1. Инвариантная часть регионального базисного учебного плана включает в себя:
обязательные учебные предметы федерального компонента (на базовом уровне), направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся: "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "История", "Физическая культура", а также интегрированные учебные предметы "Обществознание (включая экономику и право)" и "Естествознание";
обязательные учебные предметы регионального компонента:
"Основы жизненного самоопределения" и различные модули (по выбору образовательного учреждения) курса "Основы проектирования";
обязательные учебные предметы (курсы, дисциплины) по выбору образовательного учреждения и обучающихся.
Образовательным учреждением может быть предложено изучение:
общеобразовательных предметов, реализующих федеральный компонент на профильном (повышенном) уровне;
профильных и элективных курсов, реализующих содержание федерального компонента на профильном уровне, но при этом нацеленных на введение учащихся в наиболее общие способы деятельности и формирование базы знаний и умений для их реализации;
общеобразовательных предметов, реализующих содержание федерального компонента на базовом уровне и не являющихся обязательными ("География", "Информатика и ИКТ", "Искусство", "Технология", "Основы безопасности жизнедеятельности" и др.).
2. Учитывая возрастающую роль русского языка в многонациональном федеративном государстве и обязательность экзамена по этому предмету при поступлении в любой вуз, вводится учебный предмет "Русский язык" (2 часа в неделю за два года обучения).
3. Усилено внимание к изучению иностранных языков: увеличено время на изучение учебного предмета "Иностранный язык" (6 часов в неделю за два года обучения).
4. Предлагаемый интегрированный учебный предмет "Естествознание" призван решать задачу формирования целостной естественнонаучной картины мира и ознакомления обучающихся с методами познания, характерными для естественных наук. Эта задача в большей степени соответствует назначению изучения естествознания в профилях гуманитарной направленности - формированию современного научного мировоззрения, самоопределению личности в окружающем мире.
Учебный предмет "Естествознание" может не изучаться в случаях если:
три учебных предмета естественнонаучного цикла ("Физика", "Химия" и "Биология") изучаются на базовом уровне;
один учебный предмет естественнонаучного цикла изучается на профильном, два - на базовом уровне;
два учебных предмета естественнонаучного цикла изучаются на профильном, один - на базовом уровне;
все три учебных предмета естественнонаучного цикла изучаются на профильном уровне.
5. Интегрированный учебный предмет "Обществознание" на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне включает модули (разделы) "Обществоведение", "Экономика" и "Право". На профильном уровне содержание указанных модулей (разделов) может изучаться в различных комбинациях в зависимости от выбранного профиля.
6. Учебный предмет "Технология" на ступени среднего (полного) общего образования преподается на базовом или профильном уровне по выбору. Предмет изучается дифференцированно, в зависимости от профиля и специализации.
7. Учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" на ступени среднего (полного) общего образования изучается на базовом уровне по выбору (ввиду того, что данный учебный предмет введен как обязательный в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования). Это не исключает организации в X классе по окончании учебного года учебных сборов, где обучающиеся изучают основы военной службы.
Выбирая различные сочетания базовых, профильных и элективных учебных предметов (курсов, дисциплин) и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиН каждое образовательное учреждение (а при определенных условиях - и каждый обучающийся) вправе формировать различные варианты собственных учебных планов. Образовательные учреждения получают право самостоятельно определять последовательность и продолжительность прохождения учебных предметов, порядок их изучения в течение недели, четверти, полугодия, года и двух лет обучения.
Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, сочетания универсального и профильного образования для разных классов или групп учащихся, для различного сочетания предметов (курсов, дисциплин) базового и профильного уровней, не относящихся к какому-то определенному профилю, а обучающимся - выбор профильных и элективных учебных предметов (курсов, дисциплин), которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.
Введение учебных планов образовательных учреждений Самарской области, разработанных на основе предлагаемого регионального базисного учебного плана, осуществляется с 2006 - 2007 учебного года (по решению образовательного учреждения и его учредителя - с 2005 - 2006 учебного года).
При этом необходимо иметь в виду, что в образовательной практике в настоящее время могут использоваться как равноправные два пакета документов, определяющих содержание общего образования <1>. В соответствии со статьями 14 и 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно; при разработке рабочих программ учебных предметов (курсов, дисциплин) могут быть использованы примерные программы <2>; выбор учебников и учебно-методических изданий осуществляется из федеральных и региональных перечней учебников и учебно-методических изданий, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе <3>.
________________
<1> Приказы Минобразования России от 09.02.1998 N 322 "Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации", от 19.05.1998 N 1235 "Об утверждении обязательного минимума содержания начального общего образования", от 19.05.1998 N 1236 "Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования", от 30.06.1999 N 56 "Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования".
Приказы Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" и от 09.03.2004 N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".
<2> Примерные программы начального, основного, среднего (полного) общего образования. М. Дрофа, 1999 - 2000.