СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДА МУРМАНСКА
 XLII ЗАСЕДАНИЕ
ПЯТОГО СОЗЫВА
15 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА

РЕШЕНИЕ

от 15 декабря 2017 года N 42-741

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД МУРМАНСК НА 2017 - 2035 ГОДЫ


В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 N 1050 "Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов", руководствуясь Уставом муниципального образования город Мурманск, Совет депутатов города Мурманска решил:

1. Утвердить Программу комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования город Мурманск на 2017 - 2035 годы согласно приложению к настоящему решению.

2. Опубликовать настоящее решение с приложением в газете "Вечерний Мурманск".

3. Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017.

4. Рекомендовать администрации города Мурманска в пятимесячный срок с даты принятия настоящего решения разработать проект внесения изменений в генеральный план муниципального образования город Мурманск.

5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Совета депутатов города Мурманска по экономической политике и хозяйственной деятельности (Вологдин В.А.).

Глава
муниципального образования
город Мурманск
Д.Д.ФИЛИППОВ



Приложение
к решению
Совета депутатов города Мурманска
от 15 декабря 2017 года N 42-741

ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД МУРМАНСК НА 2017 - 2035 ГОДЫ


 1. Паспорт программы

Наименование программы

Программа комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования город Мурманск на 2017 - 2035 годы (далее - Программа)

Основание для разработки программы

- Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации";
- "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ;
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 N 1050 "Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов";
- Устав муниципального образования город Мурманск, утвержденный решением Совета депутатов города Мурманска от 10.03.2006 N 20-235;
- муниципальная программа города Мурманска "Градостроительная политика" на 2014 - 2019 годы, утвержденная постановлением администрации города Мурманска от 12.11.2013 N 3229

Наименование заказчика

Комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска

Местонахождение заказчика

город Мурманск, просп. Ленина, д. 77

Наименование разработчика программы

Общество с ограниченной ответственностью "Джи Динамика" (ООО "Джи Динамика")

Местонахождение разработчика программы

город Санкт-Петербург, ул. Комсомола, д. 41, лит. А, оф. 630

Цели и задачи программы

Программа комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования город Мурманск на 2017 - 2035 годы разработана с целью установления перечня мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры муниципального образования город Мурманск (далее - город Мурманск), которые предусмотрены государственными и муниципальными программами, инвестиционными программами субъектов естественных монополий, иными инвестиционными программами и договорами, предусматривающими обязательства застройщиков по завершению в установленные сроки мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры в городе Мурманске.
Задачи Программы:
- организация предоставления качественного и доступного общего и дополнительного образования;
- повышение доступности качественного дошкольного образования;
- обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности оказания медицинских услуг населению;
- развитие инфраструктуры системы здравоохранения;
- модернизация объектов культуры и обеспечение условий для увеличения доступности услуг культуры;
- модернизация муниципальных библиотек для оперативного предоставления жителям города Мурманска качественных библиотечно-информационных и интеллектуальных услуг;
- создание условий для укрепления и совершенствования профессионального творчества, сохранения местных творческих традиций на территории муниципального образования город Мурманск;
- обеспечение сохранения и развития библиотечной, культурно-досуговой, выставочной деятельности и дополнительного образования в сфере культуры и искусства города Мурманска;
- создание условий для занятий физической культурой и спортом, развитие материально-технической базы спорта;
- обеспечение условий для максимальной вовлеченности населения города Мурманска в систематические занятия физической культурой и спортом

Целевые показатели (индикаторы) обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры

Целевыми показателями Программы являются:
1. Система образования:
- обеспеченность местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях;
- число мест в общеобразовательных учреждениях.
2. Система здравоохранения:
- количество учреждений здравоохранения.
3. Культура:
- количество учреждений культуры, в которых проведена реконструкция, за период реализации Программы;
- обеспеченность муниципальным библиотечным фондом;
- доля населения в возрасте от 6,5 до 17 лет, получающего услуги дополнительного образования в сфере культуры;
- количество учреждений культурно-досугового типа, введенных в эксплуатацию за период действия Программы
4. Физическая культура и спорт:
- удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом

Укрупненное описание запланированных мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры

Программой запланирована реализация мероприятий по проектированию, строительству новых и реконструкции существующих объектов социальной инфраструктуры, включая объекты образования, физической культуры и спорта, культуры и здравоохранения. Мероприятия направлены на развитие объектов муниципальной, региональной и федеральной собственности

