ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 18 января 2012 года N 54/54

     

О внесении изменений в Программу мероприятий по стимулированию развития жилищного строительства в Московской области на 2011-2015 годы



Правительство Московской области

постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Программу мероприятий по стимулированию развития жилищного строительства в Московской области на 2011-2015 годы (далее - Программа), утвержденную постановлением Правительства Московской области от 21.12.2009 N 1126/53 "Об утверждении Программы мероприятий по стимулированию развития жилищного строительства в Московской области на 2010-2012 годы" (с изменениями, внесеными постановлением Правительства Московской области от 19.05.2011 N 464/18).

Губернатор
Московской области
 Б.В.Громов

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
 Правительства Московской области
от 18 января 2012 года N 54/54

     
Изменения, которые вносятся в Программу мероприятий по стимулированию развития жилищного строительства в Московской области на 2011-2015 годы



1. В Паспорте Программы мероприятий по стимулированию развития жилищного строительства в Московской области на 2011-2015 годы (далее - Программа):

1) позицию "Основные задачи Программы" дополнить абзацем следующего содержания:

"Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов строительного комплекса Московской области";

2) дополнить позицией "Подпрограммы" в следующей редакции:

"Подпрограммы

"Кадровое обеспечение развития жилищного строительства в Московской области на 2011-2015 годы" (приложение N 12).

Государственный заказчик - Министерство строительного комплекса Московской области.".


2. Дополнить Программу приложением N 12 "Подпрограмма "Кадровое обеспечение развития жилищного строительства в Московской области на 2011-2015 годы" в следующей редакции:

"Приложение N 12
к Программе мероприятий
по стимулированию развития
жилищного строительства
в Московской области в 2011-2015 годах
(в редакции постановления
 Правительства Московской области
от 18 января 2012 года N 54/54)

     

Подпрограмма "Кадровое обеспечение развития жилищного строительства в Московской области на 2011-2015 годы"

     

Паспорт подпрограммы "Кадровое обеспечение развития жилищного строительства в Московской области на 2011-2015 годы"


Наименование
Подпрограммы

Кадровое обеспечение развития жилищного строительства в Московской области на 2011-2015 годы (далее - Подпрограмма)

Основания для
разработки Подпрограммы

Поручение Губернатора Московской области от 23.03.2011;

приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 21.03.2011 N 101 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке подпрограмм кадрового обеспечения задач строительства региональных программ развития жилищного строительства"

Государственный
заказчик Подпрограммы

Министерство строительного комплекса Московской области

Разработчики Подпрограммы

Министерство строительного комплекса Московской области,

Министерство образования Московской области, Комитет по труду и занятости населения Московской области

Цель Подпрограммы

Кадровое обеспечение реализации Программы мероприятий по стимулированию развития жилищного строительства в Московской области на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 21.12.2009 N 1126/53

Задачи Подпрограммы

Создание модели государственно-частного партнерства, обеспечивающей эффективную систему подготовки специалистов строительной отрасли;

совершенствование системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации работников строительной отрасли

Важнейшие целевые показатели Подпрограммы

Общее число занятых в строительной отрасли Московской области в 2015 году - 186,5 тыс.человек, в том числе занятых в жилищном строительстве - 112 тыс.человек;

объем выпуска специалистов по строительным специальностям в 2015 году - 4710 человек;

объем профессиональной переподготовки, повышения квалификации специалистов строительной отрасли в 2015 году - 17300 человек;

количество учебных заведений строительной отрасли в Московской области - 27

Сроки и этапы реализации Подпрограммы

2011-2015 годы;

I этап (2011- 2012 годы);

II этап (2013-2015 годы).

Исполнители Подпрограммы

Министерство строительного комплекса Московской области,

Министерство образования Московской области,

Комитет по труду и занятости населения Московской области,

органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области (по согласованию), образовательные учреждения и организации

Объемы и источники финансирования Подпрограммы

Финансирование мероприятий Подпрограммы осуществляется за счет средств внебюджетных источников, средств федерального бюджета(*),

бюджетов муниципальных образований Московской области, а также средств бюджета Московской области, предусмотренных на реализацию мероприятий соответствующих долгосрочных целевых программ Московской области, ведомственных целевых программ

Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы

Обеспечение строительной отрасли квалифицированными рабочими кадрами и специалистами;

обеспечение взаимодействия всех социальных партнеров в вопросах учета, планирования и развития кадров, регулирования рынка труда и рынка образовательных услуг;

создание модели государственно-частного партнерства, обеспечивающей эффективную систему подготовки и переподготовки специалистов строительного комплекса

Контроль за ходом реализации Подпрограммы

Министерство строительного комплекса Московской области


*) средства федерального бюджета на создание профильного ресурсного центра в объеме 100,0 млн.руб.

