ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2011 года N 1123-ПП
О внесении изменений в областную целевую программу "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области" на 2011-2015 годы, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1483-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области" на 2011-2015 годы"
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
постановления Правительства Свердловской области
от 27 декабря 2013 года N 1634-ПП
____________________________________________________________________
В соответствии с приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.04.2011 N 204 "О порядке конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации" и от 20.05.2011 N 227 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации", а также учитывая аналитическую записку Счетной палаты о содержании областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области" на 2011-2015 годы от 28 января 2011 года, Правительство Свердловской области
постановляет:
1. Внести в областную целевую программу "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области" на 2011-2015 годы, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1483-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области" на 2011-2015 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 2010, N 10-5, ст.1504), изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Свердловской области - Министра инвестиций и развития Свердловской области Максимова М.И.
3. Настоящее постановление опубликовать в "Областной газете".
Председатель Правительства
Свердловской области
А.Л.Гредин
Областная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области" на 2011-2015 годы
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 8-1, ст.1274) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 14.08.2009 N 926-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, N 8-1, ст.1044) и от 29.12.2010 N 1910-ПП ("Областная газета", 2011, 18 января, N 7) (далее - Стратегия), Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы" ("Областная газета", 2011, 17 июня, N 212-215) развитию малого и среднего предпринимательства выделяется роль одного из основных инструментов по достижению главной цели Стратегии - обеспечения высокого уровня благосостояния и стандартов качества жизни населения региона, соответствующих уровню наиболее развитых стран.
Развитие малых и средних предприятий имеет целью обеспечить решение экономических и социальных задач, в том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынков товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, в том числе и в региональные.
Экономический эффект от деятельности малого и среднего бизнеса оценивается с точки зрения вклада в валовой региональный продукт и увеличения уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в бюджеты любых уровней.
Социальный эффект от деятельности малого и среднего бизнеса оценивается с точки зрения обеспечения занятости и качества жизни жителей Свердловской области, а также с точки зрения формирования среднего класса и его участия в реализации социальных программ.
Программно-целевой подход позволяет переориентировать политику органов государственной власти и органы местного самоуправления на создание и реализацию адресных программ развития инфраструктурных объектов поддержки малого и среднего предпринимательства, развития востребованных механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволит целенаправленно и эффективно использовать бюджетные средства.
В 2009 году численность малых и средних предприятий Свердловской области составила 156,8 тыс. единиц, включая 118549 индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Количество работающих в малом и среднем бизнесе с учетом всех категорий занятых в 2009 году составило 540,9 тыс. человек.
Оценка количества работающих в малом и среднем бизнесе носит неточный характер, поскольку отсутствуют данные о количестве работающих у индивидуальных предпринимателей.
Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в 2009 году составил 31,5 процента в общем обороте организаций Свердловской области.
Основными проблемами, препятствующими развитию малого и среднего предпринимательства в Свердловской области, являются:
1) трудности в привлечении финансовых ресурсов на развитие бизнеса, особенно на стадии становления бизнеса:
2) недостаточное развитие механизмов финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства на ранних стадиях развития;
3) недостаток собственных ресурсов у субъектов малого и среднего предпринимательства и затрудненный доступ к источникам финансирования;
4) недостаток доступных производственных и офисных площадей;
5) недостаточное развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) недостаточное изучение результативности мер, принимаемых органами государственной власти по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.
Зачастую в программах муниципальных образований в Свердловской области не отражены вопросы развития средних форм предпринимательства, не учтены современные механизмы поддержки малого и среднего бизнеса, не предусмотрено решение системных проблем малого и среднего предпринимательства.
На сегодняшний день развитие малого бизнеса в Свердловской области не осуществляется на основе программно-целевых методов. Областная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области" на 2009-2011 годы, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 29.07.2008 N 782-ПП "Об областной государственной целевой программе "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области" на 2009-2011 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 7-8, ст.1195) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 05.08.2009 N 894-ПП ("Областная газета", 2009, 14 августа, N 240), от 19.10.2009 N 1426-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, N 10-4, ст.1584), фактически не была реализована - действие программы было приостановлено.
Как показывает практика, программно-целевой метод и системный подход к вопросам поддержки предпринимательства, основанный на реализации целевых комплексных программ, разрабатываемых с учетом реального состояния малого и среднего бизнеса, его потребностей и уровня развития в различных отраслях экономики, проблем и задач, стоящих перед государством или его административно-территориальными единицами, а также других, в том числе социальных, факторов, полностью себя оправдывает.
Возможные риски в ходе реализации областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области" на 2011-2015 годы (далее - Программа) и способы их минимизации приведены в таблице.
