ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2017 года N 123
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ НА 2014-2020 ГОДЫ"
Правительство Республики Дагестан постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Дагестан от 13 декабря 2013 года N 673 (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2014, N 8, ст. 443; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2016, 24 мая, N 05002001471; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2016, 25 октября, N 0500201610250005); 2017, 2 марта, N 0500201703020007).
Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.ГАМИДОВ
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 31 мая 2017 года N 123
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ НА 2014-2020 ГОДЫ"
Изложить государственную программу Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы" в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 13 декабря 2013 года N 673
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ НА 2014-2020 ГОДЫ"
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ НА 2014-2020 ГОДЫ"
Ответственный исполнитель Программы | - | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан | |
Соисполнители Программы | - | федеральное государственное бюджетное учреждение "Минмелиоводхоз РД" | |
Участники Программы | - | Агентство по дорожному хозяйству Республики Дагестан; | |
Цели Программы | - | обеспечение динамичного и эффективного развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, повышение занятости и уровня жизни сельского населения; | |
Задачи Программы | - | стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и производства пищевых продуктов; | |
Этапы и сроки реализации Программы | - | реализация Программы будет осуществляться в 2014-2020 годах; | |
Перечень подпрограмм | - | "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства"; | |
Целевые индикаторы и показатели Программы | - | индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, процентов; | |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 7723969,2 тыс. рублей (в текущих ценах), из них на реализацию подпрограмм: | |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности | - | ежегодное увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в среднем на 4,8 процента; |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Программа разработана в соответствии со статьей 10 Закона Республики Дагестан от 24 декабря 2007 года N 73 "О развитии сельского хозяйства в Республике Дагестан" и Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717.
Аграрный сектор экономики является системообразующим, в значительной степени определяющим состояние всего народного хозяйства и социально-экономический уровень подавляющей части населения республики. В его состав входят более 1000 сельскохозяйственных формирований различных организационно-правовых форм собственности, свыше 17 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и около 485 тыс. личных подсобных хозяйств населения. Доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте составляет около 20 процентов. В нем занято до 30 процентов численности экономически активного населения и сконцентрировано более 12 процентов основных производственных фондов.
Программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности. Программа базируется на положениях Закона Республики Дагестан "О развитии сельского хозяйства в Республике Дагестан" и Закона Республики Дагестан "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года".
В 2016 году в республике объем производства продукции сельского хозяйства составил 112,5 млрд. рублей, что на 27,3 процента больше уровня 2012 года, в том числе продукции растениеводства - на 37,9 процента, животноводства - на 19,6 процента.
Среднегодовые темпы роста производства сельскохозяйственной продукции за последние 5 лет составляют 5,7 процента.
Общая площадь посевов сельскохозяйственных культур во всех категориях хозяйств по республике в 2016 году составляет 354,0 тыс. га, что на 12,3 тыс. га больше, чем в 2015 году.
За 2013-2016 годы вовлечено в оборот 64,8 тыс. га неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. Этому способствовало и оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, что позволяет сельхозтоваропроизводителям проводить агротехнические мероприятия в оптимальные сроки, а также повысить эффективность использования земель за счет внесения удобрений.
В структуре растениеводства важное значение имеет зерновое хозяйство, под зерновыми культурами занято более 38 процентов пашни, используемой в сельскохозяйственном обороте. Главные зерновые культуры - озимая пшеница, кукуруза и рис. Из технических культур на небольших площадях возделывается подсолнечник. На промышленной основе организовано виноградарство и садоводство.
Валовой сбор зерновых культур в республике за период с 2012 года по 2016 год увеличился более чем в 2 раза, овощей - на 34,3 процента, винограда и плодов - на 55,5 процента.
Республика располагает большими возможностями по производству винограда и плодов, что является сырьем для производства винно-коньячной продукции и консервов.
Общая площадь виноградников в республике составляет 23,3 тыс. га, в том числе плодоносящего возраста - 17,6 тыс. гектаров. За период с 2012 по 2016 год в республике посажено 7789,0 га новых виноградников.
Общая площадь садов в республике составляет 26,4 тыс. га, в том числе в плодоносящем возрасте - 20,8 тыс. гектаров. Из общей площади садов площадь садов интенсивного типа составляет более 1,0 тыс. гектаров. За период с 2012 по 2016 год посажено новых садов на площади 7894 га, из них интенсивных - 958 гектаров.
В последние годы в республике наблюдается активное строительство теплиц. Общая площадь теплиц составляет 180,7 га при 6,0 га на конец 2012 года.
В Республике Дагестан традиционно развита отрасль животноводства. Поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств в 2016 году увеличилось на 6,0 процента к 2012 году, в том числе коров - на 7,5 процента. Молочная продуктивность коров из года в год растет, но остается низкой по сравнению со среднероссийским показателем.
В 2016 году поголовье овец и коз увеличилось к уровню 2012 года на 4,4 процента.
Объем производства мяса скота и птицы в 2016 году составил 234,3 тыс. тонн, что составляет 125,6 процента к уровню 2012 года, молока - 845,3 тыс. тонн, или 115,4 процента к уровню 2012 года, яиц - 241,0 млн. штук, или 137,2 процента к уровню 2012 года.
