(с изменениями на 5 апреля 2021 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2018 N 381, от 29.12.2018 N 664, от 05.04.2021 N 133)
Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан до 2025 года (далее - Концепция).
2. Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре внести в Правительство Республики Башкортостан проект постановления о внесении изменений в государственную программу "Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан", утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 года N 686 (с последующими изменениями), предусматривающий мероприятия по реализации основных направлений Концепции.
3. Рекомендовать муниципальным образованиям Республики Башкортостан при разработке муниципальных программ развития территорий предусматривать мероприятия по реализации основных направлений Концепции.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Абдрахимова Р.Р.
(в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2018 N 664, от 05.04.2021 N 133)
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ
КОНЦЕПЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН ДО 2025 ГОДА
(в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2018 N 381, от 29.12.2018 N 664, от 05.04.2021 N 133)
Концепция обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан до 2025 года (далее - Концепция) разработана с целью определить основные направления мероприятий по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан до 2025 года и включает в себя:
основные мероприятия Концепции;
порядок взаимодействия ответственных исполнителей Концепции;
механизмы реализации и финансирования Концепции.
Правовую основу Концепции составляют:
Конституция Российской Федерации;
Жилищный кодекс Российской Федерации;
федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (с последующими изменениями);
Закон Республики Башкортостан "О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан";
государственная программа "Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан", утвержденная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 года N 686 (с последующими изменениями).
Основания для разработки Концепции:
поручение Главы Республики Башкортостан по итогам оперативного совещания 23 мая 2016 года (РК-1-3-352-2/2016);
протокол заседания Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 2016 года.
Ответственные исполнители, обеспечивающие реализацию основных мероприятий Концепции:
Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан (далее - Минстрой РБ);
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 05.04.2021 N 133)
администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан (по согласованию);
некоммерческая организация Фонд развития жилищного строительства Республики Башкортостан (далее - Фонд);
республиканские органы исполнительной власти;
банковские и иные финансово-кредитные учреждения;
фонды Республики Башкортостан.
Численность населения республики, по данным Федеральной службы государственной статистики, составляет 4,1 млн. чел., из которых городское население - 61,9% (в том числе 1,12 млн. чел. проживает в городском округе город Уфа Республики Башкортостан). Численность экономически активного населения республики составляет 1,915 млн. чел.
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя республики, - 24,2 кв. м (по городу Уфе этот показатель равен 22,5 кв. м). По Российской Федерации по итогам 2015 года этот показатель равен 24,4 кв. м.
По данным республиканской автоматизированной информационной системы "Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях", по состоянию на 1 января 2017 года поставлено на учет более 82 тыс. граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий путем предоставления жилого помещения в наем или в собственность. На основании анализа данных за последние пять лет можно говорить о ежегодном росте этого показателя - по состоянию на 1 января 2016 года на аналогичном учете состояло более 78 тыс. чел.
Категории граждан | Количество граждан | |||
всего | в том числе | |||
в городском округе г. Уфа | в городских округах | в муниципальных районах | ||
Молодые семьи | 21 690 | 3 720 | 4 474 | 13 496 |
Граждане, признанные нуждающимися, малоимущие | 26 731 | 5 604 | 5 756 | 15 371 |
Граждане, проживающие в сельской местности | 2 099 | - | - | 2 099 |
Участники программы "Жилье для российской семьи" | 4 621 | 2 183 | 1 206 | 1 232 |
Участники пилотного проекта по финансированию жилищного строительства с использованием системы жилищных строительных сбережений | 6 816 | 2 357 | 1 312 | 3 147 |
Участники городских социальных программ ипотечного кредитования | 8 740 | 8 088 | 122 | 530 |
Дети-сироты | 5 781 | 739 | 797 | 4 245 |
Ветераны и инвалиды | 3 359 | 657 | 409 | 2 293 |
Прочие <*> | 2 676 | 502 | 194 | 1 980 |
Итого заявлений | 82 513 | 23 850 | 14 270 | 44 393 |
________________
* Переселенцы, госслужащие, жители крайнего севера, многодетные, уволенные военнослужащие, чернобыльцы, граждане, проживающие в ветхом и аварийном жилье.
Ежегодно в рамках федеральных и республиканских жилищных программ гражданам Республики Башкортостан, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет федерального и республиканского бюджетов предоставляется государственная поддержка в обеспечении жилым помещением.
Тем не менее, по данным Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, только 5 - 6% семей из общего числа состоящих на учете ежегодно улучшают свои жилищные условия.
Низкий темп обеспечения жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обусловлен следующими причинами:
низкий уровень доходов не позволяет гражданам улучшить жилищные условия за счет собственных и заемных средств (только около 15% семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, могут приобрести жилье по льготной цене Фонда);
темпы строительства доступного по цене жилья значительно отстают от растущей с каждым годом потребности граждан в таком жилье;
отсутствуют земельные участки для комплексного освоения в целях жилищного строительства, обеспеченные инженерными сетями;
невозможно привлечь доступные источники финансирования для строительства жилья в необходимом объеме ввиду их дефицита;
формируемые ресурсоснабжающими организациями инвестиционные программы не учитывают перспективных планов муниципальных образований по освоению земельных участков Республики Башкортостан в целях жилищного строительства.