ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2017 года N 964-пп
О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 05.09.2014 N 654-пп
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Оренбургской области от 20.12.2018 N 827-пп, вступающего в силу после официального опубликования, но не ранее 1 января 2019 года.
____________________________________________________________________
1. Внести в постановление Правительства Оренбургской области от 5 сентября 2014 года N 654-пп "Об утверждении государственной программы "Управление земельно-имущественным комплексом Оренбургской области" на 2015 - 2020 годы" (в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 03.02.2015 N 61-пп, от 09.07.2015 N 540-пп, от 21.01.2016 N 29-пп, от 26.12.2016 N 994-пп, от 17.04.2017 N 279-пп) следующее изменение:
приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Ю.А.БЕРГ
Приложение
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 26 декабря 2017 года N 964-пп
Государственная программа "Управление земельно-имущественным комплексом Оренбургской области" на 2015 - 2020 годы
ПАСПОРТ государственной программы "Управление земельно-имущественным комплексом Оренбургской области" на 2015 - 2020 годы (далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы | - | министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области |
Соисполнители Программы | - | отсутствуют |
Участники Программы | - | отсутствуют |
Подпрограммы Программы | - | "Повышение эффективности управления государственным сектором и приватизации"; "Создание системы кадастра недвижимости и управления земельно-имущественным комплексом на территории Оренбургской области" |
Приоритетные проекты (программы), реализуемые в рамках Программы | - | отсутствуют |
Цель Программы | - | создание условий для эффективного управления государственным имуществом Оренбургской области и формирования источника информации об объектах недвижимости и земельных участках, используемого для целей налогообложения, необходимого для выполнения государственных функций органами государственной власти и местного самоуправления Оренбургской области |
Задачи Программы | - | повышение качества корпоративного управления в компаниях с государственным участием Оренбургской области и обеспечение поступлений в областной бюджет неналоговых доходов от государственного сектора, продажи и приватизации областного имущества, использования земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области; |
проведение государственной кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости и земель различных категорий, а также создание условий для обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на земельные участки | ||
Показатели (индикаторы) Программы | - | доля организаций государственного сектора (государственные унитарные предприятия Оренбургской области и хозяйственные общества с долей Оренбургской области), по которым отсутствует необходимость вынесения решения о выработке рекомендаций и предложений по увеличению эффективности работы, в общем количестве оцененных по системе критериев; |
обеспечение исполнения плановых назначений по доходам от использования и продажи государственного имущества, от использования земельных участков, главным администратором которых является министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, в соответствии с законом Оренбургской области об областном бюджете | ||
Срок и этапы реализации Программы | - | 2015 - 2020 годы, этапы не выделяются |
Объем бюджетных ассигнований Программы | - | 1497635,6 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2015 год - 1586,7 тыс. рублей; 2016 год - 120080,2 тыс. рублей; 2017 год - 931659,8 тыс. рублей; 2018 год - 148082,3 тыс. рублей; 2019 год - 148102,7 тыс. рублей; 2020 год - 148123,9 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | повышение конкурентоспособности организаций с государственным участием, привлечение инвестиций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности; |
оптимизация количества субъектов государственной собственности с учетом задач обеспечения полномочий органов государственной власти Оренбургской области; | ||
поступление в областной бюджет неналоговых доходов ежегодно не менее 90 процентов плановых назначений за счет применения рациональных инструментов управления; | ||
проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и земель; осуществление распорядительных действий в сфере земельных отношений и предоставление министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области государственных услуг органам государственной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, а также организациям и гражданам Оренбургской области |
Список сокращений, используемых в Программе:
ГУП - государственное унитарное предприятие Оренбургской области;
ГУ - государственное учреждение Оренбургской области;
МПР Оренбургской области - министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области;
сеть Интернет - информационно-коммуникационная сеть "Интернет".
1. Общая характеристика сферы реализации Программы
В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственной собственностью, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики.
Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года N 1024 (далее - Концепция), были определены основные цели в сфере управления и распоряжения государственной собственностью:
увеличение доходов бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
оптимизация структуры собственности;
вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;
повышение конкурентоспособности коммерческих организаций государственного сектора, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращения выполнения несвойственных им функций.
При этом основными задачами в сфере управления и распоряжения государственной собственностью были названы:
полная инвентаризация объектов государственной собственности, разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них;
повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления;
оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению;
определение цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);
обеспечение прав государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;
обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих;
обеспечение поступления дополнительных доходов в бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.
Проводимая политика государственных органов по управлению собственностью показала, что прямого роста государственного сектора за период действия Концепции не произошло даже в период реализации государством системы антикризисных мер, об этом свидетельствуют официальные данные Федеральной службы государственной статистики.
На сегодняшний день на первый план при стабильном экономическом росте выходит развитие инновационной социально ориентированной экономики, которую предусматривают Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, и Стратегия развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп.
За последние 10 лет в сфере управления государственным имуществом была принята значительная нормативно-правовая база, регламентирующая все основные направления деятельности органов власти всех уровней в части реализации полномочий собственника имущества.
Основные нормативные правовые акты: Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты Российской Федерации и Оренбургской области.
В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2010 - 2012 годов прозвучало, что вышеперечисленные направления работы остаются актуальными в настоящее время.
