(с изменениями на 29 июля 2024 года)
(в ред. Законов города Севастополя от 06.02.2017 N 319-ЗС, от 05.12.2017 N 387-ЗС, от 26.03.2018 N 407-ЗС, от 26.03.2018 N 408-ЗС, от 17.02.2021 N 626-ЗС, от 17.02.2021 N 627-ЗС, от 15.03.2021 N 635-ЗС, от 16.03.2023 N 754-ЗС, от 29.07.2024 N 819-ЗС)
Принят
Законодательным Собранием
города Севастополя
30 декабря 2014 года
Настоящий Закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), иными федеральными законами и Уставом города Севастополя устанавливает принципы и порядок организации местного самоуправления в городе Севастополе, его правовые, территориальные, организационные и экономические основы.
1. Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации признается, гарантируется и осуществляется на территории города Севастополя в пределах внутригородских муниципальных образований.
2. Местное самоуправление в городе Севастополе (далее - местное самоуправление) - форма осуществления жителями города Севастополя своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами города Севастополя, самостоятельное и под свою ответственность решение населением города Севастополя непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения города Севастополя с учетом исторических и иных местных традиций.
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон N 131-ФЗ, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), Устав города Севастополя, законы города Севастополя и иные нормативные правовые акты города Севастополя, уставы внутригородских муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан и местных референдумах, и иные муниципальные нормативные правовые акты.
1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
внутригородское муниципальное образование города Севастополя - часть территории города Севастополя, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные органы и иные органы местного самоуправления (далее - внутригородское муниципальное образование);
выравнивание бюджетной обеспеченности - это процесс, осуществляемый органами власти вышестоящего уровня с целью сглаживания различий в уровнях социально-экономического развития территорий, обеспечения сбалансированности бюджетов всех уровней и равной возможности реализации на всей территории Российской Федерации социальных гарантий;
особенности внутригородского муниципального образования - основанные на объективных характеристиках территориальные, географические, культурные, экономические и иные особенности внутригородского муниципального образования, установленные в целях определения перечней вопросов местного значения для каждого внутригородского муниципального образования исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства на основании социально-экономической, технологической и иной взаимозависимости территорий внутригородских муниципальных образований, единства рынка товаров и услуг коммунального назначения, требующих согласованного принятия решений органами государственной власти города Севастополя и органами местного самоуправления по вопросам, затрагивающим интересы жителей одного или нескольких муниципальных образований;
совет внутригородского муниципального образования - представительный орган внутригородского муниципального образования, избираемый непосредственно населением, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
глава внутригородского муниципального образования - высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом внутригородского муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
местная администрация внутригородского муниципального образования - исполнительно-распорядительный орган внутригородского муниципального образования, обладающий правами юридического лица, наделенный уставом внутригородского муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральным законодательством и законодательством города Севастополя;
(в ред. Закона города Севастополя от 26.03.2018 N 408-ЗС)
избирательная комиссия внутригородского муниципального образования - муниципальный орган, не входящий в структуру органов местного самоуправления, организующий подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата совета внутригородского муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ внутригородского муниципального образования, преобразования внутригородского муниципального образования;
абзац утратил силу. - Закон города Севастополя от 26.03.2018 N 408-ЗС.
2. Иные термины и понятия используются в настоящем Законе в значениях, установленных Федеральным законом N 131-ФЗ.
3. В законах города Севастополя и нормативных правовых актах органов государственной власти города Севастополя слова "местный" и "муниципальный" и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением города Севастополя местного самоуправления.
1. Граждане Российской Федерации, проживающие в городе Севастополе (далее - граждане), осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории внутригородского муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральным законодательством.
2. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления и доступ к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
3. Граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
4. Граждане имеют право на участие в местном референдуме.
Местное самоуправление осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) законность;
2) соблюдение прав, свобод человека и гражданина;
3) самостоятельность органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения в соответствии с законодательством города Севастополя;
4) учет исторических традиций, экономико-географических и демографических особенностей территории города Севастополя;
5) соразмерность полномочий органов местного самоуправления материальным и финансовым ресурсам внутригородского муниципального образования;
6) координация деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти города Севастополя;
7) контроль со стороны органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти города Севастополя за реализацией отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены в соответствии с законодательством города Севастополя;
8) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением внутригородского муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством;
9) гласность и учет общественного мнения;
10) взаимодействие с органами территориального общественного самоуправления, жилищного самоуправления, с общественными организациями.
1. К полномочиям Законодательного Собрания города Севастополя в сфере организации местного самоуправления относятся:
1) обеспечение гарантий прав населения на осуществление местного самоуправления;
2) правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в случаях и в порядке, установленных Федеральным законом N 131-ФЗ;
3) обеспечение соответствия законов города Севастополя о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
4) осуществление правового регулирования законодательством города Севастополя установления и порядка изменения границ внутригородских муниципальных образований, преобразования внутригородских муниципальных образований;
5) законодательное определение перечня вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований;
6) законодательное регулирование отдельных вопросов муниципальной службы;
7) законодательное установление гарантий осуществления полномочий депутата совета внутригородского муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления;
8) правовое регулирование вопросов, связанных с установлением источников доходов местных бюджетов;
9) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, законодательством города Севастополя и настоящим Законом.
2. К полномочиям Правительства Севастополя в сфере организации местного самоуправления относятся:
1) обеспечение гарантий прав населения на осуществление местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Севастополя;
2) обеспечение выполнения предусмотренных федеральным законодательством полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, не отнесенных к вопросам местного значения нормами настоящего Закона;