Срок и этапы реализации программы

Программа разрабатывается на срок действия генерального плана - до 2035 года и реализуется в два этапа:
- этап 1: 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 - 2025 годы;
- этап 2: 2026 - 2035 годы

Объемы и источники финансирования программы

Всего в целях реализации мероприятий Программы на период 2017 - 2035 года необходимо: 35162138,49 тыс. руб.
В том числе: в разрезе источников финансирования:
- федеральный бюджет: 8792450,00 тыс. руб.;
- областной бюджет: 6880855,90 тыс. руб.;
- городской бюджет: 2509101,59 тыс. руб.;
- внебюджетные источники: 16979731,00 тыс. руб.
На реализацию мероприятий в области образования потребность в финансировании составляет 9348397,09 тыс. руб., в том числе:
- федеральный бюджет: 5603829,00 тыс. руб.;
- областной бюджет: 2059716,10 тыс. руб.;
- городской бюджет: 1684851,99 тыс. руб.;
- внебюджетные источники: 0 тыс. руб.
На реализацию мероприятий в области здравоохранения потребность в финансировании составляет 13077068,80 тыс. руб., в том числе:
- федеральный бюджет: 1702148,00 тыс. руб.;
- областной бюджет: 2186626,80 тыс. руб.
- городской бюджет: 0 тыс. руб.;
- внебюджетные источники: 9188294,00 тыс. руб.
На реализацию мероприятий в области физической культуры и массового спорта потребность в финансировании составляет 8410945,70 тыс. руб., в том числе:
- федеральный бюджет: 1372852,00 тыс. руб.;
- областной бюджет: 609040,00 тыс. руб.;
- городской бюджет: 496952,70 тыс. руб.;
- внебюджетные источники: 5932101,00 тыс. руб.
На реализацию мероприятий в области культуры потребность в финансировании составляет 4325726,90 тыс. руб., в том числе:
- федеральный бюджет: 113621,00 тыс. руб.;
- областной бюджет: 2025473,00 тыс. руб.;
- городской бюджет: 327296,90 тыс. руб.;
- внебюджетные источники: 1859336,00 тыс. руб.

Ожидаемые результаты программы

Программа обеспечивает:
а) безопасность, качество и эффективность использования населением объектов социальной инфраструктуры города Мурманска;
б) доступность объектов социальной инфраструктуры города Мурманска для населения города Мурманска в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования муниципального образования город Мурманск, утвержденными решением Совета депутатов города Мурманска от 03.12.2012 N 55-750;
в) сбалансированное перспективное развитие социальной инфраструктуры города Мурманска в соответствии с установленными потребностями в объектах социальной инфраструктуры города Мурманска;
г) достижение расчетного уровня обеспеченности населения города Мурманска услугами в областях образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта и культуры в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования муниципального образования город Мурманск, утвержденными решением Совета депутатов города Мурманска от 03.12.2012 N 55-750;
д) эффективность функционирования действующей социальной инфраструктуры.
Основными результатами реализации Программы к 2035 году станут:
- обеспечение государственных и муниципальных гарантий общедоступности и бесплатности качественного дошкольного, общего и дополнительного образования;
- обеспечение охвата общедоступным качественным общим и дополнительным образованием детей в образовательных организациях до 100 %;
- обеспечение охвата общедоступным и бесплатным общим образованием по основным общеобразовательным программам, а также дополнительным образованием в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей-инвалидов до 100 %;
- увеличение обеспеченности поликлиническими учреждениями до 166 %;
- увеличение обеспеченности больничными учреждениями до 181 %;
- увеличение численности населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 86,7 тыс. человек в 2035 году, что составит 34 % от общей численности населения;
- улучшение и развитие материально-технической базы спорта города Мурманска - увеличение количества объектов спорта, находящихся на территории города Мурманска, как следствие, увеличение показателя обеспеченности жителей спортивной инфраструктурой;
- создание условий для укрепления и совершенствования профессионального творчества, сохранения местных творческих традиций на территории муниципального образования город Мурманск;
- обеспечение сохранности и развития библиотечной, культурно-досуговой, выставочной деятельности и дополнительного образования в сфере культуры и искусства города Мурманска;
- обеспечение сохранности объектов культурного наследия, расположенных в границах города


 2. Характеристика существующего состояния социальной инфраструктуры


 2.1. Описание социально-экономического состояния муниципального образования город Мурманск, сведения о градостроительной деятельности на территории муниципального образования


Муниципальное образование город Мурманск является административным центром Мурманской области, а также одним из центров Баренцева Евро-Арктического региона, в который входят северные области Российской Федерации, Норвегии, Финляндии и Швеции.

