(с изменениями на 3 июня 2019 года)
(в ред. распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 03.06.2019 N 552-р)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия)
от 15 декабря 2023 года N 1161-р
____________________________________________________________________
1. Утвердить Концепцию организации межведомственного информационного взаимодействия на базе государственного автономного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия)" согласно приложению N 1 к настоящему распоряжению.
2. Утвердить План мероприятий по реализации Концепции организации межведомственного информационного взаимодействия на базе государственного автономного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия)" на 2017 - 2019 годы согласно приложению N 2 к настоящему распоряжению.
3. Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр инфокоммуникационных технологий" оказывать методическую поддержку органам местного самоуправления по вопросам функционирования региональной системы межведомственного электронного взаимодействия при реализации Концепции организации межведомственного информационного взаимодействия на базе государственного автономного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия).
(п. 3 в ред. распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 03.06.2019 N 552-р)
4. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Стручкова А.А.
(п. 4 в ред. распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 03.06.2019 N 552-р)
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.ЧЕКИН
Утвержден
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 23 июня 2017 г. N 780-р
КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА БАЗЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)"
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на цели, задачи, принципы и механизмы реализации по вопросу организации межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг на базе государственного автономного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия)" (далее - МФЦ) в целях оптимизации процесса предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Республики Саха (Якутия).
Концепция разработана с учетом положений статей 7.1 и 16 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", согласно которым многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг вправе осуществлять межведомственное информационное взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также пункта 5 Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 1376, которым установлено, что при реализации своих функций многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг направляют межведомственные запросы о предоставлении документов и информации, которые находятся в распоряжении органов либо подведомственных им организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Концепция также учитывает положения постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" в части развития систем межведомственного и межуровневого информационного взаимодействия.
Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг является приоритетной задачей в государственной политике Российской Федерации. В силу подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" одним из показателей совершенствования системы государственного управления является "уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году - не менее 90 процентов".
Качество предоставления государственных и муниципальных услуг зависит от совершенствования порядка взаимодействия между органами власти - участниками предоставления государственных и муниципальных услуг, проработанности принятых нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления услуг, доступности информации об условиях и порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, наличия возможности выбора получателями услуг способов получения услуг, в том числе в электронном виде.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" основополагающим принципом осуществления межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг является запрет на требование от заявителей представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Принятие такой нормы позволило получателям услуг существенно снизить временные и финансовые затраты на сбор избыточных документов, которые находятся в ведении органов власти - участников предоставления государственных и муниципальных услуг.
В целях реализации указанного положения в отношении государственных и муниципальных услуг был обеспечен процесс проектирования межведомственного информационного взаимодействия на основе технологических карт межведомственного взаимодействия, содержащих состав сведений межведомственных запросов и ответов на них, а также сроки и порядок такого взаимодействия.
Кроме того, была создана единая система межведомственного электронного взаимодействия, которая позволила ее участникам обмениваться юридически значимой информацией в электронной форме. Для обеспечения межведомственного электронного взаимодействия органами (организациями) разработаны электронные сервисы, которые обеспечивают получение сведений по межведомственным запросам в соответствии с разработанными технологическими картами.
Налаживание эффективного межведомственного информационного взаимодействия в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг является обязательным условием завершения административной реформы.
В настоящее время межведомственное информационное взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия) организовано в рамках региональной системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - РСМЭВ). Положение о РСМЭВ утверждено Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 2011 г. N 1124 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
Система взаимодействия представляет собой государственную информационную систему Республики Саха (Якутия), включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам, сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций, используемых при предоставлении в электронной форме государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
Основными функциями системы взаимодействия являются:
а) обеспечение передачи запросов, иных документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через Портал государственных и муниципальных услуг Республики Саха (Якутия) (далее - портал), в подключенные к системе взаимодействия информационные системы органов и организаций, обязанных предоставить испрашиваемые государственные (муниципальные) услуги;
б) обеспечение обмена электронными сообщениями между органами и организациями, информационные системы которых подключены к системе взаимодействия, при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций;
в) обеспечение передачи на портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах органов и организаций, а также информации о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг и результатах их предоставления.
