Недействующий

 
АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июня 2017 года N 236-а


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 09.01.2014 N 1-А

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании постановления администрации Костромской области от 31.07.2023 N 321-а.
____________________________________________________________________


В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Костромской области от 20 декабря 2016 года N 176-6-ЗКО "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" администрация Костромской области постановляет:

1. Внести в постановление администрации Костромской области от 9 января 2014 года N 1-а "Об утверждении государственной программы Костромской области "Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды Костромской области на 2014-2020 годы" (в редакции постановлений администрации Костромской области от 28.04.2014 N 181-а, от 26.03.2015 N 110-а, от 09.04.2016 N 96-а, от 02.02.2017 N 26-а) следующее изменение:

изложить государственную программу Костромской области "Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды Костромской области на 2014-2020 годы" (приложение) в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Костромской области
С.СИТНИКОВ

                   

Приложение
к постановлению
администрации
Костромской области
от 19 июня 2017 года N 236-а



 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Костромской области "Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды Костромской области на 2014-2020 годы"

    

Раздел I. ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014-2020 ГОДЫ" (ДАЛЕЕ - ПРОГРАММА)

1. Ответственный исполнитель Программы

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области

2. Соисполнители Программы

Отсутствуют

3. Подпрограммы Программы

1) "Развитие и использование минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых на территории Костромской области" (приложение N 1 к Программе);

2) "Развитие водохозяйственного комплекса Костромской области" (приложение N 2 к Программе);

3) "Воспроизводство и использование охотничьих и водных биологических ресурсов Костромской области" (приложение N 3 к Программе);

4) "Охрана окружающей среды Костромской области" (приложение N 4 к Программе);

5) "Отходы" (приложение N 5 к Программе);

6) "Обеспечение реализации государственной программы Костромской области "Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды Костромской области на 2014-2020 годы" (приложение N 6 к Программе)

4. Программно-целевые инструменты Программы

Отсутствуют

5. Цели Программы

Обеспечение экономики региона запасами общераспространенных полезных ископаемых; сохранение и развитие природных ресурсов и биоресурсов; оздоровление экологической обстановки на территории Костромской области

6. Задачи Программы

1) устойчивое, сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы с гарантированным обеспечением потребности экономики Костромской области в минеральных ресурсах;

2) сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;

3) обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод;

4) обеспечение сохранения и воспроизводства объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и водных биологических ресурсов, привлечение инвестиций в охотничье хозяйство и рыбодобывающую отрасль Костромской области;

5) повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем в Костромской области;

6) снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду при обращении с отходами производства и потребления в Костромской области;

7) эффективное управление ходом реализации Программы

7. Этапы и сроки реализации Программы

Программа реализуется одним этапом в 2014-2020 годах

8. Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы составит 1457792,40 тыс. рублей, в том числе:

за счет федерального бюджета - 572 523,22 тыс. рублей;

за счет областного бюджета - 300 506,34 тыс. рублей;

за счет местных бюджетов - 31 859,84 тыс. рублей;

за счет внебюджетных источников - 552 903,00 тыс. рублей

9. Конечные результаты реализации Программы

1) увеличение объема добычи общераспространенных полезных ископаемых на 800,0 тыс. м куб. до 1 800,0 тыс. м куб. в год к 2020 году;

2) увеличение доли водохозяйственных участков, класс качества которых (по индексу загрязнения вод) повысился с 56,3 процента в 2013 году до 68,8 процента в 2020 году;

3) доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, 16,1 процента к 2020 году;

4) увеличение доли протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, к общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности, с 52,7 процента в 2013 году до 91,4 процента в 2020 году;

5) доля видов охотничьих ресурсов, по которым ведется мониторинг численности, в общем количестве видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории региона, 34,0 процента к 2020 году;

6) индекс численности волка (к численности 2010 года) 100,0 процентов ежегодно;

7) индекс численности лося (к численности 2010 года) 107,5 процента к 2020 году;

8) индекс численности кабана (к численности 2010 года) 100,0 процентов ежегодно;

9) индекс численности бурого медведя (к численности 2010 года) 102,50 процента к 2020 году;

10) отношение фактической добычи лося к установленным лимитам добычи (не менее) 90,0 процентов ежегодно;

