ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 февраля 2009 года N 105-р
[ОБ ОДОБРЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ]
1. В целях определения приоритетных стратегических линий развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае, в соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", статьей 103 Устава Красноярского края, статьей 8 Закона Красноярского края от 03.12.2004 N 12-2674 "Об образовании" одобрить:
Концепцию развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае (приложение N 1);
перечень мероприятий по реализации Концепции развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае (приложение N 2).
2. Контроль за выполнением Распоряжения возложить на заместителя Губернатора края - заместителя председателя Правительства Красноярского края О.А. Карлову.
3. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.
Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
Э.Ш.АКБУЛАТОВ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
Концепция развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае (далее - Концепция) описывает комплекс идей, целей, задач, мероприятий по развитию услуг системы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Концепция разрабатывается в целях максимально полного удовлетворения образовательных потребностей и повышения качества оказываемых специальных услуг для детей с проблемами в развитии и направлена на объективно необходимое изменение существующих изолированных и разрозненных форм образования этих категорий детей в гибкую и доступную систему, позволяющую выбирать различные формы получения образования и специальных коррекционных услуг.
Современные воззрения на проблему нормы и патологии, психолого-педагогические исследования рассматривают проблему личности с отклонениями в развитии и самого человека как триединство биологического, психического и социального, способного к саморазвитию, умению действовать вопреки неблагоприятным обстоятельствам, изменить их, используя социально-приемлемые способы поведения.
Изменение социальной перспективы в отношении категории лиц с ограниченными возможностями требует изменения и концептуальных подходов к проблемам их образования. Эти подходы должны быть основаны на понимании того, что:
лица с отклонениями в развитии обладают абсолютно всеми правами, зафиксированными Конституцией РФ;
они на общих основаниях вливаются в общество и составляют его неотделимую и неотъемлемую часть;
психолого-педагогическая коррекция должна стать категорией всей системы образования, задачей, реализуемой в повседневной педагогической работе, независимо от типа и вида образовательного учреждения.
Одной из значимых проблем на этапе крупномасштабной модернизации системы специального (коррекционного) образования является интеграция лиц с отклонениями в развитии в региональное образовательное пространство на основе учета их интересов и образовательных потребностей. Концепция интеграции, основанная на принципе равных прав и равных возможностей в получении образования, предполагающая как подготовку лиц с отклонениями в развитии к вхождению в социум, так и подготовку социального окружения к принятию данной категории лиц, будет способствовать устойчивому, полноценному развитию самого общества.
В настоящей Концепции используются следующие термины и их определения.
Специальное образование - дошкольное и общее образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия обучения (воспитания), необходимые для достижения ими максимально возможного уровня личностного развития, образования и готовности к самостоятельной взрослой жизни.
Лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования (дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, задержкой психического развития, со сложными нарушениями развития, с хроническими соматическими или инфекционными заболеваниями).
Дети-инвалиды - лица, которые имеют нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности, и вызывающие необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
Специальные образовательные условия - условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение - образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Интегрированное обучение и воспитание - организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания и получения образования такими лицами.
Психолого-медико-педагогическая комиссия (далее - ПМПК) - объединение специалистов, реализующее консультативно-диагностическую и коррекционно-педагогическую деятельность в отношении детей с отклонениями в развитии от рождения до 18 лет.
Ранняя комплексная помощь - система мер, включающая выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-медико-педагогическим сопровождением в условиях семьи, учреждений образования и организаций здравоохранения.
В название специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии в зависимости от категории обучающихся, воспитанников добавляются слова:
"I вида" - в название учреждения для глухих;
"II вида" - в название учреждения для слабослышащих и позднооглохших;
"III вида" - в название учреждения для слепых;
"IV вида" - в название учреждения для слабовидящих и поздноослепших;
"V вида" - в название учреждения для имеющих тяжелые нарушения речи;
"VI вида" - в название учреждения для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;
"VII вида" - в название учреждения для имеющих задержку психического развития;
"VIII вида" - в название учреждения для умственно отсталых.
На основании Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон "Об образовании") обеспечение государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, находится в ведении субъектов Российской Федерации в области образования.
По состоянию на 1 сентября 2008 года в Красноярском крае специальным образованием охвачено около 12700 детей с ограниченными возможностями здоровья. Из них в 42 краевых государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии обучается 5307 детей с ограниченными возможностями здоровья (в т.ч. 1306 детей-инвалидов); в 3 краевых оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, обучается 758 детей (в том числе 91 ребенок-инвалид); в муниципальных общеобразовательных учреждениях обучается 6678 детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе 3075 детей-инвалидов, 339 детей - на надомном обучении).
В связи со значительным снижением численности контингента обучающихся общеобразовательных школ, предоставлением родителям права выбора образовательного учреждения для своего ребенка, в соответствии с Законом "Об образовании", а также нежеланием родителей "отдавать" детей в специальные (коррекционные) учреждения в таких школах, как Бородинская, Пировская, Партизанская, Минусинская, Агинская, Большемуртинская, встает вопрос о комплектовании классов начальной школы. В течение последних двух лет в первые классы данных учреждений набирают от 3 до 6 человек либо открытие данных классов не осуществляется.
