ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2011 года N 548/21
Об одобрении проекта Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области
____________________________________________________________________
Утратило силу с 26 марта 2016 года на основании
постановления Правительства Московской области
от 25 марта 2016 года N 230/8
____________________________________________________________________
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации Правительство Московской области
постановляет:
1. Одобрить проект Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области (далее - Схема) согласно приложению.
2. Министерству строительного комплекса Московской области, Главному управлению архитектуры и градостроительства Московской области организовать согласование проекта Схемы в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.
3. Министерству по делам печати и информации Московской области обеспечить опубликование проекта Схемы, указанной в пункте 1 настоящего постановления, в печатных и электронных средствах массовой информации.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Московской области Жидкина В.Ф.
Губернатор
Московской области
Б.В.Громов
ПРОЕКТ
Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области
В соответствии с Законом Московской области N 36/2007-ОЗ "О Генеральном плане развития Московской области" Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области является составной частью Генерального плана развития Московской области как системы нормативных правовых актов Московской области, определяющих политику органов государственной власти Московской области в сфере стратегического планирования пространственного развития Московской области и регламентирующих организацию градостроительной деятельности в Московской области в пределах полномочий субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
В состав этой системы нормативных правовых актов Московской области, наряду с иными актами, входят три схемы территориального планирования Московской области, подготовка которых регламентирована нормами Закона Московской области N 36/2007-ОЗ "О Генеральном плане развития Московской области": Схема территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития, Схема развития особо охраняемых природных территорий областного значения и Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области.
Схема территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития утверждена постановлением Правительства Московской области от 11.07.2007 N 517/23 "Об утверждении Схемы территориального планирования Московской области - основных положений градостроительного развития" (далее - Схема). Данная Схема является градостроительной основой планируемых стратегических преобразований пространства Московской области и, таким образом, задает рамочные условия развития муниципальных образований Московской области; развития региональных транспортных инфраструктур, согласованного с развитием инфраструктур федерального и муниципального значения; сохранения природного и исторического наследия и своеобразия городов, поселков, сел и деревень Московской области. В процессе подготовки Схемы к утверждению она была согласована с центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, муниципальными образованиями Московской области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с Московской областью, и 32 федеральными органами исполнительной власти, в том числе с Министерством транспорта Российской Федерации.
Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области подготовлена преемственно к целям и задачам территориального планирования, а также мероприятиям, содержащимся в утвержденной Схеме территориального планирования Московской области - основных положениях градостроительного развития, и ее содержание направлено на реализацию приоритетных стратегических пространственных преобразований, необходимых для реализации политики пространственного развития Московской области, определенной Законом Московской области N 36/2007-ОЗ "О Генеральном плане развития Московской области".
Для целей Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области под транспортными инфраструктурами Московской области понимаются линейные сооружения и объекты:
_________________________
Данное понятие не распространяется и, следовательно, не определяет формы собственности транспортных инфраструктур Московской области. "Транспортная работа" - пассажирские и грузовые перевозки - осуществляется всеми видами транспортных инфраструктур и не зависит от их формы собственности и значения. При этом, утверждению в Схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области подлежат лишь линейные сооружения и объекты транспорта, имеющие региональное значение, включая линейные сооружения и объекты транспорта, находящиеся в собственности Московской области.
автомобильного транспорта (автомобильные дороги всех видов и значений и соответствующие транспортные сооружения: многоуровневые развязки, тоннели, автомобильные мосты, эстакады, путепроводы, наземные и подземные пешеходные переходы, экодуки);
железнодорожного транспорта, обслуживающего пассажирские и грузовые перевозки в дальнем сообщении;
пригородного (городского) пассажирского железнодорожного транспорта;
рельсового скоростного пассажирского транспорта (миниметро, легкое метро, скоростной трамвай);
воздушного транспорта, обеспечивающего перевозки на судах Московского авиационного узла, государственной экспериментальной авиации, авиации общего назначения);
водного транспорта;
пересадочных комплексов, пересадочных узлов, "перехватывающих" автомобильных стоянок;
логистических комплексов и центров, грузовых таможенных терминалов;
иных транспортных сооружений.
Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом Московской области N 36/2007-ОЗ "О Генеральном плане развития Московской области", состоит из положений о территориальном планировании и соответствующих карт (схем).