По итогам 2016 года количество активных участников РСМЭВ регионального уровня составило 19 органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и 99 подведомственных учреждений, участников РСМЭВ муниципального уровня - 241 орган местного самоуправления.
За 2016 год согласно данным статистического учета по форме 1-ГУ органами государственной власти Республики Саха (Якутия) оказано 638 134 услуги, при этом, по итогам работы РСМЭВ в электронном виде было направлено всего 308 525 запросов органов государственной власти Республики Саха (Якутия), 129 074 запроса органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия).
Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 июля 2011 г. N 689-р утвержден перечень услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия), государственными учреждениями и организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги, подлежащих включению в Реестр государственных услуг Республики Саха (Якутия), по 70% из которых необходимо осуществление межведомственного информационного взаимодействия.
Таким образом, для исполнения 638 134 государственных услуг должно было быть направлено порядка 450 000 запросов в РСМЭВ, в случае, если по одной государственной услуге требуется направление не более одного запроса. Приведенные статистические данные могут свидетельствовать об:
осуществлении межведомственного взаимодействия в бумажном виде;
истребовании дополнительных документов и информации у самих заявителей, что запрещено положениями федерального законодательства;
неосуществлении межведомственного информационного взаимодействия в целом.
Все вышеперечисленные возможные факторы влияют на качество предоставления государственных и муниципальных услуг и оптимальную организацию работы самих участников предоставления государственных и муниципальных услуг.
В настоящее время актуальным становится решение вопроса по использованию РСМЭВ всеми участниками информационного взаимодействия.
Основными проблемами реализации межведомственного информационного взаимодействия в республике являются:
слабое развитие инфраструктур связи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия). Приказом Министерства связи и информационных технологий Республики Саха (Якутия) от 2 июля 2014 г. N П-01-103 утверждена "дорожная карта" реализации мероприятий Плана Пятилетки устойчивого развития села в Республике Саха (Якутия) по отрасли связи, в соответствии с которой количество сельских поселений, в которых имеется возможность широкополосного доступа к сети Интернет в 2018 году составит 338;
недостаточный уровень внутриведомственной автоматизации процессов предоставления государственных и муниципальных услуг, связанный с отсутствием электронных сервисов информационных систем, подключенных к системе взаимодействия;
дефицит кадрового обеспечения в органах местного самоуправления, отсутствие методологической поддержки по работе с электронными сервисами межведомственного информационного взаимодействия. Действующим законодательством республики не определен ответственный исполнитель по оказанию информационной и методологической помощи по работе в РСМЭВ. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 2011 г. N 1124 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" установлен только оператор РСМЭВ и координатор работ по подключению информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг, к инфраструктуре взаимодействия, в лице Министерства связи и информационных технологий Республики Саха (Якутия).
Настоящей Концепцией предлагается решение указанных проблем посредством передачи МФЦ полномочий по организации межведомственного информационного взаимодействия в Республике Саха (Якутия).
Организация межведомственного информационного взаимодействия на базе МФЦ позволит создать действенный механизм реализации осуществления межведомственного информационного взаимодействия ввиду наличия следующих определяющих факторов:
наличие развитой сети территориально обособленных структурных подразделений МФЦ, обеспечивающей 100% охват населения Республики Саха (Якутия), с унифицированным механизмом работы;
наработанный опыт МФЦ в вопросах оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг, разработки нормативно-правовых актов, регулирующих порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе административных регламентов;
стабильно высокий уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ на протяжении всей деятельности МФЦ;
наличие отлаженной системы контроля сроков предоставления государственных и муниципальных услуг, правовой экспертизы документов, поступающих в качестве результата предоставления государственных и муниципальных услуг, досудебного обжалования необоснованных решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления;