АДМИНИСТРАЦИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2017 года N 461


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 5 ИЮНЯ 2008 ГОДА N 130 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СХЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ"


В соответствии с частью 1 статьи 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 6 Закона Липецкой области от 6 апреля 2007 года N 34-ОЗ "О схеме территориального планирования Липецкой области", постановлением администрации Липецкой области от 13 декабря 2013 года N 588 "Об утверждении государственной программы Липецкой области "Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ" и решением заседания администрации области от 04 февраля 2015 года администрация Липецкой области постановляет:

Внести в постановление администрации Липецкой области от 5 июня 2008 года N 130 "Об утверждении схемы территориального планирования Липецкой области" ("Липецкая газета", 2008, 10 октября; 2015, 06 августа (http://www.pravo.gov.ru) следующее изменение:

приложение к постановлению администрации Липецкой области от 5 июня 2008 года N 130 изложить в следующей редакции:

"Приложение
к постановлению
администрации Липецкой области
"Об утверждении схемы
территориального планирования
Липецкой области"

СХЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ


Липецкая область относится к продвинутым субъектам Российской Федерации, входит в число лидеров и является одной из опорных точек социально-экономического развития России.

Липецкая область успешно встроена в общероссийский и мировой рынок, достигнув высоких показателей экономического роста, и входит в группу семи регионов Российской Федерации с высоким уровнем социально-экономического развития.

Руководство области не останавливается на достигнутом и, разрабатывая социально-экономическую стратегию области, ставит перед ней крупные задачи. В частности, поставлена задача, которая успешно решается, по преодолению сырьевой направленности промышленности и доминирующей роли черной металлургии, ускоренному развитию обрабатывающих отраслей промышленности, прежде всего машиностроения.

В Липецкой области, в числе первых, создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа федерального значения "Липецк", предназначенная для привлечения крупномасштабных инвестиций и реализации значительных инвестиционных проектов. Создано 10 особых экономических зон регионального уровня:

- промышленно-производственного типа ("Тербуны", "Чаплыгинская", "Данков", "Елецпром");

- туристско-рекреационного типа ("Елец", "Задонщина");

- агропромышленного типа ("Астапово", "Хлевное", "Измалково");

- технико-внедренческого типа ("Липецк - Технополюс").

Создаются и развиваются кластеры (туристические, автотуристические: Елец, Задонский район, Доброе, Чаплыгин), промышленные кластеры, в том числе кластер станкостроения и станкоинструментальной промышленности "ЛИПЕЦКМАШ", созданный в регионе в 2015 году, индустриальные (промышленные) парки, технопарки и другие виды парков (г. Липецк, г. Елец, г. Данков, г. Чаплыгин, г. Лебедянь, с. Тербуны, Краснинский район и другие муниципальные образования Липецкой области), в том числе и на территориях ОЭЗ. Планируется ОЭЗ агропромышленного типа в Становлянском районе.

Впервые, за годы новых общественно-экономических отношений, в Российской Федерации на территории Липецкой области будет строиться новый жилой район "Романово" по новым градостроительным стандартам и условиям жизни.

В конце 2013 года на основании областной целевой программы "Разработка градостроительной документации о территориальном планировании развития Липецкой области и ее населенных пунктов на 2005 - 2009 годы" документами территориального планирования обеспечены все муниципальные образования области.

Представленная работа - "Схема территориального планирования Липецкой области" - является общерегиональным базовым градостроительным документом и должна стать основой для разработки градостроительных документов всех других уровней. При этом градостроительные решения для локальных территорий не должны противоречить общим принципам, заложенным в областной Схеме.

Ключевые градостроительные решения Схемы должны стать базовыми и при разработке документов социально-экономического развития области стратегического и прогнозного характера на длительные сроки.

"Схема территориального планирования Липецкой области" является стратегическим градостроительным документом, представляющим территориальное развитие Липецкой области на расчетный срок (2025 г.) и прогнозный период (до 2040 г.).