11) отношение фактической добычи бурого медведя к установленным лимитам добычи (не менее) 50,0 процентов ежегодно;

12) доля видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет добычи, в общем количестве видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории региона, 40,0 процентов к 2020 году;

13) увеличение количества созданных солонцов для лося до 1 536 штук к 2020 году;

14) увеличение количества созданных солонцов для зайца до 1 105 штук к 2020 году;

15) увеличение площади посевов кормовых полей до 1 476 га к 2020 году;

16) количество созданных галечников (порхалищ) для боровой дичи 552 (1 224) единицы к 2020 году;

17) доля площади Костромской области, занятой особо охраняемыми природными территориями федерального, регионального и местного значения, 2,8 процента;

18) доля площади Костромской области, занятой особо охраняемыми природными территориями регионального и местного значения, 1 процент к 2020 году;

19) доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферный воздух веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников - 35,0 процентов ежегодно;

20) выбросы в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, отходящих от стационарных источников (к 2007 году), 80,5 процента ежегодно;

21) доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления от общего количества образующихся отходов I IV классов опасности 82,0 процента к 2020 году;

22) ежегодное выполнение показателей (индикаторов) Программы на 100 процентов



Раздел II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


10. Костромская область расположена в северной половине европейской части Российской Федерации и занимает площадь в 60,2 тыс. кв. км. Протяженность территории Костромской области по прямой с севера на юг составляет около 260 км и с запада на восток около 413 км. В регионе находятся 30 муниципальных районов и городских округов, 148 городских и сельских поселений. Численность населения Костромской области на 1 января 2014 года составляла 656,4 тыс. человек, из них 465,0 тыс. человек - городское население, 191,4 тыс. человек - сельское население.

11. Лесистость Костромской области одна из самых высоких в России и составляет 74,3 процента. Общая площадь лесов на территории области составляет более 4 700 тыс. гектаров.

12. На территории Костромской области выявлено и разведано 1165 месторождений общераспространенных полезных ископаемых (далее ОПИ), из них 523 месторождения строительных материалов, 614 месторождений торфа и 28 - сапропеля.

Костромская область обеспечена разведанными запасами строительных материалов: песчано-гравийного материала - более 337, 3 млн. куб. м; строительных песков - около 306,5 млн. куб. м; глин и суглинков - более 134,1 млн. куб. м; карбонатных пород для производства извести и известковой муки с запасами - 10 803,3 тыс. куб. м.

13. Территория Костромской области покрыта густой сетью рек, болот, озер и водохранилищ: 3 610 малых и больших рек, в том числе река Волга, Горьковское водохранилище, 438 озер, крупнейшие из которых озера Галичское и Чухломское, 450 родников, 28 месторождений и участков подземных вод, 10 разведанных месторождений минеральных вод. Водные ресурсы поверхностных водных объектов региона составляют 50,7 куб. км.

14. На территории Костромской области периодически подвергаются подтоплению и затоплению при паводках 202 населенных пункта с населением около 32,5 тыс. человек в 18 муниципальных районах Костромской области. Наибольшее количество населенных пунктов подвержены подтоплению в бассейнах крупных рек (Кострома, Ветлуга, Немда, Унжа, Вига, Нея, Солоница).

15. Другим видом негативного воздействия вод является водная эрозия разрушение берегов водных объектов. Наибольшую опасность данное явление представляет в населенных пунктах, где разрушение берегов несет непосредственную угрозу жилым домам, объектам инфраструктуры и промышленности.

16. Самое большое на территории Костромской области - Галичское озеро (площадь 75,4 кв. км) - в настоящее время представляет собой большой мелководный слабопроточный водоем, в котором в течение длительного времени остатки отмирающих растений способствовали его обмелению и накоплению илов. Растительность распространяется по всему водоему. Происходит постепенная смена растительности озера болотной растительностью. Озеро утратило способность к самоочищению. В нем происходят ежегодные заморы рыбы, из-за чего качество воды в озере значительно ухудшается, что оказывает неблагоприятное воздействие на условия жизни населения. В целях восстановления и экологической реабилитации Галичского озера в 2009-2010 годах была проведена расчистка устьевых участков русел рек, впадающих в озеро (Едомша, Кешма, Средняя, Челсма, Шокша). В 2010 году разработан проект по расчистке Галичского озера.

