Предпосылками перехода системы образования в Красноярском крае к инклюзивной модели образования детей с ОВЗ являются результаты ее целенаправленного развития в части обеспечения прав детей с ОВЗ на доступное и качественное образование.
В Красноярском крае в последней трети XX века получило развитие дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I - VIII вида, в том числе интернатного типа. С началом XXI века при сохранении сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений интегрированное обучение детей с ОВЗ осуществляется в специальных (коррекционных) классах и группах, созданных в муниципальных общеобразовательных организациях.
В Красноярском крае последовательно реализованы две концепции развития образования детей с ОВЗ, основными задачами которых являлись:
на этапе 2003 - 2008 годов - Концепция развития специального образования детей с ОВЗ, утвержденная Постановлением Совета администрации Красноярского края от 17.11.2003 N 322-п, - объединение ресурсов краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в создании условий для обучения детей с ОВЗ, определение приоритетности интегрированного образования, признание наиболее эффективным периодом для предоставления коррекционной помощи периода раннего детства;
на этапе 2009 - 2011 годов - Концепция развития специального образования детей с ОВЗ в Красноярском крае, одобренная Распоряжением Правительства Красноярского края от 16.02.2009 N 105-р, - усиление роли психолого-медико-педагогических комиссий в обеспечении сопровождения детей с ОВЗ, развитие вариативных форм образования.
Реализация в 2003 - 2011 годах задачи обеспечения в Красноярском крае образования детей с ОВЗ достигнута за счет:
оптимизации сети краевых государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
создания и расширения в муниципальных образованиях края сети территориальных ПМПК, количество которых к 2011 году возросло с 37 до 56;
разработки модели служб ранней помощи, которая реализована на базе психолого-медико-педагогических центров, созданных в отдельных муниципальных образованиях края;
реализации комплекса мероприятий краевого и муниципального уровней в сегменте дополнительного образования и внеурочной деятельности детей с ОВЗ, направленных на успешную социализацию указанной категории детей в обществе;
совершенствования системы повышения профессиональной компетентности педагогических работников и специалистов сопровождения посредством проведения конкурсов профессионального мастерства;
организации стажировочных площадок в рамках федеральных программ, региональных проектов по реализации интегрированного образования, использования специальных (коррекционных) образовательных организаций в качестве базовых площадок для формирования практических навыков работы с детьми с ОВЗ.
В течение последнего десятилетия движению системы образования в Красноярском крае в направлении инклюзивного образования способствует инновационно-экспериментальная деятельность научно-педагогического сообщества, разворачивающаяся в рамках развития интегрированной модели образования, в том числе через деятельность:
экспериментальной площадки Российской академии образования (далее - РАО) "Создание муниципальных моделей интегрированного образования в Красноярском крае 2009 - 2014 гг.", созданной на базе краевого государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования" (далее - Институт повышения квалификации). В экспериментальной работе площадки приняли участие 27 муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных в 6 муниципальных образованиях края, получивших статус пилотных территорий (города Ачинск, Канск, Балахтинский, Курагинский, Саянский и Шарыповский районы). Результатом стало увеличение доли детей с ОВЗ, своевременно получивших коррекционную помощь; доли детей с ОВЗ, получивших образование в муниципальных общеобразовательных учреждениях по месту жительства, и родителей (законных представителей), вовлеченных в процесс социализации детей с ОВЗ; доли педагогических работников, освоивших программы повышения квалификации и (или) программы профессиональной переподготовки и обладающих необходимой квалификацией для обучения детей с ОВЗ (за период 2010 - 2014 гг. - около 4000 человек);
центра интегрированного образования, созданного в 2009 году в Институте повышения квалификации. К 2013 году осуществлено организационно-методическое обеспечение интегрированного обучения детей с ОВЗ в муниципальных общеобразовательных учреждениях;
лаборатории инклюзивного образования, созданной в марте 2015 года для продолжения работы в рамках экспериментальной площадки РАО по программе "Реализация муниципальных моделей интегрированного (инклюзивного) образования Красноярского края в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 2015 - 2019 годах".
Министерством образования Красноярского края с целью обеспечения условий для перехода к инклюзивной модели образования в 2012 году создана рабочая группа по вопросам инклюзивного образования. Рабочей группой осуществлена деятельность по подготовке документов, носящих разъяснительно-рекомендательный характер по вопросам развития инклюзивного образования в Красноярском крае, организована работа по подаче заявок Красноярского края на участие в федеральных программах по созданию доступной среды в образовательных организациях.
В рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 61, по результатам конкурсного отбора:
в 2012 году организована деятельность стажировочной площадки по направлению "Распространение на всей территории Российской Федерации успешных моделей социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ" на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1" города Заозерный. Успешные модели социализации также апробированы в базовых школах городских округов Красноярск, Ачинск, Канск, Назарово, поселка городского типа Северо-Енисейск, сел Агинское Саянского района, Березовка Курагинского района, Абалаково Енисейского района. В общей сложности в разработке и апробации моделей участвовали 15 муниципальных образований края;
в 2013 году развернулась деятельность по направлению "Распространение моделей развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся". В качестве стажировочной площадки выступило краевое государственное бюджетное учреждение "Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения" (далее - краевой центр ПМСС). Стажировочная площадка, созданная на базе краевого центра ПМСС, объединила пять образовательных учреждений (муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр диагностики и консультирования" города Канска, муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр диагностики и консультирования N 7" города Красноярска, муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Курагинский "Центр диагностики и консультирования", муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей районный детско-юношеский центр "Радуга" (Каратузский район), муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи центр диагностики и консультирования "Идринский"). Реализация данного направления способствует созданию в регионе единой системы сопровождения детей с ОВЗ на всех уровнях образования, учитывающей их индивидуальные особенности и потребности, а также обобщению и распространению опыта педагогических работников и специалистов сопровождения, задействованных в работе стажировочной площадки.
Система организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и специалистов сопровождения в Красноярском крае представлена федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева", Институтом повышения квалификации, федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Сибирский федеральный университет", краевым государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением "Красноярский педагогический колледж N 1 им. М. Горького".
С целью обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее соответственно - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями в краевых государственных и муниципальных общеобразовательных организациях в 2015 - 2016 годах реализованы мероприятия в соответствии с планом-графиком, разработанным созданной министерством образования Красноярского края рабочей группой по вопросам введения в Красноярском крае указанных федеральных государственных образовательных стандартов. В апробацию ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями в результате конкурсного отбора вовлечены 20 краевых государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы. Опережающая деятельность этих образовательных организаций создает алгоритмы движения по введению ФГОС для общеобразовательных организаций Красноярского края.
Для координации вопросов введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями на базе краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Красноярская школа N 5" создан ресурсный центр. Информация о ходе работы по введению федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся указанной категории размещается на специальном сайте www.fgosovz24.ru. С 1 сентября 2016 года краевые государственные и муниципальные общеобразовательные организации приступили к реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Красноярский край активно участвует в реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297 (далее - ГП "Доступная среда"), основной целью которой является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни. За период действия ГП "Доступная среда" в бюджет Красноярского края из федерального бюджета привлечено около 117 млн рублей, софинансирование краевого бюджета составило почти 53 млн рублей. На данные средства создана универсальная безбарьерная среда для детей с ОВЗ в 362 краевых государственных и муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, что составляет 17,4% от общего количества общеобразовательных организаций, функционирующих в регионе. В число общеобразовательных организаций с условиями для совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития, входят 17 школ-новостроек, введенных в эксплуатацию за последние пять лет. С 2016 года в процесс создания универсальной безбарьерной среды включены дошкольные образовательные организации и организации дополнительного образования.
Универсальная безбарьерная среда - это не только архитектурная доступность образовательных организаций для детей с ОВЗ, но и обеспечение образовательного процесса учебниками, учебным оборудованием, компетентными педагогическими работниками и специалистами, способными обеспечить психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. Так, за счет средств краевого бюджета в 2014 году для детей с ОВЗ приобретены учебники на сумму 8,9 млн рублей в количестве 21577 экз., в 2015 году - на сумму 11,3 млн рублей в количестве 25211 экз. Кроме того, в 2015 году в Красноярском крае на сумму 10,8 млн рублей закуплены учебники для слабовидящих детей с укрупненным шрифтом и для слепых детей со шрифтом Брайля. В 2016 году на приобретение учебников выделено 21,5 млн рублей. В 2017 году планируется осуществить закупку учебников для детей с ОВЗ на сумму 10,5 млн рублей.
В регионе с 2010 года осуществляется образование детей с ОВЗ, которым рекомендовано обучение на дому, с применением дистанционных образовательных технологий. Краевое бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа дистанционного образования" (далее - Школа дистанционного образования) ежегодно оборудует до 340 рабочих мест для обучения на дому детей с ОВЗ, обеспечивает им возможность получения дополнительного образования в соответствии с интересами и потребностями каждого ребенка, оплачивает доступ к сети Интернет по месту жительства каждого из них. За пять лет работы Школу дистанционного образования окончили 98 обучающихся, из них государственную итоговую аттестацию в форме единого государственного экзамена прошли 42 обучающихся, 24 обучающихся поступили в образовательные организации высшего образования, 50 - в профессиональные образовательные организации.
С целью определения специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в регионе функционируют 1 центральная и 65 территориальных ПМПК на территории 59 муниципальных образований края. Вместе с тем сохраняется потребность в комплектовании ПМПК квалифицированными педагогическими и медицинскими кадрами и организации работы всех ПМПК на постоянной основе.
Осуществляется межведомственное взаимодействие ПМПК и федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы. Их совместные действия позволяют разрабатывать качественные рекомендации для определения специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ, организовать и сопровождать реализацию индивидуальных программ реабилитации или абилитации детей-инвалидов.