"Схема территориального планирования Липецкой области" является комплексным градостроительным документом, охватывающим все подсистемы жизнедеятельности региона: природно-ресурсную, производственную, социальную, инженерно-транспортную, рекреационно-туристическую подсистему и охрану памятников истории и культуры, экологическую ситуацию и охрану окружающей природной среды, пространственно-планировочную ситуацию и функциональное зонирование территории.

В "Схеме территориального планирования Липецкой области" определена главная социально-экономическая идея и главная градостроительная идея Проекта, поставлены стратегические задачи и намечены основные стратегические направления развития территории, а также предложены проектные решения для реализации стратегии развития области.

Главная экономическая идея Проекта - противодействие и смягчение вектора центростремительного развития территории - стягивания населения, труда и капитала в г. Липецк, на основе расширения территорий активной хозяйственной деятельности и формирования новых точек роста, а также реализации нового стратегического направления развития территории - формирования туристско-рекреационного комплекса и сопряженных с ним отраслей, и, как результат, - развитие периферийных территорий, уменьшение числа проблемных и депрессивных районов.

Главная градостроительная идея Проекта - улучшение градостроительной ситуации, оптимизация планировочной структуры и зонирования территории, совершенствование системы расселения, в соответствии с упорядочением и развитием урбанизированных территорий, зоны агломерации Липецк - Грязи, а также территорий сельскохозяйственного назначения и рекреационных зон, улучшения экологической ситуации и совершенствования природно-экологического каркаса территории.

В "Схеме территориального планирования Липецкой области" выполнены и представлены:

- прогнозная модель социально-экономического и градостроительного развития Липецкой области, выстроенная, с одной стороны, на конкурентных преимуществах территории: значительном природно-ресурсном и высоком социально-экономическом потенциале, выгодном местоположении, богатом историко-культурном и духовном наследии, а с другой стороны - при определенных ресурсных ограничениях (прежде всего трудовых);

- анализ и комплексная оценка территории области с целью определения ее территориальных ограничений и потенциальных возможностей, подготовки предложений по ее функциональному макрозонированию с рекомендациями по установлению для каждой зоны регламентов (режимов) хозяйственного (в т.ч. градостроительного) использования территории;

- предложения по перспективной пространственной структуре области в условиях совершенствования модели развития области, имеющей целью упорядочение развития ее зон, центров и осей, способствующей гармоничному развитию территориальной структуры в целом;

- предложения по перспективному зонированию территории с выделением функциональных зон, с целью комплексного и наиболее эффективного ее использования;

- основные направления развития и рационального взаимоувязанного размещения в пределах области промышленного, сельскохозяйственного, гражданского, транспортного и рекреационного строительства на основе совершенствования модели развития Липецкой области;

- предложение по формированию нового стратегического направления развития Липецкой области на основе экономического использования ценного историко-культурного наследия и богатых рекреационных ресурсов;

- предложения по охране памятников истории и культуры;

- предложение по созданию в г. Задонске духовно-религиозного центра на основе духовных святынь православия;

- предложения по перспективному развитию сети городских и сельских поселений, систем расселения, жилого фонда и социальной инфраструктуры, массового отдыха населения;

- прогноз перспективной численности населения области в целом, городского и сельского населения, а также в разрезе отдельных городов и сельских административных районов; прогнозная оценка потребности в миграционном приросте населения для реализации прогнозной модели социально-экономического и градостроительного развития области;

- предложения по водообеспечению, водоотведению, энергоснабжению, развитию транспортных связей, имеющих межрайонное значение;

- предложения по охране окружающей природной среды и улучшению санитарно-гигиенических условий, по охране воздушного и водного бассейнов, почвенного покрова, организации системы охраняемых природных территорий, предложения по совершенствованию природно-экологического каркаса территории;

- предложения по реализации "Схемы территориального планирования Липецкой области";

- основные положения "Схемы территориального планирования Липецкой области".