Положения о территориальном планировании в составе Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области включают:
цели и задачи территориального планирования, как инструментальное отражение целей и задач развития транспортных инфраструктур (линейных сооружений и объектов) Московской области;
мероприятия по территориальному планированию в виде перечня и параметров зон планируемого размещения в Московской области элементов транспортных инфраструктур федерального (приведены в информационных целях) и регионального значения, необходимые для достижения целей и реализации задач территориального планирования. Технологически, мероприятия по территориальному планированию в части транспортного обслуживания Московской области группируются по признакам необходимости и возможности реализации задач территориального планирования и, следовательно, задач развития транспортных инфраструктур Московской области, а также принципов преобразования пространства Московской области, направленного на рост качества жизни населения и экономики Московской области.
Карты (схемы) в составе Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области включают:
карты (схемы) планируемого развития транспортных инфраструктур в Московской области;
карты (схемы) зон с особыми условиями использования территорий, связанных с транспортными инфраструктурами в Московской области.
_________________________
Данный раздел включен в состав положений о территориальном планировании транспортного обслуживания Московской области в информационных целях и не является предметом утверждения в данной схеме.
В древние времена основными путями сообщения на территории нынешней Московской области были реки, так как большую часть этой территории занимали непроходимые леса. Летом по рекам плавали, зимой ездили на санях. Реки, и в первую очередь Москва-река, играли большую роль не только в обеспечении связей между поселениями, но и в формировании приречной системы расселения на территории нынешней Московской области.
Роль рек как основных путей сообщения на территории Московской области сохранялась до X века. Согласно свидетельству византийского императора X века Константина Багрянородного, сбор дани киевским князем (полюдье) проводился в зимнее время. В ноябре князь с дружиной выезжал из Киева и объезжал подвластные территории, возвращаясь в апреле. В остальное время года многие русские территории были просто недоступны.
Для сообщения между реками в летнее время использовались волоки, по которым с использованием конных повозок "волокли" торговые суда из одной реки в другую. На территории Московской области через "волок" между реками Ламой (приток р.Волги), и Волошней (приток р.Рузы) осуществлялся важный торговый путь из Новгородского княжества в Рязанское княжество и южные земли. На месте "волока" образовалось поселение Волок на Ламе, впервые упоминаемый в Лаврентьевской летописи под 1135 годом, т.е. за 12 лет до образования Москвы. В настоящее время на месте этого поселения стоит город Волоколамск.
Однако в этой части Ростово-Суздальского княжества, помимо путей речных, уже имелись наторенные и протяженные грунтовые дороги, на которых устраивались гати на сырых или заболоченных участках и переправы (перевозы) на ручьях и речках. Этому способствовало хозяйственное освоение территории, расчистка лесов под пашни и селения, что вызвало понижение уровня грунтовых вод, обмеление рек и усыхание болот. Первые сухопутные дороги немногим отличались от нахоженных путниками и наезженных всадниками троп.По этим лесным дорогам гужевое движение могло происходить, главным образом, в зимнее время, так как в иное время года, а особенно весной и осенью, они были трудно проходимы для колесного транспорта.
Позднее, в связи с расширением торговых связей между княжествами, эти первые грунтовые дорожные следы постепенно превратились в наезженные торговые дороги, пересекавшие значительные лесные пространства, чему в значительной степени способствовало прохождение через эти территории торговых путей между западом и востоком (торговый путь "из варяг в греки"), севером и югом.
В западные земли вела дорога на Смоленск, который упоминается в "Повести временных лет" при описании похода варяжской дружины князей Аскольда и Дира из Новгорода на Киев. К тому времени (863 год) Смоленск был уже достаточно крупным городом и вёл широкую торговлю со странами Запада, а через реки Волжского бассейна, включая Москву-реку, с городами Северо-Восточной Руси и странами Востока. Дорога на Смоленск на протяжении многих веков, вплоть до середины XVII века, была единственным торговым путём на запад.С этим связаны ее названия - Старая Смоленская дорога или Посольская дорога.
