ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2017 года N 513
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2018 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2019 И 2020 ГОДОВ
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании Постановления Правительства РК от 01.10.2018 N 425.
____________________________________________________________________
Правительство Республики Коми постановляет:
1. Одобрить Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - Основные направления) согласно приложению.
2. Министерству финансов Республики Коми, иным органам исполнительной власти Республики Коми, государственным органам Республики Коми, образованным Главой Республики Коми, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), руководствоваться Основными направлениями при формировании проекта республиканского бюджета Республики Коми на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Коми руководствоваться Основными направлениями при формировании проектов местных бюджетов на очередной финансовый год и плановый период.
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Коми от 31 августа 2016 года N 422 "Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам бюджетной, финансовой, кредитной политики и налогов.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Коми
Л.МАКСИМОВА
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2018 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2019 И 2020 ГОДОВ
Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов разработаны в соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 71 Закона Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми", с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики в период до 2016 года.
При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Программы оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми на период 2017 - 2019 годов, утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми от 29 марта 2017 года N 151-р (приложение).
Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий, принимаемых для составления проекта республиканского бюджета Республики Коми на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров республиканского бюджета Республики Коми и других бюджетов бюджетной системы Республики Коми.
Настоящий документ подготовлен в условиях, характеризующихся многолетним ростом расходов республиканского бюджета Республики Коми, в том числе вызванных необходимостью исполнения решений федерального уровня власти по реализации государственной политики в различных сферах (майские указы Президента Российской Федерации). С другой стороны, проводится политика консолидации бюджетных доходов, выражающаяся в периодическом перераспределении части налоговых доходов с регионального уровня в пользу федерального бюджета. Поступление налоговых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации с территории Республики Коми в период 2010 - 2016 годов выросло с 80,4 до 148,5 млрд. При этом уже с 2010 года наблюдается устойчивая тенденция роста доли налогов, концентрируемых на федеральном уровне. В 2016 году поступления в федеральный бюджет с территории Республики Коми составили 83,0 млрд. рублей, или 56% от общего объема собранных налогов.
Нестабильность федерального законодательства о налоговых льготах также негативным образом сказывается на планировании и обеспечении устойчивости бюджетов бюджетной системы Республики Коми.
Республика Коми как регион с традиционной ресурсодобывающей направленностью экономики является субъектом Российской Федерации с развитой экономической базой. В виду специфики целей и задач федеральной политики в сфере межбюджетных отношений, направленной главным образом на поддержку экономически слабых регионов, снижается объем межбюджетных трансфертов, получаемых Республикой Коми из федерального бюджета.
Этими факторами в значительной мере обусловлен сложившийся к текущему году высокий уровень долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Коми.
Ввиду относительно высокого уровня бюджетной обеспеченности Республика Коми в среднесрочной перспективе не может претендовать на значительные объемы дотаций из федерального бюджета. Наметившаяся в последнее время тенденция использования критерия бюджетной обеспеченности при предоставлении субсидий из федерального бюджета накладывает определенные ограничения на возможность получения Республикой Коми и этого вида финансовой помощи.
Таким образом, при определении Основных направлений бюджетной и налоговой политики Республики Коми следует исходить из имеющихся собственных возможностей и внутренних резервов.
Основным итогом 2016 года стало сохранение в республике достаточно устойчивой социально-экономической ситуации, несмотря на ухудшение ряда макроэкономических показателей в связи с влиянием негативных внешних факторов.
В 2016 году объем налоговых доходов, поступивших в консолидированный бюджет Республики Коми, составил 61,1 млрд. рублей, что на 4,0 млрд. рублей, или на 7,0%, больше уровня 2015 года.
При этом удельный вес налоговых поступлений в общем объеме налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Коми составляет 94,2%.
Традиционно основными источниками формирования налоговых доходов в 2016 году являются: НДФЛ (37,3%), налог на прибыль организаций (27%), налоги на имущество (24,5%), акцизы (6%).
