психомоторной сфер, а в конечном счете подрывается детородная способность и психическое и физическое здоровье. По данным углубленного медицинского осмотра учащихся государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений края, проведенного в 2010 году, удельный вес детей первой и второй групп здоровья в общей численности учащихся составляет 84% (в 2009 году - 85%).

Важным фактором сохранения здоровья детей и подростков в условиях образовательного процесса является соответствие общеобразовательных учреждений санитарным правилам и нормам. Создание современных условий обучения в общеобразовательных учреждениях Алтайского края стало ключевой задачей в области сбережения здоровья детей. Эта работа проводится системно на протяжении последних лет, причем особое внимание уделяется созданию безопасных условий обучения. Доля школьников, обучающихся в условиях, отвечающих современным требованиям, в период с 2008 года по 2010 год возросла с 55 до 72%.

Очевидно, что санитарно-гигиенические нормы, соблюдение которых является неотъемлемой частью оздоровительной работы образовательных учреждений, относятся к управляемым факторам сохранения здоровья детей и способны его улучшить. Так, в период с 2008 по 2010 год в крае реализована ведомственная целевая программа "Модернизация технологического оборудования школьных столовых в Алтайском крае". В результате выполнения мероприятий программы в крае модернизировано 575 школьных столовых (объем финансирования из краевого бюджета - 261 млн.руб., из федерального - 98,5 млн.руб., из муниципальных бюджетов - около 250,5 млн.руб., всего - 610 млн. рублей). Более 166 тыс.учащихся получают здоровую и качественную пищу в обновленных школьных столовых, для которых приобретено и установлено современное тепловое и холодильное оборудование, в том числе принципиально новое: холодильные прилавки, мармиты, пароконвектоматы, пекарские шкафы, тестомесы, посудомоечные машины, пищеварочные котлы - всего более 19 тысяч единиц оборудования.

Другим важным условием сохранения и укрепления здоровья детей является создание оптимального режима двигательной активности, организация систематических занятий физической культурой и спортом.

В соответствии с базисным учебным планом в 96% общеобразовательных учреждений Алтайского края введен 3-й час физической культуры. Вместе с тем физической культурой и спортом в 99 детско-юношеских спортивных школах и клубах систематически занимаются менее 25% обучающихся в общеобразовательных учреждениях края. Кроме того, в большинстве общеобразовательных учреждений имеющаяся для занятий физической культурой и спортом материально-техническая база не позволяет повысить уровень развития детско-юношеского массового спорта и физической культуры.

В Алтайском крае к настоящему времени накоплены значительные ресурсы для выхода на качественно новый уровень создания единого образовательного пространства, призванного формировать здоровый образ жизни школьников: реализуется проект "Новая школа - школа здоровья", в ряде школ проводятся уроки здоровья и реализуются дополнительные образовательные программы по формированию навыков здорового образа жизни.

Вместе с тем, результаты проводимой работы не достигли требуемого уровня. Так, официально зарегистрированных участников проекта "Образовательная сеть "Школы здоровья Алтайского края" - 59, что составляет 4,8% от общего числа общеобразовательных учреждений. Необходимо расширить эту сеть и включить в учебный процесс образовательные программы по формированию навыков безопасного поведения и здорового образа жизни.

Принятие долгосрочной целевой программы, которая будет направлена, прежде всего, на сохранение и укрепление здоровья детей в общеобразовательных учреждениях, позволит вывести на качественно новый уровень систему здоровьесберегающего образования в крае, существенно увеличить число детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом и ведущих здоровый образ жизни.

3. Основные цели, задачи и системные мероприятия Программы


Целью программы является создание в Алтайском крае эффективных условий для сохранения и укрепления здоровья детей школьного возраста.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) повышение уровня здоровья детей школьного возраста, обеспечение в общеобразовательных учреждениях психологического комфорта и безопасности.

Реализация этой задачи предполагает построение целостной системы здоровьесбережения в образовательном учреждении, включающей следующие компоненты: создание в рамках модернизации системы образования современных санитарно-гигиенических условий, приобретение удобной школьной мебели, нового технологического оборудования школьных столовых и дополнительных комнат психологической разгрузки, оборудования для психолого-педагогических, медико-социальных кабинетов, разработку и внедрение программ медиабезопасности, профилактику употребления психоактивных веществ, мониторинг за уровнем заболеваемости у детей и преподавателей сельских школ. Кроме того, предусмотрено на базе оборудованных медицинских кабинетов создать информационные центры здоровья и организовать мониторинг состояния физического и психологического здоровья путем внедрения паспорта здоровья школьника. Комплексный подход к решению данной задачи позволит внедрить паспорт здоровья школьников во всех городских и базовых сельских общеобразовательных учреждениях края;

2) создание единого образовательного пространства, призванного формировать культуру безопасного поведения и здорового образа жизни школьников.

Для решения задачи предполагается проводить 1 раз в два года краевой конкурс среди общеобразовательных учреждений "Новая школа - школа здоровья", предусматривающий создание условий для формирования культуры безопасного поведения и здорового образа жизни и сертификацию школ здоровья Алтайского края. Решение задачи включает в себя и учебно-методическое и информационное обеспечение процесса, а также проведение психологических обследований на предмет потребления обучающимися общеобразовательных школ психоактивных веществ. В результате увеличится доля общеобразовательных учреждений, в которых будет проводиться психологическое тестирование с целью выявления у обучающихся признаков потребления психоактивных веществ;

3) развитие в учреждениях образования физической культуры и детско-юношеского спорта.

Данная задача будет решаться через создание на базе общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей спортивных клубов (не менее 1 в районе (городе), профильных спортивных классов. По итогам реализации Программы предполагается открыть не менее 10 спортивных классов.

Кроме того, предусмотрено повсеместное проведение обязательного школьного этапа всероссийских соревнований "Президентские состязания" и "Президентские игры" для всех обучающихся средней и старшей ступени;

4) обеспечение оптимального режима и рациона школьного питания, формирование у обучающихся культуры здорового питания.

Задача решается путем введения в общеобразовательных учреждениях края режима двухразового горячего питания для обучающихся, время пребывания которых в школе превышает 8 часов. Также предполагается проведение мероприятий, направленных на формирование культуры здорового питания. По итогам реализации Программы в лицеях, гимназиях, общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов для обучающихся, время пребывания которых в школе превышает 8 часов, будет введено двухразовое горячее питание;

5) совершенствование подготовки кадров, обеспечивающих процесс сохранения и укрепления здоровья детей в условиях общеобразовательных учреждений.

Решение задачи предполагает реализацию комплекса мероприятий по повышению квалификации, профессионального мастерства в области здоровьесберегающих технологий учителей-предметников, учителей физической культуры, педагогов-психологов, социальных педагогов, а также школьных поваров и медицинских работников.

По итогам Программы возрастет уровень обеспеченности общеобразовательных учреждений педагогами, подготовленными в области сохранения и укрепления здоровья детей школьного возраста.

Система программных мероприятий приведена в приложении 1.

4. Ресурсное обеспечение Программы


Общий объем финансирования Программы - 4135 тыс.рублей, из них за счет средств краевого бюджета 4135 тыс.рублей:

в 2012 год - 135 тыс.руб.

в 2013 год - 1000 тыс.руб.

в 2014 год - 1000 тыс.руб.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»