КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2017 года N 686
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 08.11.2016 N 430 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОХРАНА, ЗАЩИТА, ВОСПРОИЗВОДСТВО, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОВ И ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА КУЗБАССА" НА 2017 - 2020 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 29.09.2023 N 639.
____________________________________________________________________
В соответствии с законами Кемеровской области от 20.12.2016 N 91-ОЗ "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (в редакции законов Кемеровской области от 27.01.2017 N 14-ОЗ, от 06.02.2017 N 20-ОЗ, от 20.04.2017 N 29-ОЗ, от 23.06.2017 N 43-ОЗ, от 26.09.2017 N 72-ОЗ, от 24.11.2017 N 98-ОЗ, от 22.12.2017 N 108-ОЗ), от 11.12.2017 N 102-ОЗ "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:
1. Внести в государственную программу Кемеровской области "Охрана, защита, воспроизводство, использование лесов и объектов животного мира Кузбасса" на 2017 - 2020 годы, утвержденную постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 08.11.2016 N 430 (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.04.2017 N 146, от 28.08.2017 N 453, от 23.10.2017 N 547), изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по агропромышленному комплексу) Е.А.Жидкову.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящим пунктом установлены иные сроки вступления в силу.
Положения паспорта Государственной программы, раздела 4 текстовой части Государственной программы в части ресурсного обеспечения на 2018 - 2020 годы, раздела 5 текстовой части Государственной программы в части планового значения целевых показателей (индикаторов) на 2018 - 2020 годы (в редакции настоящего постановления) вступают в силу с 01.01.2018.
Губернатор
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ
Приложение
к постановлению
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 28 декабря 2017 года N 686
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОХРАНА, ЗАЩИТА, ВОСПРОИЗВОДСТВО, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОВ И ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА КУЗБАССА" НА 2017 - 2020 ГОДЫ
Паспорт государственной программы Кемеровской области "Охрана, защита, воспроизводство, использование лесов и объектов животного мира Кузбасса" на 2017 - 2020 годы
Наименование государственной программы | Государственная программа Кемеровской области "Охрана, защита, воспроизводство, использование лесов и объектов животного мира Кузбасса" на 2017 - 2020 годы (далее - Государственная программа) |
Директор Государственной программы | Заместитель Губернатора Кемеровской области (по агропромышленному комплексу) Е.А.Жидкова |
Ответственный исполнитель (координатор) Государственной программы | Департамент лесного комплекса Кемеровской области |
Исполнители Государственной программы | Департамент лесного комплекса Кемеровской области, |
Наименование подпрограмм Государственной программы | 1. "Охрана и защита лесов". |
Цели Государственной программы | 1. Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. |
Задачи Государственной программы | 1. Повышение эффективности предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров, улучшение санитарного состояния лесов. |
10. Обеспечение соблюдения требований законодательства в сфере лесных отношений. | |
Срок реализации Государственной программы | 2017 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования Государственной программы в целом и с разбивкой по годам ее реализации | Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию мероприятий Государственной программы в 2017 - 2020 годах составит 1 246 841,30 тыс. руб., в том числе по годам: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы | 1. Обеспечение эффективного устойчивого управления лесами. |
10. Обеспечение равновесия между рубками и убылью лесов от пожаров, вредителей и болезней леса и темпами восстановления лесов. |
1. Характеристика текущего состояния в Кемеровской области сферы деятельности, для решения задач которой разработана Государственная программа, с указанием основных показателей и формулировкой основных проблем
1.1. Лесное хозяйство
Леса являются преобладающим элементом окружающей природной среды на территории Кемеровской области. Своими размерами и разнообразием экологических и социально-экономических функций леса образуют основу всех природных комплексов Кемеровской области. Леса определяют глобальную составляющую экологической безопасности населения Кемеровской области и сопредельных территорий.
Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для интенсификации использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Вместе с тем передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации обусловливает необходимость повышения эффективности использования лесов, снижения уровня воздействия на них неблагоприятных факторов (прежде всего лесных пожаров), достижения требуемого качества работ по воспроизводству лесов и снижения объемов нелегального оборота древесины.
По данным государственного лесного реестра по состоянию на 01.01.2016, общая площадь лесов на территории Кемеровской области составляет 6 335,418 тыс. га (66,2% общей площади территории области). Лесистость - 59,8%.