17. Объекты животного мира, обитающие на территории Костромской области, составляют неотъемлемую часть ее природного богатства, обеспечивают ее биологическое разнообразие, часть их используется как объекты охоты (охотничьи ресурсы). К охотничьим ресурсам на территории Костромской области отнесены 21 вид млекопитающих и 32 вида птиц.

18. Техническая оснащенность охотхозяйственного комплекса находится на катастрофически низком уровне. Средств, направляемых на биотехнию, мелиорацию, рыбоводно-биологические обоснования, явно недостаточно. Низкая закрепленность охотничьих угодий влечет за собой и низкий уровень контроля за использованием животных ресурсов. В настоящее время на территории Костромской области деятельность по ведению охотничьего хозяйства осуществляют 45 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (охотпользователей), закрепленность угодий составляет чуть более 50% от общей площади охотничьих угодий Костромской области.

19. В этой связи заметно вырос уровень незаконной добычи охотничьих ресурсов и нарушений правил охоты, что наносит значительный ущерб охотничьим ресурсам. Объем нелегальной добычи всех видов охотничьих ресурсов по экспертным оценкам равен официальному изъятию.

20. В Костромской области действуют 26 рыбопромысловых участков, из них: для осуществления промышленного рыболовства - 24 участка, для организации любительского рыболовства - 1 участок.

21. В регионе отсутствует развитый рынок переработки и реализации готовой продукции из речной рыбы. Как следствие - квоты добычи (вылова) водных биоресурсов осваиваются не в полной мере (55-60 процентов от выделяемых рыбодобытчикам).

22. Флора Костромской области содержит в настоящее время 1 759 видов растений, из них 587 видов растений подтверждены гербарными образцами, что составляет 33 процента от их общего числа. В Костромской области насчитывается также 94 интродуцированных и 46 заносных видов. Особенно много заносных видов встречается вдоль железных и автомобильных дорог. Многие виды из интродуцированных и культурных растений одичали и встречаются в естественных растительных сообществах наряду с аборигенными видами. Непосредственно дикорастущая флора содержит 1 271 вид растений, входящих в 110 семейств.

23. Система особо охраняемых природных территорий занимает около 11 процентов от площади региона при оптимальном для поддержания экологического баланса уровне 10-15 процентов.

24. Особо охраняемые природные территории (далее ООПТ) предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия. Указанные территории имеют режим особой охраны, а на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

25. В период 2001-2008 годов на территории Костромской области был реализован проект "Развитие сети особо охраняемых природных территорий Костромской области". В работах приняли участие ученые и специалисты НИАНО "Международный институт леса", Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН, ученые и студенты географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, биологического факультета Нижегородского университета, ФГБОУ ВО "Костромской государственный университет". Координатором проекта выступил департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.

26. В ходе реализации проекта, на основании материалов лесоустройства, результатов экспедиций на территории Костромской области, анализа картографического материала (ландшафтных карт области, космических снимков Landsat) проведена полная инвентаризация охраняемых территорий области и разработана научно обоснованная схема развития и размещения ООПТ Костромской области, представляющая в настоящее время экологический каркас области.

27. Указанная схема развития и размещения ООПТ получила положительное заключение государственной экологической экспертизы и утверждена постановлением администрации Костромской области от 16 июня 2008 года N 172-а "Об утверждении схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения Костромской области" (далее Схема развития и размещения ООПТ).

28. По состоянию на 1 декабря 2012 года, природно-заповедный фонд Костромской области составляет около 300 тыс. га (6 процентов от общей площади Костромской области) представлен двумя территориями федерального значения и 79 территориями регионального значения (53 заказника, 18 памятников природы и 8 туристско-рекреационных местностей) и 1 территорией местного значения.