Город основан 4 октября 1916 года.

В состав города входят три административных округа: Ленинский, Октябрьский и Первомайский. В 2015 году в состав Ленинского административного округа города Мурманска вошел новый жилой район Росляково.

Муниципальное образование город Мурманск находится в атлантико-арктической зоне умеренного климата. Климат формируется близостью Баренцева моря, влияние которого усиливает теплое Северо-Атлантическое течение.

Мурманск - самый большой город мира за Полярным кругом, который является крупным морским транспортным узлом и рыбопромышленным центром России, занимающим ведущие позиции в экономике региона, а также его финансовым, деловым и культурным центром.

Согласно данным генерального плана муниципального образования город Мурманск, утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска от 25.06.2009 N 7-85 (в редакции решения Совета депутатов города Мурманска от 24.12.2015 N 21-321; далее - генеральный план) площадь сформированной территории жилой застройки в границах города Мурманска составляет 1510,7 га. Основную долю в структуре жилых территорий занимает зона многоэтажной жилой застройки.

Распределение жилых территорий по виду застройки выглядит следующим образом:

- застройки индивидуальными жилыми домами - 83,1 га (6 % от общей площади жилых территорий);

- застройки малоэтажными жилыми домами - 257,0 га (17 %);

- застройки многоэтажными жилыми домами - 1012,4 га (67 %);

- смешанной жилой застройки - 158,2 га (10 %).

Плотность населения в границах города составляет - 19 чел./га.

Плотность населения в границах жилых территорий - 204 чел./га.

Динамика показателей естественного движения населения города Мурманска в 2016 году к 2015 году характеризуется уменьшением как числа родившихся, так и числа умерших. Коэффициент рождаемости в 2016 году составил 11,65 человек на 1000 населения, смертности - 11,75, что дает отрицательное значение показателю естественного прироста населения.

В рамках муниципальных программ города Мурманска в целях поддержки уровня рождаемости реализуются мероприятия по предоставлению многодетным семьям земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, по предоставлению молодым и многодетным семьям социальных выплат на приобретение жилья и пр. Кроме того, в целях поддержки уровня рождаемости реализуется федеральная программа "Материнский капитал", программа "Родовой сертификат" в рамках национального проекта "Здоровье".

Вместе с тем, в 2016 году показатель естественной убыли населения несколько увеличился, что на фоне поступательного снижения данного показателя в предыдущие годы позволяет констатировать определенное ухудшение демографической ситуации в городе Мурманске.

Общий нисходящий тренд значения коэффициента рождаемости дает основания для прогноза снижения к концу 2020 года уровня рождаемости до 10,91 человек на 1000 человек населения <1>.

     ________________

<1> Прогноз социально-экономического развития муниципального образования город Мурманск на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (базовый вариант) (в ред. постановления администрации города Мурманска от 14.11.2017 N 3630).

Численность населения в городе, согласно прогнозу, также не повысится, поскольку главным фактором сокращения численности мурманчан является значительный миграционный отток населения. Коэффициент миграционного оттока населения составил в 2016 году 11,47 человек на 1000 населения (3440 человек). За 9 месяцев 2017 года количество убывших также превысило число прибывших на 1693 человека, что составляет 78 % от соответствующего периода 2016 года. Явление миграционного оттока обусловлено, прежде всего, социальными последствиями кризисных явлений в экономике региона, в частности, на рынке труда в условиях высокой стоимости жизни в городе.

В 2015 году последствия отрицательных демографических явлений во многом были нивелированы увеличением численности населения города Мурманска за счет присоединения к нему п.г.т. Росляково, на территории которого по состоянию на 22.09.2015 было зарегистрировано 9332 человека. Среднегодовая численность населения города Мурманска в 2015 году увеличилась на 5611 человек и составила 303,4 тыс. человек. Но уже в 2016 году численность населения по состоянию на конец года упала на 1 % до уровня 298,1 тыс. чел (численность населения в конце 2015 года составляла 301,6 тыс. чел.). Прогнозное значение среднегодовой численности населения в 2020 году составит 287,1 тыс. человек, в 2025 году - 272,7 тыс. чел.