Рост налоговых доходов обеспечен увеличением поступлений налога на имущество организаций на 1,8 млрд. рублей, или на 15,1%, относительно аналогичного периода прошлого года. Увеличение поступлений по налогу на имущество организаций обусловлено в основном приростом среднегодовой стоимости имущества в связи с вводом в эксплуатацию основных средств, ростом ставки в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, с 1,0% в части налоговой базы за 2015 год и до 1,3% за 2016 год. Кроме того, больше чем за 2015 год поступили: налог на доходы физических лиц - на 0,9 млрд. рублей, или на 4,3%; налог на прибыль организаций - на 0,1 млрд. рублей, или на 0,7%. Произошло увеличение поступлений по доходам от уплаты акцизов на нефтепродукты на 0,6 млрд. руб. (или в 1,3 раза), что связано с индексацией ставок на нефтепродукты, а также произведенными в 2015 году возвратами акцизов на прямогонный бензин в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В целях увеличения доходной базы республиканского бюджета Республики Коми с 1 января 2016 года отменены налоговые льготы по налогу на прибыль для участников консолидированных групп налогоплательщиков как субъектов инвестиционной деятельности, по налогу на имущество организаций - для органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Республики Коми. С 1 января 2017 года отменены налоговые льготы:
1. По налогу на имущество организаций для казенных предприятий Республики Коми, муниципальных казенных предприятий муниципальных образований в Республике Коми в отношении имущества, закрепленного на праве оперативного управления.
2. По налогу на прибыль для казенных учреждений Республики Коми (муниципальных), финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми (местного бюджета) на основании бюджетной сметы.
3. По транспортному налогу для:
органов государственной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми;
автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в государственной собственности Республики Коми, или созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности;
казенных учреждений Республики Коми (муниципальных), финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми (местного бюджета) на основании бюджетной сметы;
бюджетных учреждений Республики Коми (муниципальных), созданных на базе имущества, находящегося в государственной собственности Республики Коми (в муниципальной собственности в Республике Коми).
Изменения в налоговом законодательстве Республики Коми позволят значительно сократить общий объем налоговых льгот практически в 4 раза с 1860,1 млн. руб. в 2015 году до 457,3 млн. руб. к 2018 году.
В целях стимулирования крупнейших инвестиционных проектов введена налоговая льгота для организаций, обеспечивших прирост налоговой базы по налогу на имущество организаций свыше 10 млрд. руб. Установлен перечень документов, необходимых при подаче заинтересованным лицом заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате региональных налогов, пеней и штрафов.
Но рост доходной составляющей республиканского бюджета Республики Коми (в том числе за счет увеличения налоговых поступлений) за последние годы существенно отстает от темпов роста его расходной части. Так, за период 2012 - 2016 годов общий объем доходов бюджета увеличился всего на 7,3 млрд. рублей, а рост общего объема расходов составил 9,4 млрд. рублей, что в большей степени обусловлено необходимостью реализации принятых в 2012 году на федеральном уровне решений.
Крупнейшими направлениями расходования бюджетных средств являются образование, здравоохранение и социальная политика.
Правительством Республики Коми в рамках реализации Программы Правительства Республики Коми по повышению эффективности управления государственными финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми от 14 августа 2014 года N 290-р (утратила силу с 29 марта 2017 г.), на протяжении ряда лет осуществлялись мероприятия, направленные на повышение доходов, оптимизацию расходов республиканского бюджета, совершенствование долговой политики.
В результате оптимизации расходов в 2016 году объем расходов к первоначально принятому республиканскому бюджету Республики Коми был снижен на 1,9 млрд. рублей (без учета расходов, осуществляемых за счет целевых безвозмездных поступлений), или на 3% от общего объема расходов.
По итогам исполнения республиканского бюджета Республики Коми за 2016 год дефицит республиканского бюджета составил 5,4 млрд. рублей, снизившись по сравнению с 2015 годом на 2,1 млрд. рублей, или на 28%.
В сфере социальной защиты с 2016 года произошло изменение в механизмах предоставления компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг. Так, в Республике Коми был осуществлен переход к фиксированному размеру выплаты, что позволило исключить зависимость бюджетных расходов от роста тарифов. С 2016 года из перечня льготников исключены члены семей ряда категорий.
До 2016 года меры социальной поддержки всем льготным категориям граждан и членам их семей предоставлялись без учета нормативных значений потребления жилищно-коммунальных услуг. С 2016 года меры социальной поддержки предоставляются с ограничениями, которые сужают категории получателей мер, - помимо того, что исключены члены семей ряда категорий носителей льгот, также введены требования по нормативному потреблению жилищно-коммунальных услуг.
Сохраняющаяся тенденция превышения роста расходных обязательств над уровнем доходов бюджета привела к негативной ситуации - росту долговой нагрузки республиканского бюджета Республики Коми.