1. Характеристика проблемы в сфере кадрового обеспечения строительной отрасли, на решение которой направлена Подпрограмма


Успешное выполнение федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (далее - ФЦП "Жилище"), долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2009-2012 годы" (далее - ДЦП "Жилище") и Программы мероприятий по стимулированию развития жилищного строительства в Московской области на 2011-2015 годы зависит от обеспеченности строительной отрасли квалифицированными рабочими кадрами и специалистами, способными эффективно решать задачи жилищного строительства.

Для строительных организаций проблема обеспечения квалифицированными рабочими кадрами имеет первостепенное значение.

Сегодня практически каждая строительная компания испытывает нехватку квалифицированных рабочих кадров и инженерно-технических специалистов.

К наиболее дефицитным и востребованным профессиям в строительстве относятся крановщик, монтажник, кровельщик, электрогазосварщик, слесарь, плотник, слесарь по сборке металлоконструкций, специалисты по укладке пластиковых труб, вязальщики арматуры. Также наблюдается дефицит квалифицированных прорабов, специалистов в области инженерных сетей и строительства инфраструктурных сооружений.

Причинами сложившейся ситуации на рынке труда являются объективные факторы - интенсивные, физически нелегкие условия труда и невысокая заработная плата.

По итогам 2010 года в среднем по Московской области зарплата в строительстве составила около 25,1 тыс.рублей, в обрабатывающих производствах - около 24,5 тыс.рублей.

В структуре населения к началу 2010 года доля лиц моложе трудоспособного возраста составила 14,1 процента, трудоспособного - 62,3 процента, старше трудоспособного возраста - 23,6 процента. В сравнении с 2007 годом численность населения трудоспособного возраста снизилась на 2087 человек (0,05 процента), пенсионного возраста увеличилось на 39,6 тыс.человек (26 процентов).

Распределение работников по возрасту

Период

Средний

Доля работников (%)

возраст (лет)

до 20 лет

20-29 лет

30-39 лет

40-49 лет

50-59 лет

60 лет старше

2007 год

40,6

1,7

22,1

22,6

27,0

21,6

5,0

2008 год

40,5

1,8

21,8

23,4

26,1

21,8

5,1


Среднегодовая численность занятых в строительной отрасли в Московской области в период 2008-2010 годов сократилась с 210,9 тыс.человек до 180,0 тыс.человек, при этом число занятых в жилищном строительстве составляло 125,267 тыс.человек (65 процентов).

Среднегодовая численность занятых (1) в экономике Московской области с 2007 по 2009 годы увеличилась всего на 19,7 тыс.человек (0,7 процента). При этом численность занятых в строительстве за это время снизилась на 11 процентов (на 22,9 тыс.человек). Доля занятых в строительстве в 2009 году составила 6,5 процента (186,3 тыс.человек) от общей численности занятых в экономике области.

____________________

(1) В число занятых включаются лица, периодически выполняющие оплачиваемые работы, а также лица, временно отсутствовавшие на работе из-за болезни, ежегодного или учебного отпуска и т.д. (продолжительностью менее 6 месяцев). Численность занятых представлена в методологии Баланса трудовых ресурсов.


В докризисный период строительный комплекс Московской области являлся одной из наиболее интенсивно развивающихся отраслей региональной экономики, требовал постоянного притока новых кадров. Влияние мирового финансово-экономического кризиса с октября 2008 года привело к снижению спроса на недвижимость, сложностям в получении кредитов, замораживанию ряда инвестиционных проектов, пересмотру местных бюджетов, сокращению объемов строительства и, как следствие, сокращению рабочих мест, снижению заработной платы, росту объемов задолженности по заработной плате.

Кроме того, одновременно с сокращением рабочих мест в 2008-2010 годах наблюдалась высокая текучесть кадров работников строительных организаций.

Наибольшее количество уволившихся специалистов из строительной отрасли в 2008 году, в том числе в связи с сокращением численности работников.

По состоянию на 1 июля 2011 года органы службы занятости населения располагают 10966 вакансиями в строительстве, причем доля вакансий рабочих специальностей составляет 85 процентов от имеющихся вакансий (9320 единиц), доля вакансий на инженерно-технические должности составляет 15 процентов (1646 единиц).

При этом в Московскую область привлекаются работники из других регионов Российской Федерации: Тверской, Ярославской, Владимирской, Калужской, Тульской, Рязанской и других областей.

Актуальной проблемой в связи с безработицей является миграция рабочей силы, которая выступает в двух формах: внутренняя (в пределах одной страны) и внешняя (из одной страны в другую).

Кроме того, следует принимать во внимание маятниковую трудовую миграцию, отрицательное сальдо которой (разность между жителями других регионов, въезжающих на работу в Московскую область и областными жителями, выезжающими на работу в другие регионы), по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области, в 2009 году составило 572,9 тыс.человек.