Оптимизация государственной и муниципальной собственности происходит и сейчас, в том числе это связано с взаимной передачей объектов по всем уровням собственности в соответствии с полномочиями разных уровней власти.
Общая тенденция сокращения количества объектов государственной и муниципальной собственности сохраняется, при этом органами исполнительной власти дается всесторонняя оценка по объектам для принятия решения о приватизации, реорганизации.
Еще одним важным направлением остается получение дополнительных неналоговых доходов от использования государственного и муниципального имущества, а также сокращение величины расходов на его содержание.
Реализация федеральных инициатив на территории Оренбургской области в части управления казной, государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями и пакетами акций, долями в хозяйственных обществах, реализация приватизационных планов осуществляется МПР Оренбургской области совместно с отраслевыми органами исполнительной власти Оренбургской области в рамках возложенных полномочий.
Программа также направлена на развитие государственного кадастра недвижимости на территории Оренбургской области как государственной информационной структуры, которая обеспечивает реализацию земельно-имущественных отношений, основанных на различных формах собственности на имущество и землю. Создаваемая система государственного кадастрового учета должна обеспечить реализацию земельно-имущественных отношений в интересах укрепления региональной экономики, обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, формирования источника информации об объектах недвижимости и земельных участках, обеспечения сведений по налогооблагаемой базе.
При проведении государственного кадастрового учета сохраняется ряд проблем с определением и согласованием границ земельных участков, что является негативным фактором при регистрации прав на землю и создании налоговой базы. Наличие качественной основы для ведения государственного кадастра недвижимости позволяет осуществлять контроль за выполнением кадастровых работ, выполняемых кадастровыми инженерами, и их точностными характеристиками.
Программа направлена на реализацию мероприятий по своевременному пересмотру государственной кадастровой оценки земель и переходу к налогу на недвижимость.
Достижение целей в области управления и распоряжения государственной собственностью, определяемых на федеральном уровне, невозможно без обеспечения эффективного управления государственным имуществом, включая повышение конкурентоспособности организаций с государственным участием, улучшения финансово-экономических показателей их деятельности, а также оптимизации состава государственного имущества с учетом задач обеспечения полномочий органов государственной власти.
Повышение эффективности управления государственной собственностью Оренбургской области является важной целью государственной политики для обеспечения повышения эффективности государственного управления и бюджетного планирования, создания устойчивого экономического развития Оренбургской области.
Формирование структуры имущества Оренбургской области осуществляется в процессе:
безвозмездной передачи государственного имущества из собственности Оренбургской области в собственность Российской Федерации и муниципальных образований Оренбургской области и приема в собственность Оренбургской области имущества, являющегося собственностью Российской Федерации и муниципальных образований Оренбургской области, в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Оренбургской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области;
создания новых, а также ликвидации и реорганизации действующих и (или) прекративших свою деятельность государственных унитарных предприятий, учреждений и хозяйственных обществ с участием Оренбургской области в уставных капиталах;
приобретения (пожертвования) имущества в собственность Оренбургской области.
В соответствии с государственной политикой, проводимой Правительством Российской Федерации, должен быть оптимизирован состав государственного сектора для повышения доходности бюджета, создания устойчивых предпосылок экономического роста, повышения конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшения финансово-экономических показателей деятельности государственного сектора путем содействия внутренним преобразованиям в нем и прекращения выполнения несвойственных функций.
Необходимо продолжить государственную регистрацию объектов недвижимости на праве собственности Оренбургской области и других вещных правах.
С целью защиты прав Оренбургской области как собственника имущества необходимо обеспечить сохранность государственного имущества путем осуществления мероприятий по контролю за его использованием ГУП и ГУ.
В течение последнего десятилетия ведется работа по реформированию бюджетного сектора с целью повышения эффективности его работы, создания правовых и экономических условий, стимулирующих ГУ к активному совершенствованию осуществляемой деятельности, учету потребностей потребителей услуг ГУ. Одним из ключевых этапов бюджетной реформы является принятие Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ), который внес существенные изменения в целый ряд законодательных актов, регулирующих деятельность некоммерческого сектора, тем самым существенно меняя типологию государственных и муниципальных учреждений, нормы, задающие ключевые характеристики их статуса. В том числе существенно изменяется правовое регулирование возможностей ГУ в отношении имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
При принятии Федерального закона N 83-ФЗ основной целью законодателя было сведение к минимуму мероприятий, связанных с реализацией принятых в установленном порядке решений об изменении типа существующих бюджетных учреждений. Так, статьей 17.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что изменение типа государственного учреждения не является его реорганизацией. На сегодняшний день в Оренбургской области предприняты все меры (в том числе правового характера) для того, чтобы решение об определении типа учреждения принималось безболезненно.
ГУ отнесены к одному из типов (казенное, бюджетное или автономное) в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1505-р, которым утверждены методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности.
Еще одним важным направлением в управлении государственным имуществом является возможность увеличения доходов областного бюджета.
На протяжении ряда лет областной бюджет формируется с превышением расходов над доходами (дефицит), что сохраняет значимость проблемы стабильности поступлений неналоговых доходов в областной бюджет в размере не менее планового задания, в том числе за счет повышения эффективности и применения рациональных инструментов управления государственной собственностью Оренбургской области.
Основными прогнозируемыми результатами в сфере управления имуществом Оренбургской области будут являться:
привлечение инвестиций, повышение конкурентоспособности организаций с государственным участием, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности;