ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2017 года N 745-ПП
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ НА 2018 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2019 И 2020 ГОДОВ
В целях реализации бюджетного процесса в городе Севастополе в соответствии с частью 2 статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Уставом города Севастополя, Законом города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" и Законом города Севастополя от 14.08.2014 N 59-ЗС "О бюджетном процессе в городе Севастополе" Правительство Севастополя постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики города Севастополя на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - Основные направления).
2. Главным распорядителям средств бюджета города Севастополя осуществлять планирование бюджетных ассигнований в соответствии с Основными направлениями.
3. Департаменту финансов города Севастополя при формировании проекта бюджета города Севастополя на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов руководствоваться Основными направлениями.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя при формировании местных бюджетов руководствоваться Основными направлениями.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора - Председателя Правительства Севастополя Пономарева И.В.
Губернатор города Севастополя
Д.В.ОВСЯННИКОВ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ НА 2018 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2019 И 2020 ГОДОВ
Основные направления бюджетной политики города Севастополя на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - Основные направления бюджетной политики) разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", Законом города Севастополя от 14.08.2014 N 59-ЗС "О бюджетном процессе в городе Севастополе", Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики на период до 2017 года.
В основу формирования Основных направлений бюджетной политики положены основные положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.12.2016, указы Президента Российской Федерации от 07.05.2012, Стратегия социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, утвержденная Законом города Севастополя от 21.07.2017 N 357-ЗС, государственные программы города Севастополя, основные параметры прогноза социально-экономического развития города Севастополя на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов и иные документы стратегического планирования.
Целью Основных направлений бюджетной политики является определение условий, используемых для составления проекта бюджета города Севастополя на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, основных принципов и подходов к его формированию и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета города с учетом целей социально-экономического развития города Севастополя, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
В соответствии со статьей 13 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" завершается действие особенностей составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета города Севастополя после 31.12.2017. В связи с этим бюджет города Севастополя формируется сроком на три года.
В условиях стабилизационной экономической политики государства и возрастающей бюджетной нагрузки, обусловленной макроэкономическими факторами влияния на экономическую ситуацию в целом, в качестве основного направления бюджетной политики сохраняет свою актуальность обеспечение сбалансированности бюджета и повышение эффективности бюджетных расходов.
Ключевым направлением деятельности в сфере повышения эффективности бюджетных расходов на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов остается обеспечение условий для сохранения устойчивости бюджетной системы города Севастополя. В этих целях предусматриваются следующие меры:
- соблюдение условий соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации в соответствии со статьей 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации:
о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета города Севастополя;
о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджету города Севастополя;
- обеспечение соблюдения условий соглашений о предоставлении целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет города Севастополя, заключенных с федеральными органами исполнительной власти;
- развитие практики планирования бюджетных ассигнований бюджета города Севастополя на основе государственных программ города Севастополя согласно Перечню государственных программ города Севастополя;
- повышение качества и эффективности реализации государственных программ города Севастополя как основного инструмента интеграции стратегического целеполагания, бюджетного планирования и операционного управления; постепенная интеграция проектных принципов управления со структурой государственных программ;
- совершенствование методов бюджетного планирования с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации в части вопросов финансового обеспечения выполнения государственного задания по оказанию государственных услуг (выполнению работ);
- безусловное финансовое обеспечение нормативных публичных обязательств, повышение адресности предоставления мер социальной поддержки с учетом критериев нуждаемости;
- повышение качества и обоснованности принимаемых решений, приводящих к расходованию бюджетных средств;
- повышение ответственности главных распорядителей бюджетных средств за своевременное и качественное, с точки зрения проведенных мероприятий и достигнутых результатов, освоение бюджетных средств на основании ежегодной оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств;
- разработка ведомственных планов оптимизации бюджетных расходов;
- повышение эффективности процедур проведения государственных закупок, в том числе осуществление оценки обоснованности закупок и проведение контрольных процедур;
- повышение эффективности деятельности предприятий государственной формы собственности, завершение процесса реорганизации (ликвидации) государственных унитарных предприятий Севастополя;
- актуализация сведений о численности неработающего населения путем осуществления сверки исходных данных для расчета взносов на неработающее население;
- формирование в бюджете города дорожного фонда, подлежащего использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов;
- обеспечение мероприятий по поддержке инвестиционных проектов в соответствии с законодательством города Севастополя.
Бюджетная политика в области межбюджетных отношений будет осуществляться по следующим направлениям:
- обеспечение принятия реалистичных бюджетов и повышение качества бюджетного планирования;
- дифференциация внутригородских муниципальных образований города Севастополя по численности проживающего населения в сфере межбюджетных отношений;
- определение четкого и стабильного разграничения расходных обязательств и доходных источников между городом Севастополем и внутригородскими муниципальными образованиями города Севастополя, обеспечивающего бюджетную сбалансированность на местном уровне, достаточную степень их финансовой самостоятельности в рамках единых принципов управления финансами и возможности реализации единой финансовой политики;
- обеспечение стабильных условий формирования доходов местных бюджетов за счет применения норматива отчислений от налога на доходы физических лиц и налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения;
- оказание методической поддержки органам местного самоуправления города Севастополя по вопросам формирования межбюджетных отношений, составления и исполнения местных бюджетов.
Показатели бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов должны быть сформированы с учетом следующих подходов Правительства Российской Федерации:
а) обеспечение сбалансированности бюджета;
б) финансирование расходных обязательств города Севастополя в соответствии с требованиями Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации", в объеме 5%;
в) обеспечение расходов на оплату труда с начислениями на оплату труда государственных и муниципальных служащих исходя из достигнутого в 2017 году уровня;
г) обеспечение расходов на оплату труда с начислениями на оплату труда работников в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и принятыми региональными планами мероприятий ("дорожными картами") по развитию отраслей социальной сферы и оптимизации сети государственных учреждений с учетом достижения целевых показателей повышения оплаты труда работников бюджетной сферы;
д) индексация заработной платы работников, на которых не распространяются "майские" указы Президента Российской Федерации и заработная плата которых не индексировалась с 01.01.2014, не менее чем на 4% с 01.01.2018 и не менее чем на прогнозируемый уровень инфляции в 2019 - 2020 годах;
е) ежегодная индексация социально значимых расходов на уровень инфляции;
ж) увеличение численности работников учреждений, финансируемых из бюджета города, и органов власти города Севастополя только в случаях расширения функций, предоставления дополнительных полномочий, а также увеличения сети государственных учреждений;
з) принятие новых нормативно обусловленных расходных обязательств бюджета города Севастополя только в исключительных случаях;
и) проведение на постоянной основе анализа оснований для увеличения контингента получателей бюджетных услуг;
к) поэтапное введение по отраслям социальной сферы федеральных стандартов оказания государственных услуг на территории города Севастополя согласно утвержденным "дорожным картам".
В числе Основных направлений сохраняют актуальность повышение качества и результативности контрольных мероприятий, осуществляемых главными распорядителями бюджетных средств и органами государственного (муниципального) финансового контроля, а также совершенствование системы бюджетной отчетности с соответствующим техническим сопровождением и автоматизацией процессов, связанных с обеспечением своевременного и качественного формирования отчетности об исполнении как бюджета города, так и местных бюджетов.
Задача по повышению прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса для общества является одним из направлений бюджетной политики на ближайшие три года.
На сегодняшний день эта задача реализуется путем опубликования информации о бюджетных данных в доступной для граждан форме в средствах массовой информации, на официальном сайте Правительства Севастополя, а также на портале "Открытый бюджет города Севастополя", содержащем информацию о процессе формирования проекта бюджета и основных параметрах консолидированного бюджета города Севастополя, информацию об исполнении консолидированного бюджета города Севастополя, информацию о государственных программах города Севастополя и обратную связь с пользователями портала.
Основные направления налоговой политики города Севастополя на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов разработаны на основании положений Налогового и Бюджетного кодексов Российской Федерации, с учетом Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года (далее - Стратегия), действующих и планируемых к принятию законов города Севастополя в сфере налогообложения.
Налоговая система в городе Севастополе функционирует в условиях правового поля Российской Федерации с 2015 года. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законодательством города Севастополя установлены региональные и местные налоги. При установлении налоговых ставок на территории города Севастополя предусмотрен постепенный рост налоговой нагрузки на бизнес. Так, налоговые ставки в пониженном размере установлены:
- по специальным налоговым режимам для малого и среднего бизнеса на периоды 2015 - 2016 годов в среднем на уровне 45% от максимальных и 2017 - 2021 годов в среднем на уровне 67% от максимальных для постепенного повышения до уровня, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации для остальных субъектов Российской Федерации;
- по налогу на имущество организаций - на период 2015 - 2020 годов на уровне 45% от максимальной согласно Налоговому кодексу Российской Федерации.
Кроме того, для привлечения инвестиций и обеспечения роста доходной базы бюджета города для участников Свободной экономической зоны (далее - СЭЗ) в городе Севастополе предусмотрены следующие налоговые преференции:
- по налогу на прибыль организаций - пониженные ставки с 17% до 2% - в первые три года с даты регистрации в качестве участника СЭЗ, с 17% до 6% - с четвертого по восьмой годы, с 17% до 12,5% - с девятого года;
- по налогу на имущество организаций на пять лет и земельному налогу на три года - освобождение от налогообложения в части имущества и земли, связанных с выполнением договора об осуществлении деятельности в СЭЗ.
Таким образом, процесс формирования доходной базы бюджета города Севастополя еще не завершен и будет продолжаться в среднесрочной перспективе.
В этих условиях целью налоговой политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов будет являться обеспечение сбалансированности бюджета города Севастополя и предусмотренное Стратегией увеличение объема и доли собственных налоговых и неналоговых доходов бюджета.
Достижение этой цели потребует решения задач по следующим направлениям:
1. Наращивание собственных налоговых поступлений в бюджет города Севастополя за счет стимулирования инвестиций в экономику.
Действие свободной экономической зоны на территории города Севастополя создает необходимые условия для привлечения инвестиций и развития производства.
Проведенная оценка применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций для участников СЭЗ за 2016 год показала высокую эффективность налоговых преференций - объем капитальных вложений составил 1,4 млрд рублей, создано более 2,5 тыс. новых рабочих мест, сумма налоговых поступлений в расчете на 1 участника СЭЗ возросла в 2,5 раза. В целях сохранения благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности и снижения налоговой нагрузки на инвесторов установленные законодательством города Севастополя пониженные ставки по налогу на прибыль в краткосрочном периоде будут сохранены. По итогам ежегодной оценки эффективности данных налоговых преференций будет приниматься решение о целесообразности сохранения пониженных ставок.
Федеральной налоговой политикой планируется реализация механизма "Инвестиционного налогового вычета" (уменьшения налога на прибыль на сумму 50% расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств) по решению субъекта Российской Федерации. Целесообразность принятия такого решения в городе Севастополе будет оцениваться по итогам мониторинга функционирования СЭЗ, проводимого совместно с органами Федеральной налоговой службы, для создания равных конкурентных условий для бизнеса.
2. Поддержка малого и среднего бизнеса.
Для развития малого и среднего предпринимательства и адаптации к условиям налоговой системы Российской Федерации в 2017 - 2021 годах на территории города Севастополя действуют пониженные налоговые ставки - в среднем на уровне 2/3 от максимального размера, предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации. Кроме того, с 2018 года на территории города Севастополя планируется введение "налоговых каникул" с нулевой ставкой по упрощенной и патентной системам налогообложения для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.