В северо-восточные земли, в Переяславское и Новгородское княжества, вела Старая Переяславская дорога. Она проходила мимо деревень, расположенных по реке Яузе: Ростокино, Свиблово, Медведково, Раево, Тайнинское и далее через Челобитьево, Сгонники, Ядреево, Высоково, минуя перевоз через реку Клязьму между Каргашино и Черкизово, проходила через Звягино, Кудрино, Братовщину на Радонеж, и далее через леса и реки в Переяславль-Залесский. Другой возможный путь этой дороги от Челобитьева - через Бродино (ныне Бородино), Беляниново, Болтино, Пирогово или Свиноедово на Каргашино, к перевозу через р.Клязьму. Старая Переяславская дорога связывала Московское, Переяславское, Новгородское и Великое Литовское княжества.
Связи с южными территориями и Поволжьем осуществлялись по Москве-реке на Коломну и далее, через Оку, на Рязань.
Первые обустроенные грунтовые дороги в лесах на территории нынешней Московской области появились предположительно к X-XI вв. К этому периоду относятся летописные свидетельства о том, что на этих землях "начали пути деять и мосты строить". В первом на Руси письменном своде законов - "Русской Правде" - есть упоминание о взимании мыта (пошлины) на мостовых переправах через реки. Следовательно, уже в Х-ХI вв. существовали какие-то проезжие дороги - иначе не было бы ни мостов, ни пошлин, собираемых на них. В XI веке законодательно определён статус "мостников" - мастеров по строительству и ремонту мостов и мостовых. "Русская Правда" содержит "Урок мостникам", в котором, помимо прочего, устанавливались тарифы на различные дорожные работы.
В Рязанскую землю и на Дон вела сухопутная дорога Каширка. Каширка начиналась у Котлов в районе речки Котловки и села Никольского "на Котле", которые располагались к югу от Даниловской заставы г.Москвы, и проходила через Большой овраг на Фроловский Ям на Пахре, затем на Шибанцево, Купчинино, Князево и Каширу. В 1176 году, за 60 лет до прихода на Русь татар, здесь прошло на Москву объединенное войско половцев и рязанцев.
У Фроловского Яма дорога разветвлялась. Вторая ветвь шла на Рождественский погост, Бронницы и далее правым берегом Москвы-реки на Коломну. Этот путь на Коломну считался наиболее безопасным. В некоторых исследованиях эту древнюю дорогу называют Коломенской Котловской дорогой, в некоторых - Шубинской дорогой на Коломну. С небольшим изменением дорога существовала вплоть до XX века под названием Бронницко-Подольское шоссе. Некоторые участки этой дороги существуют и сейчас.
Москва была основана Суздальким князем Юрием Долгоруким как пограничная крепость на западных подступах к столице княжества - Суздалю. Чтобы добраться сухопутным путем из Суздаля до пограничной крепости Москвы, надо было ехать до Юрьев-Польского, далее на Переславль-Залесский и затем до Москвы по Старой Переяславской дороге. Таким образом, основной путь из Москвы на восток проходил по Старой Переяславской дороге.
Со временем этот путь сокращался, за счет замены криволинейных участков дороги хордами. В результате такого "спрямления" от Юрьева-Польского дорога пошла на Киржач, а затем на Москву. Название дороги - Стромынский тракт - связывают с селом Стромынь, находящимся в 40 верстах от Москвы, на территории нынешнего Ногинского муниципального района Московской области.
Стромынка, Большая Киржацкая дорога, Торговая Стромынская дорога - так в разное время называлась главная дорога, связывающая Москву с Владимиро-Суздальской землей. Стромынская дорога начиналась в Москве улицей Стромынкой и через село Преображенское шла к Медвежьим озерам, недалеко от современного Щелковского шоссе, пересекала Клязьму по броду у села Амерева, далее шла через сельцо Мизиново к селу Стромынь (Остромынь) и выходила к городам Киржачу и Юрьеву-Польскому, затем - в Суздаль. До сих пор в городах Москве и Суздале улицы, по которым проходила эта дорога, сохранили название Стромынка. На границах Московского уезда с Богородским уездом дорога проходила по болотистой местности, а близ границы Московской губернии пересекала болотистые речки.
На юг, через Серпуховское укрепление, через Подол-Пахру, Лопасню, Серпухов проходила дорога, которая вела в Крым. Поэтому её называли Серпуховкой или Крымской дорогой.
Города Москва и Дмитров были связаны Старой Дмитровской дорогой, проходившей через реку Клязьму, где был устроен перевоз. Дмитровская дорога брала свое начало от Воскресенских ворот Московского Кремля и шла по нынешней Большой и Малой Дмитровке, Долгоруковской, Новослободской улицам Москвы, мимо Бутырской заставы и далее как проходит нынешнее Дмитровское шоссе. Для Московского княжества Дмитров был самой ближней пристанью. Отсюда по рекам Яхроме и Сестре шёл водный путь в верховья Волги.
Появление проезжих грунтовых дорог способствовало развитию торговых путей между Западной Европой и Поволжьем, возникновению новых селений на этих путях и развитию в них ремесел и торговли. С другой стороны, развитие сети грунтовых дорог дало возможность войскам Батыя в 1237-1241 годах продвинуться в глубь земли Русской.
Нашествие Батыя на Северо-Восточную Русь и многовековое монголо-татарское засилье сыграло значительную роль в развитии грунтовых дорог.Частая езда русских князей в ханскую Орду, частые наезды и разъезды ханских чиновников (баскаков) для переписей населения в целях исчисления налагаемой ханом дани, сами сборы этой дани, а также частые разбойные вторжения ханских орд и движения оборонных русских ратей для борьбы с ними способствовали торению старых и прокладке новых дорог.Татары ввели в русских землях свою систему почтового сообщения, позаимствованную в Китае. Вдоль дорог начали располагаться станции ордынской почты, именовавшиеся ямами (от монгольского "дзям" - "дорога"). Содержатели станций назывались ямщиками (от тюркского "ямджи" - "гонец").
Широкая строительная деятельность Ивана Калиты в самой Москве и территориальные расширения ("примыслы") Московского княжества сопровождались расширением дорожной сети. Именно в это время (начало ХIV века) формируется большой путь из Москвы в Золотую Орду через Коломну.
Из древних грунтовых дорог, ведших из Москвы в Коломну, известны три. Так, согласно древним сочинениям о Куликовской битве, русские рати из Москвы двигались по указанию великого князя Дмитрия Ивановича на сборное место в Коломну тремя дорогами: Котловской, о которой говорилось выше, Брашевской и Болвановской.
Брашевская и Болвановская дороги пролегали правым берегом Москвы-реки. Первая из них получила название по городку Брашев (южнее города Бронницы), в котором имелся первоначально брод, а впоследствии - перевоз через Москву-реку, где дорога переходила на левый берег Москвы-реки и далее шла на Коломну. От этой дороги шло ответвление на Касимов через Егорьевский погост.Вторая дорога - по урочищу Болвановье, около нынешней Таганской площади Москвы. Дороги эти соединялись у Боровского перевоза через Москву-реку (южнее моста через реку у деревни Чулково). Место, где находился этот перевоз, можно определить по высокому холму на правом берегу Москвы-реки, возведенному, как гласит легенда, во славу победы Русского войска на Куликовом поле. Болвановская дорога проходила там, где ныне проходит Рязанское шоссе, а Брашевская - через Николо-Угрешский монастырь, расположенный на территории нынешнего городского округа Дзержинский.
Последние упоминания о Брашевской дороге относятся к XVIII веку. Так, путешественник и историк Герард Фридрих Миллер, возвращаясь в 1778 году из Коломны, после переправы через Москву-реку у Боровского перевоза заехал в село Мячково, чтобы осмотреть каменоломни. Когда он изъявил желание отправиться в Москву прямой дорогой, извозчики сказали ему, что "хотя и есть прямая дорога - но она тесна и коляскою проехать... не можно".
В начале XIV века московский князь Иван Калита получил от ордынского хана Узбека ярлык на княжение в Нижнем Новгороде. С выходом Московского княжества к берегам Волги - важнейшей транспортной артерии XIV века, соединявшей страны Востока и русские земли, - потребовалась дорога, связывающая основные центры этого быстрорастущего княжества - Москву, Владимир, Нижний Новгород.Так появилась дорога через село Рогожи (ныне г.Ногинск), которая начиналась от устья Яузы, проходила через Измайловскую рощу, села Ивановское, Горенки, Купавну, Рогожи и далее на Владимир.Эта дорога называлась Владимиркой или Владимирским трактом. По ней из Владимира в Москву была доставлена икона Божьей Матери, после чего в записи Троицкой летописи от 1395 года она называется "самый велицей дорозей Володимерьской".