Численность трудоспособного населения города также сокращается. В прогнозном периоде, несмотря на привлечение трудовых мигрантов в рамках реализации крупных инвестиционных проектов (проекты ПАО НК "Роснефть", филиала "35 СРЗ" ОАО "ЦС Звездочка", проект Комплексного развития Мурманского транспортного узла и т.д.) и некоторое снижение темпов миграционного оттока населения трудоспособного возраста, ожидается дальнейшее сокращение численности данной категории населения с 177,7 тыс. чел. в 2016 году до 164,4 тыс. чел. в 2020 году и 151,22 тыс. чел. в 2025 году.

В то же время в городе Мурманске наблюдается незначительный рост численности детей и молодежи (1 - 2 % в зависимости от возрастной группы). Численность детей в возрасте 1 - 6 лет в 2016 году составила 19944 человек, в возрасте 7 - 17 лет - 31285 человек.

Система образования города представлена дифференцированной сетью образовательных учреждений. Так, в городе функционируют:

- детские дошкольные учреждения;

- общеобразовательные, в том числе прогимназии;

- школы-интернаты;

- внешкольные учреждения, в том числе детские школы искусств, музыкальные школы, детско-юношеские спортивные школы, дома творчества, центры дополнительного образования детей;

- учебные центры;

- учреждения высшего профессионального образования;

- учреждения среднего профессионального образования;

- центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Наблюдается рост численности детей, посещающих дошкольные и общеобразовательные учреждения, связанный с увеличением общей численности детей дошкольного и школьного возраста, а также вводом в эксплуатацию мест в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования. Детям в возрасте старше 3-х лет места в дошкольных учреждениях в настоящее время предоставляются незамедлительно.

Созданная дифференцированная сеть дошкольных образовательных учреждений позволяет осуществлять дошкольное образование и подготовку детей к школе, ориентированную на различные индивидуальные образовательные потребности детей и родителей, обеспечить право выбора форм и направленности дошкольного образования в соответствии с личностными особенностями ребенка.

При этом численность учащихся высших учебных заведений имеет тенденцию к сокращению. В прогнозном периоде численность студентов учреждений высшего профессионального образования продолжит уменьшаться в виду сокращения численности населения соответствующей возрастной категории и оттока молодежи для получения высшего профессионального образования в других городах.

Медицинскую помощь населению в городе оказывают следующие объекты здравоохранения:

- поликлинические и амбулаторные учреждения, в том числе городские поликлиники, детские поликлиники, поликлинические отделения при городских больницах, отделения врачей общей практики, стоматологические поликлиники;

- медицинские центры;

- стационары;

- 3 станций скорой медицинской помощи;

- Мурманская областная станция переливания крови.

Одной из основных проблем муниципального здравоохранения является кадровая необеспеченность. Несмотря на предпринимаемые на муниципальном и региональном уровнях меры по трудоустройству приглашенных и молодых специалистов, процессы "старения" и убытия медицинских кадров не компенсируются притоком молодых специалистов. По фактическим данным в 2015 году общая численность врачей составила 2098 человек, общая численность среднего медицинского персонала составила 4138 человек. Обеспеченность муниципальных учреждений здравоохранения врачами и средними медицинским персоналом, а также больничными койками в 2015 и 2016 годах сохраняется на одном уровне:

- врачами: 69 человек на 10 тыс. населения;

- средним медицинским персоналом: 146 человек на 10 тыс. населения.

В городе расположены следующие объекты культурно-досугового назначения:

- библиотеки, в том числе центральная городская библиотека, детская библиотека, Мурманская областная детско-юношеская библиотека, Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека, Мурманская государственная областная специальная библиотека для слепых и слабовидящих;

- выставочные залы;

- Мурманская областная филармония;

- Мурманский колледж искусств;

- театры, в том числе Мурманский областной драматический театр, Мурманский областной театр кукол, драматический театр Северного Флота;

- музеи, в том числе Мурманский областной краеведческий музей, военно-морской музей Северного флота, Мурманский областной художественный музей, музей истории Мурманского морского пароходства;

- учреждения культуры, в том числе дома культуры, Мурманский областной Дворец культуры и народного творчества им. С.М. Кирова;

- центры культуры и искусства, в том числе Центр досуга и семейного творчества, молодежный центр "Арт-студия";

- кинотеатры;

- океанариум.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»