ЗАКОН

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 7 марта 2007 года N 36/2007-ОЗ

О Генеральном плане развития Московской области

(с изменениями на 2 февраля 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Московской области от 10 июля 2008 года N 105/2008-ОЗ (Ежедневные новости. Подмосковье, N 149, 19.07.2008);

Законом Московской области от 27 февраля 2009 года N 14/2009-ОЗ (Ежедневные новости. Подмосковье, N 45, 07.03.2009);

Законом Московской области от 24 февраля 2011 года N 21/2011-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 37, 05.03.2011);

Законом Московской области от 6 июля 2012 года N 99/2012-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 121, 13.07.2012);

Законом Московской области от 30 декабря 2014 года N 210/2014-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 30.12.2014);

Законом Московской области от 5 ноября 2015 года N 185/2015-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 09.11.2015);

Законом Московской области от 7 апреля 2017 года N 46/2017-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 12.04.2017);

Законом Московской области от 2 марта 2018 года N 15/2018-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 05.03.2018);

Законом Московской области от 25 апреля 2018 года N 48/2018-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 28.04.2018);

Законом Московской области от 18 июля 2018 года N 128/2018-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 24.07.2018);

Законом Московской области от 14 декабря 2018 года N 223/2018-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 18.12.2018) (вступил в силу с 1 января 2019 года);

Законом Московской области от 28 декабря 2020 года N 308/2020-ОЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2020, N 5000202012290013);

Законом Московской области от 8 июля 2021 года N 145/2021-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 12.07.2021);

Законом Московской области от 28 декабря 2021 года N 291/2021-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 29.12.2021);

Законом Московской области от 30 марта 2022 года N 34/2022-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 31.03.2022);

Законом Московской области от 25 апреля 2022 года N 57/2022-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 25.04.2022);

Законом Московской области от 7 июля 2022 года N 133/2022-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 13.07.2022);

Законом Московской области от 16 августа 2022 года N 139/2022-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 17.08.2022);

Законом Московской области от 21 февраля 2023 года N 19/2023-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 22.02.2023) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года);

Законом Московской области от 23 октября 2023 года N 179/2023-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 24.10.2023);

Законом Московской области от 2 февраля 2024 года N 13/2024-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 05.02.2024).

____________________________________________________________________



Принят
постановлением
Московской областной Думы
от 21 февраля 2007 года N 2/210-П


Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона


Настоящий Закон регулирует правоотношения в сфере пространственного развития Московской области.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


В целях настоящего Закона используются следующие понятия:

1. Генеральный план развития Московской области - система нормативных правовых актов Московской области, определяющих политику пространственного развития Московской области.

2. Пространственная организация Московской области - пространственное устройство территории Московской области, характеризующееся, в том числе, размещением природных ресурсов (лесов, водных объектов, полезных ископаемых), организацией расселения жителей, размещением мест приложения труда, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, объектов культурного и природного наследия.

3. Пространственное развитие Московской области - изменения в пространственной организации Московской области.

4. Политика пространственного развития Московской области - деятельность органов государственной власти Московской области по непосредственному преобразованию пространственной организации Московской области или инициированию осуществления таких преобразований.

5. Приоритетные пространственные преобразования - отдельные изменения в пространственной организации территории Московской области, осуществление которых необходимо в приоритетном порядке для решения задач политики пространственного развития Московской области.

6. Функционально-пространственные зоны - части территории Московской области, для которых в целях территориального планирования Московской области определяются доминирующие типы градостроительной деятельности.

7. Структурно-функциональные зоны - части территории Московской области (устойчивые системы расселения Московской области), объединенные доминирующими признаками функционального освоения и пространственной организации, для которых в целях территориального планирования Московской области определены направления структурных преобразований, типы застройки, преобладающее функциональное назначение и иные характеристики.

8. Территории концентрации градостроительной активности - части территории Московской области (зоны), в пределах которых планируется размещение объектов областного значения (часть в редакции, введенной в действие с 14 июля 2012 года Законом Московской области от 6 июля 2012 года N 99/2012-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).

9. Часть утратила силу с 1 января 2015 года - Закон Московской области от 30 декабря 2014 года N 210/2014-ОЗ. - См. предыдущую редакцию.     

Глава 2. Политика пространственного развития Московской области

     

Статья 3. Цель и задачи политики пространственного развития Московской области


Целью политики пространственного развития Московской области является создание градостроительными средствами условий повышения качества жизни населения и роста экономики Московской области.

Основным принципом политики пространственного развития Московской области является обеспечение устойчивого развития Московской области в интересах настоящего и будущих поколений.

Задачами политики пространственного развития Московской области являются:

1. Выравнивание территориальной неравномерности в уровне социального и экономического развития различных частей Московской области на основе снижения центростремительных тенденций развития и перемещения градостроительной активности в срединную и периферийную части Московской области, изменения пространственного распределения мест жительства и мест приложения труда, объемов и направлений трудовой маятниковой миграции, расширения для жителей Московской области возможности выбора мест приложения труда.

2. Формирование "точек роста" - опорных территорий роста экономики и повышения качества жизни населения (территорий концентрации градостроительной активности областного значения).

3. Формирование устойчивых систем расселения в Московской области на основе структурной и функциональной реорганизации сети городов и других населенных пунктов Московской области, обеспечивающей рост качества городской и сельской среды.

4. Улучшение экологической ситуации в Московской области на основе перераспределения по территории Московской области объемов техногенных и антропогенных нагрузок и снижения их в центральной части Московской области, обеспечивающего реализацию механизмов создания современных образцов (социальных и пространственных стандартов) организации жилой и рекреационной среды, восстановления традиционных природных и урбанизированных ландшафтов, реабилитации рек и водоемов, сохранения и развития исторической и культурной самобытности городов и сельских населенных пунктов особенностей уклада жизни их жителей не только в срединной и периферийной, но и в центральной части Московской области.

5. Образование системы особо охраняемых природных территорий областного значения, а также природных экологических и природно-исторических территорий для создания необходимых условий сохранения, восстановления, реабилитации и использования природных территорий Московской области, объектов природного и культурного наследия с их территориями на основе выполнения следующих условий (абзац в редакции, введенной в действие с 6 марта 2011 года Законом Московской области от 24 февраля 2011 года N 21/2011-ОЗ, - см. предыдущую редакцию):

сохранения форм и масштабов природопользования, при которых сформировалась предлагаемая к охране территория;

сохранения природных ландшафтов (лесных, луговых, долинных), традиционного сельскохозяйственного использования, естественной структуры лесных массивов, входящих в состав особо охраняемых природных территорий (ярусность, мозаичность, видовой состав);

исключения промышленной эксплуатации природных ресурсов (заготовка древесины, разработка полезных ископаемых, использование подземных и поверхностных вод, сбор растительного сырья);

сведения к минимуму случаев дробления лесных массивов линейными транспортными и инженерными коммуникациями (за исключением обоснованных случаев, когда другие варианты их размещения невозможны), всех видов рубок, за исключением санитарных;

ограничения хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях областного значения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области (абзац в редакции, введенной в действие с 6 марта 2011 года Законом Московской области от 24 февраля 2011 года N 21/2011-ОЗ, - см. предыдущую редакцию);

создания, сохранения и восстановления непрерывности природного пространства с транзитными функциями, обеспечивающими миграционные процессы животных;

восстановления утраченных качеств архитектурно-ландшафтных комплексов и нейтрализации визуального влияния на объекты культурного наследия диссонирующих объектов;

сохранения объемных параметров (высоты, протяженности, характера завершения, типа покрытия) в главных секторах обзора и "лучах" видимости объектов культурного наследия, с расчисткой секторов обзора характерных панорам объектов культурного наследия, сохранения и восстановления элементов историко-природного ландшафта, особенностей рельефа, гидрографии, растительности;

воссоздания и сохранения гармоничного сочетания природных и культурных компонентов ландшафтов, жилых, хозяйственных и культовых построек, формирующих привычные ландшафтные картины.

6. Преобразование радиально-кольцевой структуры опорной сети автомобильных дорог в сетевую структуру скоростных магистральных, магистральных, основных и местных автомобильных дорог.

7. Развитие областной системы пассажирского автомобильного, электрического (трамвай, троллейбус) транспорта и железнодорожного транспорта в пригородном сообщении.

(Часть в редакции, введенной в действие с 14 июля 2022 года Законом Московской области от 7 июля 2022 года N 133/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

8. Повышение качества инженерного обеспечения населения и экономики Московской области.