Кроме того, в составе "Схемы территориального планирования Липецкой области" выполнены еще две самостоятельные работы. Это - "Предложения по резервным территориям для развития центров муниципальных районов и города Ельца и их проектным границам", с экономическим и градостроительным обоснованием. И фрагмент - "Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Липецк" (ранее - "Казинка"), с экономическим и градостроительным обоснованием положения ОЭЗ на территории Грязинского района.

Важно отметить, что разрабатываемые ранее (в советский период) схемы районной планировки содержали предложения по сбалансированному развитию области, но они были необязательными для министерств и ведомств.

Сейчас, когда субъекты Федерации наделены большими правами, имеются все возможности для реализации предложенной Схемы. Для этого необходимо, по крайней мере, соблюдение трех важных условий:

- необходимо пересмотреть отношение к территориальному развитию и градостроительству, воспринимать его как сферу многообразной комплексной деятельности, открывающей широкие возможности не только для архитектурно-планировочной деятельности, но и для экономической, социальной и природоохранной деятельности;

- администрация Липецкой области при поддержке федеральных органов власти должна использовать доступные ей рычаги политического и экономического регулирования всех процессов, происходящих в области;

- органы архитектуры и градостроительства (вместе с земельными и имущественными органами) должны изменить свой статус и стать важной градостроительной силой области.

При выполнении названных выше условий органы строительства и архитектуры в состоянии взять на себя ответственность не только за анализ территории, разработку предложений по совершенствованию пространственной структуры и рациональному зонированию области, организационные и технические функции при разработке "Схемы территориального планирования Липецкой области", но и выступить в роли необходимого лидера интеграционных процессов, "держателя" территории.

При соответствующем отношении государственных органов к проектным решениям, к градостроительству в целом эффективность и практическая значимость "Схемы территориального планирования Липецкой области" может быть весьма высокой.

Графическая часть работы выполнялась в электронном виде, с послойным нанесением основной градостроительной информации, с использованием программного обеспечения MapInfo.

Авторский коллектив:

Л.И. Гозман - начальник Отделения территориального планирования, руководитель работы,

Б.П. Канцане - Главный архитектор Липецкой области,

О.З. Воронова - гл. архитектор проекта,

Л.Н. Бабич - гл. архитектор проекта,

Н.В. Чельцова - гл. инженер проекта - экономист,

Т.М. Лычева - гл. инженер проекта - экономист,

О.Г. Соколова - гл. специалист-геолог,

Л.Н. Львова - гл. специалист-экономист,

М.Н. Орлова - архитектор,

Е.Г. Кузьмина - зав. группой, архитектор,

И.В. Беликова - архитектор,

А.С. Власюк - зав. группой - транспортник,

С.В. Копытко - гл. инженер проекта - энергетик,

Е.И. Ивашкина - гл. специалист по ВиК,

М.А. Вахрамова - зав. группой по организации производства,

Е.Д. Шпагина - инженер-картограф,

А.С. Бугаева - инженер-экономист,

Г.Ю. Воронова - техник-архитектор,

М.В. Корабинских - техник-программист,

А.А. Кравченко - гл. спец. по компьютерным технологиям.

ОАО "Проектный институт "Липецкгражданпроект" - разработчик внесения изменений в схему территориального планирования Липецкой области, 2015 г.

Авторский коллектив:

Г.Б. Ботова - главный инженер проекта,

А.В. Виноградов - гл. специалист-архитектор,

Д.В. Кружилина - архитектор.

1. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ


Липецкая область является равноправным субъектом Российской Федерации, входит в состав Центрального Федерального округа (см. схему "Положение Липецкой области в ЦФО. Межрегиональные и региональные связи").

Один из самых молодых и продвинутых российских регионов, успешно встроенный в отечественный и мировой бизнес.

Численность населения области составляет:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»