Возможные риски | Способы минимизации |
1 | 2 |
Изменения федерального законодательства в части вопросов государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и предметов ведения органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области | Мониторинг планируемых изменений и минимизация последствий в период подготовки проектов нормативных правовых документов |
Недостаточность получаемой информации (от Федеральной службы государственной статистики (Росстата), Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области (Свердловскстата), по результатам проводимых мониторингов, исследований) | Разработка методик и изучение опыта других территорий, в том числе зарубежных, по оценке развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях неопределенности информации |
Недостаток бюджетных средств для обеспечения реализации мероприятий Программы | Определение приоритетов для первоочередного финансирования. Оценка эффективности бюджетных вложений |
Утеря актуальности мероприятий Программы | Ежегодный анализ эффективности проводимых мероприятий Программы, в том числе проведение мониторингов, исследований. Возможно перераспределение средств внутри разделов Программы. Постоянные консультации с субъектами малого и среднего предпринимательства и организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства |
Недоверие субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, к полезности и доступности мероприятий Программы | Постоянное информирование субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, об осуществляемых мероприятиях с использованием разнообразных каналов коммуникаций передачи информации. Пропаганда успешных проектов Программы |
Целесообразность разработки Программы, реализующей программно-целевой подход к решению проблем развития малого и среднего предпринимательства, определяется следующими факторами:
1) необходимость системного подхода к предоставлению государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
2) наличие сложно решаемых и разнообразных по характеру проблем, с которыми сталкиваются субъекты малого и среднего предпринимательства Свердловской области, что определяет необходимость системного подхода к их решению, согласования отдельных направлений государственной политики по содержанию, технологиям реализации и по времени осуществления;
3) необходимость определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;
4) важность концентрации ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
5) необходимость реализации комплекса взаимоувязанных мероприятий по повышению результативности государственных и муниципальных финансовых и материальных вложений.
Системный подход к разработке Программы предусматривает:
использование всех возможных способов развития малого и среднего предпринимательства, в том числе организационных, методических, технических, и повышение уровня финансирования из внебюджетных источников.
Комплексность мероприятий Программы предусматривает:
1) выбор и реализацию мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства на основе прогнозирования рисков социально-экономической ситуации в Свердловской области;
2) социальное, экологическое и экономическое обоснование предлагаемых мероприятий Программы;
3) концентрацию финансовых средств и организационных усилий Программы на значимых направлениях деятельности.
Программа будет способствовать реализации единой государственной политики в области поддержки и развития малых и средних форм предпринимательства.
Таким образом, Программа направлена на развитие малого и среднего предпринимательства в целях развития конкурентной среды в экономике Свердловской области.
В предыдущие периоды тезис об оказании поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства зачастую носил декларативный характер. В Свердловской области в течение последних лет субъекты малого и среднего предпринимательства могли воспользоваться ограниченным перечнем мер государственной поддержки: консультирование, поручительство фонда поддержки малого предпринимательства (областного или муниципального), микрозаем, компенсационный заем и льготный инвестиционный кредит. С 2009 года начинающим предпринимателям предоставлена возможность пройти обучение на тренинге "Начни свое дело" и при условии успешной защиты бизнес-проекта получить грант на начало собственного дела. Указанные механизмы явно не способствуют мощному развитию малого и среднего бизнеса, в том числе инновационного, и повышению привлекательности Свердловской области как субъекта Российской Федерации, где можно успешно развивать бизнес. Программно-целевой подход является необходимым для достижения фактического развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, в рамках решения задач, определенных Стратегией, Программой социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы, актуальной становится необходимость выработки и реализации системного подхода к предоставлению государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в Свердловской области и существенному расширению механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
1. Цель Программы - развитие малого и среднего предпринимательства в целях развития конкурентной среды в экономике Свердловской области. Цель и задачи Программы приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Для достижения цели Программы необходимо решение следующих задач, связанных с осуществлением полномочий органов государственной власти Свердловской области в сфере государственной поддержки и развития субъектов малого предпринимательства:
1) совершенствование областной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства: формирование условий, в том числе благоприятной правовой среды, обеспечивающих устойчивый рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства и численности занятого населения;
2) популяризация и пропаганда идей малого и среднего предпринимательства, формирование среди населения положительного имиджа предпринимательства, содействие активному вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность;
3) обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства офисными и производственными помещениями;
4) развитие существующих и внедрение новых инструментов финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, создание условий для роста капитализации малого бизнеса, содействие в продвижении субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области на региональные и зарубежные рынки;
5) внедрение современных технологий ведения бизнеса с широким использованием возможностей телекоммуникационной сети Интернет, содействие устойчивому развитию малых и средних предприятий с использованием современных форм и методов информационной и иной поддержки;
6) максимальное удовлетворение потребностей малого и среднего бизнеса в комплексных услугах по ведению предпринимательской деятельности путем развития и совершенствования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
7) внедрение механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства в сферах инноваций, в том числе IT-компаний, а также конкурентоспособных отечественных производств;
8) финансирование научно-исследовательских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства.
Выполнение Программы осуществляется поэтапно с 1 января 2011 года по 31 декабря 2015 года:
1) первый этап, реализуемый в 2011 году;
2) второй этап, реализуемый в 2012 году;
3) третий этап, реализуемый в 2013 году;