29. Одной из функций территориальной формы охраны природных комплексов является сохранение местообитаний редких видов, нуждающихся в охране. Перечень видов, занесенных в Красную книгу Костромской области, включает 280 видов живых организмов, в том числе: 86 позвоночных животных, 38 беспозвоночных животных, 141 высших растений, 13 мхов, 1 лишайников, 1 водорослей. В Красную книгу Костромской области включены 23 вида, поименованные в списках видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в том числе:

1) млекопитающие: обыкновенная выхухоль, европейская норка;

2) птицы: черный аист, гусь-пискулька, краснозобая казарка, сапсан, беркут, обыкновенный змееяд, белохвостый орлан, скопа, обыкновенный кулик-сорока, малая крачка, белая куропатка, филин, серый сорокопут, белая лазоревка;

3) рыбы: стерлядь, европейский хариус, обыкновенный подкаменщик;

4) насекомые: мнемозина;

5) растения, грибы, лишайники: надбородник безлистный, неоттианте клобучковая, офрис насекомоносная, лобария легочная.

Работы над созданием Красной книги Костромской области завершены в 2009 году.

30. Значительна роль ООПТ в формировании экологического мировоззрения населения, организации образовательного процесса в школах, бережного отношения подрастающего поколения к природе. При этом большое значение должно отводиться изданию типографской продукции, содержащей информацию о природно-заповедном фонде родного края.

31. Общая масса выбросов вредных (загрязняющих) веществ (далее - ЗВ) от стационарных источников по Центральному федеральному округу составила в 2011 году 1 957,8111 тыс. тонн, при этом доля Костромской области 3,15 процента.

По вкладу в суммарные выбросы ЗВ от стационарных источников Костромская область занимает 9 позицию из 18 субъектов Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

32. За последние 5 лет, по которым имеются данные (2007-2011 годы), вклад электротеплоэнергетики в выбросы ЗВ от стационарных источников составил в среднем 52 процента.

33. Второй (по вкладу в выбросы ЗВ от стационарных источников) группой экономической деятельности являются предприятия обрабатывающих производств, и среди них предприятия по переработке древесины. Средний за 2007-2011 годы вклад предприятий деревообработки составил 28,5 процента.

Предприятия группы экономической деятельности "транспорт и связь" дают вклад около 1,5 процента от общей массы выбросов ЗВ от стационарных источников.

34. В последние годы численность автомобильного транспорта интенсивно увеличивается. При этом проблемы надлежащего содержания дорог, их низкой пропускной способности (не соответствующей существующему количеству автотранспорта) остаются актуальными. В целом по России относительная доля автотранспорта в общих антропогенных выбросах составляет около 40,0 процентов. Для Костромской области за последние 5 лет (2007-2011 годы) этот показатель стабильно превышает 50,0 процентов.

35. По данным статистической отчетности, количество отходов производства и потребления в Костромской области за 2013 год составило 1 008,0 тыс. тонн.

36. Основная масса образующихся отходов в Костромской области, представлена отходами IV-V классов опасности для окружающей природной среды: твердыми бытовыми отходами (далее ТБО), бумажными, текстильными отходами, вторичными ресурсами (ломом черных, цветных металлов, отходами полимерных материалов, отходами стекла и др.).

37. На территории Костромской области зарегистрированы 173 объекта размещения отходов, из них только 6 полигонов включены в государственный реестр объектов размещения отходов.

38. В то же время согласно действующему законодательству Российской Федерации размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещено.

39. Многие виды отходов производства и потребления являются ценным сырьевым источником вторичных материальных и энергетических ресурсов, однако вовлечение их в хозяйственный оборот недостаточно в связи с неразвитостью на территории Костромской области системы сбора и переработки вторичного сырья, отсутствием сортировки твердых бытовых отходов перед их захоронением.

40. Основными проблемами в сфере недропользования являются:

1) применение устаревших технологий по добыче полезных ископаемых (отсутствие технологий по обогащению, промывки), информационного обеспечения по минерально-сырьевой базе Костромской области;

2) недостаточная изученность минерально-сырьевой базы Костромской области в отдельных районах Костромской области и некоторых видов полезных ископаемых (карбонатных пород в качестве облицовочных материалов, камней строительных, минеральных порошков).

41. Основными проблемами в сфере использования и охраны водных объектов являются:

1) эксплуатация гидротехнических сооружений Костромской области (далее - ГТС), находящихся в неудовлетворительном состоянии;

2) загрязнение поверхностных водных объектов и негативное воздействие вод;

3) нерациональность использования водных ресурсов;

4) разрушение берегов водных объектов.

42. Основными проблемами в сфере охотпользования и рыболовства являются:

1) снижение эффективности хозяйствования в охотничьей отрасли;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»