Материально-техническое состояние единиц сети специального образования долгое время не развивалось и на сегодняшний день требует серьезных капиталовложений. Так, больших средств для проведения капитального и текущего ремонта требуют 28 образовательных учреждений, в предаварийном состоянии находятся 7 образовательных учреждений.
В 42 краевых специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и 3 оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, на 01.01.2008 работает 2053 педагога.
Обеспеченность коррекционных учреждений специалистами с высшим дефектологическим образованием составляет от 12,6 до 26,7%. При этом отмечается сосредоточенность основной части специалистов в городах, а в сельской местности возникает проблема оказания качественной комплексной психолого-педагогической помощи детям.
До 2007 года относительно системы специального образования была создана и реализована Концепция развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья (утверждена Постановлением Совета администрации Красноярского края от 17.11.2003 N 322-п "Об утверждении концепции развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья").
Основными результатами реализации Концепции явились:
открытие Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения и его филиалов в городах Минусинске, Канске, Лесосибирске и Ачинске;
разработка и принятие положения о краевых психолого-медико-педагогических комиссиях;
реализация проекта "Интеграция отдельных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья в условия массового обучения". В проекте участвуют 12 территорий края: Сухобузимский, Назаровский, Ирбейский, Идринский, Большеулуйский, Новоселовский, Козульский, Рыбинский районы, города Красноярск, Бородино, Лесосибирск, Заозерный;
организация подготовки и переподготовки кадров институтом специальной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования. Данные мероприятия направлены на подготовку специалистов, работающих с детьми, имеющими нарушения слуха, зрения, речи, задержку психического развития, нарушение интеллекта (в том числе умеренную, тяжелую степени, сложный множественный дефект). Переподготовка педагогических кадров осуществляется по специальностям "Олигофренопедагогика", "Сурдопедагогика", "Логопедия".
Несмотря на некоторые достижения в развитии специального образования Красноярского края, имеются существенные проблемы, обусловленные противоречием между социальным заказом общества в обеспечении равного и полноценного доступа к средствам образования всех без исключения детей и неготовностью образовательной системы к реализации данной задачи в рамках существующей системы образования.
В результате анализа состояния краевых специальных (коррекционных) учреждений и функционирования всей сети специальных учреждений в целом были выделены следующие проблемы:
замкнутость и унифицированность региональной системы специальных (коррекционных) учреждений, препятствующих процессу саморазвития и выходу на новый этап развития в соответствии с социальным заказом;
система интернированного воспитания в специальных (коррекционных) учреждениях вследствие их малочисленности и удаленности от места проживания большинства воспитанников резко ограничивает их участие в полноценной семейной жизни;
в учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, слабая материально-техническая база, здания школ зачастую находятся в предаварийном состоянии, не оборудованы столовые, кухни, медицинские блоки, библиотеки, классные кабинеты и кабинеты узких специалистов;
во многих школах имеется дефицит современных руководителей, педагогов, воспитателей и узких специалистов: психологов, дефектологов, логопедов, социальных педагогов и других;
малое количество специальных (коррекционных) учреждений имеют лицензию на ведение медицинской деятельности;
система трудового обучения устарела; выпускники специальных (коррекционных) учреждений не принимаются в учреждения начального профессионального образования, не востребованы на рынке труда по тем профессиям, которые получают в школе и в училище;
не разработана система мер и механизмов, обеспечивающих переход на 12-летнее обучение в отдельных специальных (коррекционных) учреждениях, с созданием углубленной трудовой и начальной профессиональной подготовки как ресурсов социализации.
Имеющийся опыт интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательных учреждений позволяет выделить возникающий ряд проблем:
не разделены полномочия муниципальных и краевых психолого-медико-педагогических комиссий;
требует совершенствования система раннего выявления и сопровождения детей с трудностями в развитии;
недостаточно простроено межведомственное взаимодействие между органами здравоохранения, образования, социальной защиты;
не прописаны и не приняты правовые нормы интеграции детей в общеобразовательные учреждения;
не определена возможность установления более высоких нормативов финансирования обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях с учетом особых потребностей обучающихся;
малое количество общеобразовательных учреждений имеют лицензии на ведение данной деятельности;
не созданы условия в общеобразовательных школах для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: нет подготовленных специалистов, недостаточно специализированного оборудования и ресурсов, нет психологической и материальной готовности школ системы общего образования (детей и учителей) к принятию детей данной категории;
общеобразовательные учреждения не имеют достаточного количества ставок специалистов, осуществляющих комплексное психолого-педагогическое сопровождение;
отсутствуют организационно-методические и консультационные центры, способные оказывать специальную помощь детям с отклонениями в развитии и их родителям из районных населенных пунктов, методическую помощь учителям и специалистам районных общеобразовательных школ.
Признавая интегрированное обучение и воспитание одним из стратегических направлений развития системы специального образования, тем не менее его необходимо рассматривать как один из возможных и необходимых подходов к образованию детей с особыми потребностями. Интеграция может сосуществовать с другими подходами, не вытесняя и не разрушая сложившуюся систему, но стимулируя ее модернизацию с учетом новых социально-культурных детерминант и логики развития отечественной дефектологической науки.