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.08.2014 N 367 "Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации" леса, расположенные на территории Кемеровской области, находятся в таежной, лесостепной и Южно-Сибирской горной лесорастительных зонах.
Леса, расположенные на территории Ижморского, Тисульского (северная часть), Мариинского, Тяжинского, Чебулинского (северная часть), Яйского и Яшкинского (северная часть) муниципальных районов, входят в состав Западно-Сибирского южно-таежного равнинного района таежной зоны.
Леса, расположенные на территории Гурьевского, Кемеровского, Ленинск-Кузнецкого, Промышленновского, Топкинского, Юргинского и Яшкинского (южная часть - к югу от Западно-Сибирского южно-таежного равнинного района) муниципальных районов, входят в состав Западно-Сибирского подтаежно-лесостепного района лесостепной зоны.
Леса, расположенные на территории Беловского, Крапивинского, Междуреченского, Новокузнецкого, Прокопьевского, Таштагольского, Тисульского и Чебулинского муниципальных районов, входят в состав Алтае-Саянского горно-таежного района Южно-Сибирской горной зоны.
Площадь лесов, расположенных на землях лесного фонда, составляет 5 444,953 тыс. га (85,9% от общей площади лесов Кемеровской области). Леса распределяются по целевому назначению:
1. Защитные леса - 952,354 тыс. га (17,5%), в том числе леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, - 615,030 тыс. га (11,2%); ценные леса - 337,324 тыс. га (6,2%).
2. Эксплуатационные леса - 4 415,212 тыс. га (81,1%).
3. Резервные леса - 77,387 тыс. га (1,4%).
В лесах, отнесенных к лесному фонду, мягколиственные насаждения занимают 57,0%. На долю хвойных насаждений приходится 42,8%, кустарников - 0,2% лесопокрытых земель. Твердолиственные насаждения занимают всего 49 га, прочие породы - 103 га.
Запас древесины в Кемеровской области достигает 668,769 млн. куб. м, в том числе по хвойным породам - 309,7 млн. куб. м (46,3%), спелых и перестойных насаждений - 331,421 млн. куб. м.
Общий средний прирост древесины составляет 11,353 млн. куб. м в год.
Запас на одном гектаре - 131,0 куб. м.
Расчетная лесосека с 01.01.2016 в Кемеровской области составляет 8987,85 тыс. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству - 2610,45 тыс. куб. м.
За последние 5 лет средний показатель использования расчетной лесосеки составляет 12,8%. Наблюдается тенденция к снижению этого показателя в связи с увеличением установленного допустимого объема изъятия древесины с 8775,1 тыс. куб. м в 2014 году до 8987,9 тыс. куб. м в 2015 году. Увеличение связано с включением в расчетную лесосеку малоценных и труднодоступных лесных насаждений.
Спрос на древесные ресурсы в Кемеровской области определяется в основном уровнем развития и финансовой стабильностью организаций лесоперерабатывающей промышленности.
1.2. Вклад лесного хозяйства в социально-экономическое развитие Кемеровской области
За последние 5 лет доходы от использования лесов в бюджет Российской Федерации и бюджет Кемеровской области увеличились на 160,6%, из них в бюджет Кемеровской области - на 165,9%.
Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда за 5 лет увеличился с 99,51 руб. до 159,56 руб. и является самым высоким в Сибирском федеральном округе.
Это, прежде всего, связано с увеличением количества заключенных на долгосрочный период договоров аренды лесных участков в соответствии со статьями 43, 45 и 29 Лесного кодекса Российской Федерации.
Темпы роста лесных доходов Кемеровской области имеют устойчивую тенденцию к увеличению. Доходы от использования лесов в бюджет Российской Федерации и бюджет Кемеровской области в 2015 году составили 814 619,2 тыс. руб., что на 11,7% больше, чем в 2014 году (729 053,6 тыс. руб.).
Бюджетная доходность лесного хозяйства Кемеровской области за последние 5 лет составляет в среднем более 801,8% по отношению к затратам на мероприятия по ведению лесного хозяйства и около 276,2% по отношению к общим расходам на лесное хозяйство. Обеспечение положительной бюджетной доходности лесного хозяйства связано с применением повышающих коэффициентов к ставкам платы за единицу площади лесного участка, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
В Кемеровской области активно развиваются социальные и культурные аспекты лесных отношений через организацию лесного просвещения, пропаганды, движения школьных лесничеств, акций и мероприятий по посадке леса, очистке, восполнению, обустройству лесных массивов.
