Эффективная деятельность исполнительных органов государственной власти является значимым фактором достижения высокого уровня благосостояния населения и динамичного развития экономики региона.
Согласно поручениям Президента России городу Севастополю (как и Республике Крым) был передан ряд полномочий федеральных органов исполнительной власти, в том числе контрольно-надзорных, которые планируется использовать как пилотный опыт для возможного тиражирования в других регионах.
Высшее должностное лицо города Севастополя - Губернатор города Севастополя, который избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории города Севастополя и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет, осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом города Севастополя и действующими законами города Севастополя.
Законодательное Собрание города Севастополя избирается населением в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Уставом города Севастополя и Законом города Севастополя от 10 июля 2014 года N 35-ЗС "О Законодательном Собрании города Севастополя".
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения по решению вопросов местного значения должны быть определены законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
Исчерпывающий перечень вопросов местного значения и полномочия по их решению закреплен в статьях 9, 10 Закона города Севастополя от 30 декабря 2014 года N 102-ЗС "О местном самоуправлении в городе Севастополе" (вступившего в силу 10 января 2015 года).
Одной из основных проблем является то, что перечень полномочий органов местного самоуправления предельно ограничивает возможности органов местного самоуправления по осуществлению их основной функции - оказанию услуг населению и оперативному решению актуальных проблем. Для этого внутригородские муниципальные образования города Севастополя наделены отдельными государственными полномочиями в сфере благоустройства территорий. Это позволит повысить ответственность внутригородских муниципальных образований города Севастополя за их исполнение, позволит определить объемы необходимых финансовых ресурсов, разграничит различные виды ответственности.
Второй проблемой является то, что при формировании бюджетной системы местного самоуправления, источников ее наполнения и исполнения не предоставляются возможности в полной мере реализовывать свои функции. Понятно, что если внутригородские муниципальные образования города Севастополя не имеют собственных источников наполнения местного бюджета, то о реальном местном самоуправлении не может быть и речи. В связи с этим необходимо создать условия оптимизации налоговых поступлений внутригородских муниципальных образований города Севастополя.
В целом миссия органов местного самоуправления заключается в исполнении ими роли первичного звена органов публичной власти, связующего элемента между населением и органами исполнительной власти. Следовательно, их основные задачи должны быть связаны с возможностью непосредственного контакта с жителями и оперативным решением их актуальных проблем.