По итогам исполнения республиканского бюджета за 2016 год, в условиях обязательного выполнения социально значимых обязательств Республики Коми, показатель общей долговой нагрузки вырос по сравнению с 2015 годом на 15% и составил 78,4% (41,8 млрд. рублей), показатель долговой нагрузки по рыночным обязательствам составил 62,1% (на 23% выше уровня 2015 года), превысив предельные значения долговой нагрузки, установленные соглашениями, подписанными республикой с Минфином России в целях получения бюджетных кредитов.
При сохранении существующих тенденций объем государственного долга Республики Коми к началу 2019 может составить 96% от суммы собственных доходов, а расходы на его обслуживание превысят 9% прогнозного общего объема расходов.
Такое положение является угрозой для сбалансированности республиканского бюджета Республики Коми и устойчивости региональной бюджетной системы в целом. С учетом повышенных требований Минфина России к показателям долговой нагрузки региональных бюджетов и его расширяющихся полномочий по введению ограничительных мер в отношении бюджетной самостоятельности субъектов Российской Федерации задача по восстановлению умеренного уровня государственного долга Республики Коми становится первоочередной.
В связи с этим необходимо обеспечить сокращение дефицита и последовательную работу по погашению существующей задолженности при одновременном снижении расходов на обслуживание государственного долга.
Решить эти задачи можно только благодаря увеличению доходов и дальнейшей оптимизации бюджетных расходов, в том числе расходов на содержание бюджетной сети и расходов на государственное управление, а также численности работников бюджетной сферы в соответствии с планами мероприятий ("дорожными картами") по повышению эффективности и качества услуг в отраслях социальной сферы.
Так, в целях формирования бюджетной политики Республики Коми, ориентированной на социально-экономическое развитие и финансовое оздоровление Республики Коми для укрепления устойчивости бюджетной системы Республики Коми, в 2017 году разработана и утверждена распоряжением Правительства Республики Коми от 29 марта 2017 года N 151-р Программа оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми на период 2017 - 2019 годов (далее - Программа).
Программа определяет основные направления деятельности органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Коми в целях создания условий для результативного управления государственными финансами Республики Коми и эффективного использования бюджетных средств путем осуществления мер, направленных на социально-экономическое развитие региона в финансовой и бюджетной сферах, мобилизацию доходов, оптимизацию и приоритизацию расходов бюджетов бюджетной системы Республики Коми, сокращение бюджетного дефицита, снижение долговой нагрузки, на период до 2019 года.
В целях повышения результативности и эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Коми в 2017 году продолжена работа по следующим направлениям:
республиканский бюджет Республики Коми разрабатывается и утверждается по программно-целевому принципу;
ежегодно проводится оценка эффективности государственных программ Республики Коми, предусматривающая комплексный подход к оценке программ с учетом качества их формирования и эффективности реализации;
годовые отчеты о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Республики Коми рассматриваются на общественных советах при органах исполнительной власти Республики Коми и представляются ответственными исполнителями государственных программ для парламентского контроля в Контрольно-счетную палату Республики Коми;
сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Республики Коми, начиная с доклада за 2015 год, представляется Главой Республики Коми в Государственный Совет Республики Коми одновременно с годовым отчетом об исполнении республиканского бюджета.
В целях перехода к проектным принципам в государственном управлении в 2016 году в Республике Коми начата работа по реализации приоритетных проектов в рамках 11 ключевых направлений, отобранных Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Приоритетные проекты (проекты), начиная с 2016 года, являются структурными элементами государственных программ Республики Коми. В настоящее время в рамках 9 государственных программ Республики Коми осуществляется реализация 42 приоритетных и других проектов.
Бюджетная и налоговая политика в предстоящий трехлетний период будет направлена на сохранение, укрепление устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Республики Коми, в том числе за счет:
1) обеспечения роста налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Коми;
2) сдерживания роста расходов республиканского бюджета Республики Коми;
3) совершенствования системы управления общественными финансами Республики Коми;
4) сокращения долговой нагрузки, нивелирования дефицита и обеспечения ликвидности республиканского бюджета Республики Коми.
Основным инструментом, обеспечивающим решение поставленной задачи, должна стать Программа. Целью Программы является поэтапное сокращение дефицита и выход на бездефицитный бюджет при безусловной реализации приоритетов и целей социально-экономического развития Республики Коми. Концепция Программы будет пролонгирована и на 2020 год.
В целях повышения эффективности управления доходами республиканского бюджета Республики Коми необходимо обеспечить следующее.