1.3. Государственное управление лесами Кемеровской области
В 2011 - 2016 гг. осуществлялось совершенствование структуры управления лесами в Кемеровской области в соответствии с изменениями в лесном законодательстве.
Исполнительным органом государственной власти Кемеровской области, проводящим государственную политику в сфере лесных отношений на территории Кемеровской области, является департамент лесного комплекса Кемеровской области (далее - ДЛК Кемеровской области), полномочия которого определены Положением о департаменте лесного комплекса Кемеровской области, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 31.07.2014 N 303.
Основным направлением деятельности ДЛК Кемеровской области в области лесных отношений является осуществление переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Организуя использование лесов в границах земель лесного фонда, ДЛК Кемеровской области:
предоставляет лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключает договоры купли-продажи лесных насаждений (в том числе организует и проводит лесные аукционы);
принимает решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключает соглашения об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принимает решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда;
выдает разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда; проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов; ведет государственный лесной реестр в отношении лесов, расположенных в границах территории Кемеровской области;
устанавливает коэффициент для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, применяемый при расчете платы по договору купли-продажи лесных насаждений, заключаемому с субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 4 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Создание условий для рационального и эффективного осуществления лесопользования, сохранения экологического, ресурсного и рекреационного потенциала лесов является основной целью в развитии лесного хозяйства.
Сдерживающим фактором предоставления лесных участков в аренду являются проблемы, связанные с отсутствием полноценных лесоустроительных материалов по ряду лесничеств и (или) с окончанием срока действия лесоустроительных материалов. Согласно сведениям государственного лесного реестра по состоянию на 01.01.2016 давность лесоустройства в лесничествах составляет в среднем 14 лет, что не отвечает требованиям лесного законодательства. Средняя удельная стоимость лесоустроительных работ составляет 130 руб./га. Для обеспечения непрерывного цикла выполнения лесоустроительных работ ежегодный объем их выполнения должен составлять не менее 544 тыс. га с ежегодными затратами более 70 млн. руб.
В целях реализации увеличивающихся потребностей в древесине, рекреационных услугах и прочих видах использования лесов, предоставляемых в аренду, на ДЛК Кемеровской области возлагаются полномочия по проектированию лесных участков под каждого потенциального арендатора. Отсутствие таких проектов лесных участков делает невозможным передачу лесов в аренду и организацию проведения лесных аукционов на право заключения договоров аренды в связи с превышением сроков давности материалов лесоустройства (более 10 лет) и отсутствием финансирования на проектирование.
На ДЛК Кемеровской области возложены полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах с целью обеспечения соблюдения лесного законодательства в интересах государства и граждан.
Предельная штатная численность сотрудников ДЛК Кемеровской области из числа государственных гражданских служащих Кемеровской области, имеющих статус государственных лесных инспекторов, составляет по штату 59 чел., фактически - 53 чел. При нормативе 36 тыс. га на одного инспектора численность лиц, осуществляющих лесную охрану, должна составлять не менее 151 чел.
Одной из задач ДЛК Кемеровской области в области информатизации является активное внедрение современных информационных технологий на всех уровнях государственного управления лесами и среди широкого круга пользователей - участников лесных отношений. Переход на оказание государственных услуг в электронном виде и электронный документооборот требует обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечения доступа к надежным высокоскоростным каналам связи и к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", развития системы межведомственного электронного взаимодействия, расширения функциональных возможностей и интеграции специализированных информационных систем.
ДЛК Кемеровской области на 2016 год уже испытывает недостаток специалистов лесного хозяйства. В настоящее время 18% сотрудников, преимущественно из числа инспекторов и старших инспекторов, пенсионного и предпенсионного возраста. Все лесные инспекторы, как государственные гражданские служащие, так и работники, должности которых не отнесены к гражданской службе, в настоящее время реализуют полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах одновременно с осуществлением организационных и распорядительных полномочий.
Анализ кадрового обеспечения лесного хозяйства Кузбасса показывает, что при развитии лесной отрасли в Кемеровской области основные профессии могут быть восполнены в основном за счет внутренних ресурсов при условии соответствующей профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
Для сохранения кадрового потенциала лесного хозяйства необходимо повысить уровень трудовой и социальной защищенности работников лесного хозяйства. В сфере социальной инфраструктуры также необходимо предусмотреть решение задачи обеспечения жильем работников лесного хозяйства.
1.4. Профилактика и тушение лесных пожаров