В 2011 году 806 работодателей планируют привлекать иностранных работников по профессиям и специальностям. Из них 106 - в сферу жилищного строительства: монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, каменщик, электрогазосварщик, штукатур, машинист крана, монтажник, плотник, облицовщик-плиточник, бетонщик, арматурщик, тракторист, машинист крана, машинист передвижной малярной станции, кровельщик по стальным кровлям, кровельщик по рулонным кровлям и кровлям из штучных материалов, маляр, сварщик арматурных сеток и каркасов, столяр, слесарь-сантехник, машинист экскаватора, паркетчик, стекольщик, геодезист; прораб, инженер, начальник участка, главный инженер проекта, инженер по подготовке производства, инженер по эксплуатации сооружений и оборудования водопроводно-канализационного хозяйства, главный электрик; подсобные рабочие, дорожные рабочие.

В связи с наметившейся тенденцией стабилизации экономической ситуации в 2011 году напряженность на регистрируемом рынке труда области (численность незанятых трудовой деятельностью граждан в расчете на одну заявленную вакансию) приблизилась к докризисному уровню и составила 0,64.

При этом по результатам мониторинга в период 2009-2010 годов отмечается, что замещение вакансий в строительном комплексе Московской области осуществляется за счет привлечения местных кадров в объеме 40 процентов, привлечения кадров из других регионов Российской Федерации в объеме 25 процентов и привлечения иностранной рабочей силы в объеме 35 процентов от общего количества вакансий.

Вместе с тем, одной из приоритетных задач по снижению напряженности на рынке труда Московской области, сохранению социальной стабильности является приоритетное использование местных трудовых ресурсов.

Поэтому для экономики Московской области в целом остается актуальным вопрос повышения престижности строительных профессий и специальностей и вовлечение местных кадров на рынок труда для наибольшего замещения строительных вакансий.

Для поддержания объемов ввода жилья в Московской области (с объективной тенденцией снижения) в период 2011-2015 годов важно обеспечить расчетную потребность сферы жилищного строительства квалифицированными кадрами, с одной стороны, а с другой - не допустить переизбытка рабочей силы, который может привести к негативным социальным последствиям.

При этом дальнейшая миграция из других регионов и дальнейшее привлечение иностранных работников, в первую очередь неквалифицированных, в строительный комплекс Московской области должны снижаться. К концу 2015 года миграция специалистов из других регионов для жилищного строительства по экспертной оценке не превысит 11 процентов, а доля иностранных специалистов, занятых в жилищном строительстве также не превысит 11 процентов от квоты иностранных работников, утверждаемой Минздравсоцразвития Российской Федерации.

Определение исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 783 (далее - Правила), а именно: на основе заявок работодателей, с учетом ситуации на рынке труда, а также заключений исполнительных органов государственной власти Московской области, в том числе Министерства строительного комплекса Московской области, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

На 2011 год приказом Роструда от 12.07.2011 N 150 утверждено 4702 рабочих места, на которые предполагается привлечение иностранных работников в 2011 году в 106 организациях Московской области, занимающихся жилищным строительством (3,9 процента от общей квоты, утвержденной Московской области на 2011 год). Всего в 806 организациях строительного комплекса утверждено 40292 рабочих места, на которые предполагается привлечение иностранных работников, что составляет 33,6 процента от утвержденной квоты, а также без учета иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность за счет квоты предыдущего года.

Активное участие в мониторинге и прогнозировании потребностей строительной отрасли в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования принимают саморегулируемые организации, зарегистрированные на территории Московской области. Например, некоммерческим партнерством "СРО "Союзинжстрой" совместно с Министерством строительного комплекса Московской области, Московской областной Думой подготовлены предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации по вопросу получения молодыми специалистами трудового стажа при прохождении обучения в вузах и техникумах, начиная со второго-третьего года обучения при условии прохождения ими трудовых практик на отраслевых предприятиях, на которых они после завершения обучения будут работать по специальности. Саморегулируемые организации проводят работу по повышению престижа рабочих специальностей, введена практика проведения конкурсов профессионального мастерства.

Важным направлением по содействию работодателям в поиске необходимых специалистов по строительным профессиям является организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.

Вакантные места строительного комплекса ежегодно представляются на областной ярмарке вакансий и рабочих учебных мест, проводимой Дмитровской Торгово-промышленной палатой.

Снижение потребности в работниках сферы жилищного строительства к 2015 году объясняется перспективой перераспределения общего числа занятых в строительной отрасли в связи с необходимостью наращивания объемов строительства объектов инженерной и социальной инфраструктуры. Расширение сферы строительства объектов инженерной и социальной инфраструктуры потребует увеличения числа занятых в этой сфере. По экспертным оценкам расчетная потребность сферы жилищного строительства к 2015 году достигнет не более 60 проценов от общего числа занятых в строительной отрасли (по данным 2010 года - 70 процентов).

При этом общее число занятых в строительной отрасли (по прогнозной оценке) ожидается стабильным с увеличением 1-2 процента в год.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»