Статья 4. Приоритетные пространственные преобразования в Московской области


Приоритетные пространственные преобразования в Московской области предусматривают:

реконструкцию и строительство федеральных, областных и местных автомобильных дорог, включая Центральную кольцевую автомобильную дорогу, развязок автомобильных дорог на разных уровнях, автодорожных обходов крупных городов, пересечений на разных уровнях федеральных и областных автомобильных дорог и центральных улиц в городах с железными дорогами, развитие речных портов, аэропортов и терминальных комплексов;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Законом Московской области от 30 декабря 2014 года N 210/2014-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)     

строительство линий нового пассажирского транспорта хордовых направлений;

создание системы комплексных транспортно-пересадочных узлов;

формирование зон экономического роста, ориентированных на развитие и поддержку инновационных секторов экономики Московской области;

абзац утратил силу с 13 апреля 2017 года - Закон Московской области от 7 апреля 2017 года N 46/2017-ОЗ, - см. предыдущую редакцию;

формирование многофункциональных центров инновационной и традиционной экономики Московской области;

проведение крупномасштабной реконструкции жилых и производственных территорий в устойчивых городских и рекреационно-городских системах расселения;

реорганизацию территорий сложившейся малоэтажной жилой застройки в высококомфортную рекреационно-парковую застройку на основе создания на них современного транспортного и инженерного обеспечения и размещения деловых, выставочных, развлекательных, спортивно-оздоровительных центров, природно-ландшафтных комплексов;

формирование систем городских населенных пунктов (территорий комплексной застройки) на незастроенных территориях, в том числе на территориях вблизи существующих городов Московской области (абзац в редакции, введенной в действие с 20 июля 2008 года Законом Московской области от 10 июля 2008 года N 105/2008-ОЗ, - см. предыдущую редакцию);

формирование системных туристско-рекреационных центров в городах Московской области;

формирование рекреационных и курортных местностей;

формирование объектов, территорий для реализации инвестиционных проектов, создание и развитие особых экономических зон, кластеров и иных территорий развития и обеспечение их инфраструктурой и инженерными коммуникациями.

(Абзац дополнительно включен с 6 марта 2018 года Законом Московской области от 2 марта 2018 года N 15/2018-ОЗ)



Статья 5. Функционально-пространственное зонирование

1. Функционально-пространственное зонирование территории Московской области предусматривает выделение трех метатерриториальных образований:

особо охраняемые природные территории областного значения различных категорий;

территории концентрации градостроительной активности;

иные территории (территории с естественной динамикой развития).

2. Общими характеристиками предполагаемой деятельности на особо охраняемых природных территориях областного значения являются: сохранение, реабилитация, реставрация, восстановление природных и исторических комплексов.

3. Территории концентрации градостроительной активности областного значения являются "точками роста" качества организации жилой, производственной, рекреационной среды и роста экономики Московской области.

4. Общими характеристиками предполагаемой деятельности на территориях концентрации градостроительной активности областного значения являются активное строительство и реконструкция объектов капитального строительства.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Законом Московской области от 30 декабря 2014 года N 210/2014-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)     

Статья 6. Структурно-функциональное зонирование

1. Структурно-функциональное зонирование территории Московской области предусматривает формирование устойчивых систем расселения, которое учитывает позитивные тенденции предыдущих этапов развития Московской области, естественные особенности пространственной и функциональной организации территории, природное и культурное наследие, своеобразие городов и иных населенных пунктов, планируемые пространственные преобразования.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Законом Московской области от 30 декабря 2014 года N 210/2014-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)     

2. Устойчивые системы расселения Московской области формируются по доминирующим признакам функционального освоения и пространственной организации на основе реализации приоритетных пространственных преобразований в Московской области, ускоренного развития срединной и периферийной частей Московской области и усиления хордовых трудовых, социально-культурных и рекреационных связей жителей Московской области.

3. Перспективная пространственная организация Московской области, основанная на функционально-пространственном и структурно-функциональном зонировании территории, определяет для устойчивых систем расселения главные направления структурной реорганизации, преобладающее функциональное назначение, преобладающие типы застройки и средовые характеристики, а также, в соответствии с ними, основные макропараметры регулирования градостроительной деятельности.

Глава 3. Основные направления (параметры) социально-экономического развития Московской области

Статья 7. Взаимное согласование документов территориального планирования Московской области и документов, определяющих политику социально-экономического развития Московской области

1. Подготовка документов территориального планирования Московской области осуществляется на основании стратегии социально-экономического развития Московской области, нормативных правовых актов Московской области, определяющих политику социально-экономического развития Московской области, иных документов, предусмотренных федеральным законодательством, с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств бюджета Московской области, решений органов государственной власти Московской области, иных главных распорядителей средств бюджета Московской области, предусматривающих создание объектов областного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, а также иных документов и сведений, предусмотренных федеральным законодательством.

(Часть в редакции, введенной в действие с 14 июля 2012 года Законом Московской области от 6 июля 2012 года N 99/2012-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 29 апреля 2018 года Законом Московской области от 25 апреля 2018 года N 48/2018-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Часть утратила силу с 14 июля 2012 года - Закон Московской области от 6 июля 2012 года N 99/2012-ОЗ. - См. предыдущую редакцию.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»