В республике функционирует 62 племенных предприятия, в том числе 5 племенных заводов, 41 племрепродуктор и 16 генофондовых хозяйств. Из них в 20 предприятиях содержится крупный рогатый скот, в том числе в 2 хозяйствах - мясного направления, в 36 - мелкий рогатый скот, в 2 - птица, в 2 - лошади и в 1 - пятнистые олени.
В республике имеется 394,0 тыс. га орошаемых земель, в том числе 279,9 тыс. га пашни, 43,3 тыс. га многолетних насаждений и 70,8 тыс. га кормовых угодий. Эти земли, занимая всего лишь 12,0 процента сельскохозяйственных угодий, обеспечивают производство более 70,0 процента продукции растениеводства.
Принятые за последние годы на уровне республики дополнительные меры по государственной поддержке процессов технической модернизации позволили стабилизировать количественные показатели машинно-тракторного парка и значительно улучшить его качественный состав.
За 2012-2016 годы сельхозтоваропроизводителями республики приобретено 1434 ед. различной сельскохозяйственной техники, в том числе 334 трактора, 68 зерноуборочных комбайнов, на общую сумму более 1,77 млрд. рублей, что в несколько раз превысило объем закупок предыдущих 10 лет.
Пищевая и перерабатывающая промышленность является одним из важнейших звеньев агропромышленного комплекса Республики Дагестан, в которой функционирует более 60 крупных и средних перерабатывающих предприятий. Ежегодно здесь перерабатывается свыше 8,0 тыс. тонн мяса, 97,0 тыс. тонн молока. Объем переработки мяса в республике по сравнению с 2012 годом увеличился на 40,7 процента, молока - более чем в 2 раза, несмотря на это низким остается процент переработки выращиваемого мяса (7,1 процента от произведенного мяса) и производимого молока (11,5 процента).
Неудовлетворительными темпами развивается плодоовощная и консервная промышленность, перерабатывается лишь 5,0 процента от объема производства плодов, менее 1,0, процента овощей. Мощности перерабатывающих предприятий используется на 20,0-25,0 процента.
Развитие виноградарства обеспечивает стабильный рост производства алкогольной продукции. В 2016 году объем производства коньяка составил 1222,3 тыс. дал, вина, включая шампанское, - 2445,6 тыс. дал. Производство алкогольной продукции ежегодно дает существенные поступления в бюджет.
Значительное внимание по-прежнему уделяется развитию малых форм хозяйствования на селе, что позволяет увеличить объем сельскохозяйственного производства и повысить уровень жизни населения. По многим видам продукции этот сектор занимает значительную долю в производстве. В личных подсобных хозяйствах производится: мяса - 63,4 процента, молока - 65,6 процента, овощей - 97,7 процента, картофеля - 99,1 процента.
За период реализации ведомственных целевых программ "Поддержка начинающих фермеров" и "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств" создано более 600 новых рабочих мест в сельской местности.
Вместе с тем остро стоят проблемы сохранения молодежи в сельской местности и реализации продукции, произведенной как фермерами, так и личными подсобными хозяйствами.
Приоритетом развития малых форм хозяйствования должна быть кооперация различных форм. Эта работа должна быть организована на самом низовом уровне - на уровне сельских поселений. Главы сельских поселений с привлечением наиболее авторитетных и экономически активных жителей районов и городов должны организовать практическую работу по объединению мелких и разрозненных сельхозтоваропроизводителей в коллективные хозяйства и кооперативы различных форм, а также для привлечения инвесторов в различные проекты в области сельского хозяйства.
В результате изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения медицинских, культурных, торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.
Уровень централизованного водоснабжения сел республики составляет 52,0 процента, а уровень газификации - 56 процентов.
Одним из приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса Республики Дагестан является удовлетворение потребностей жителей республики в продуктах питания за счет насыщения регионального рынка высококачественной продукцией, производимой предприятиями и организациями, расположенными на территории Республики Дагестан.
Это приобретает особую актуальность в условиях введенных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Однако в настоящее время сельское хозяйство республики не обеспечивает в полной мере потребности своего населения в продовольствии.
Индекс самообеспеченности отдельных видов продукции показывает, что максимальный уровень сохраняется у овощей (360,7 процента) и картофеля (134,6 процента), а самый низкий уровень приходится на рыбу, рыбопродукты (14,8 процента) и яйцо куриное (30,7 процента). Дагестан в период сезона уборки может поставлять в регионы России более 500,0 тыс. тонн овощей, около 15,0 тыс. тонн плодов, более 30,0 тыс. тонн винограда столовых сортов.
В республике практически отсутствуют хранилища для овощей и фруктов, слабо развита система их предпродажной подготовки, упаковки и фасовки, что лишает возможности закладывать на хранение востребованную на рынках страны экологически чистую, качественную продукцию с последующим доведением до потребителей в надлежащем состоянии.
В настоящее время общий объем хранилищ для овощей и фруктов составляет более 20,0 тыс. тонн.
Большую роль в достижении производственных показателей играет государственная поддержка, оказываемая сельхозтоваропроизводителям республики, благодаря которой рентабельность сельского хозяйства в 2016 году по отношению к 2012 году увеличилась на 18,6 процентных пункта и составила 12,2 процента.
За 2012-2016 годы объем государственной поддержки, направленной на развитие аграрной отрасли республики, составил 14747,7 млн. рублей.
Несколько улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, получила развитие деятельность агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий. Вместе с тем проблемы в обеспечении поступательного экономического развития агропромышленного комплекса сохраняются.
В их числе следует выделить:
неиспользование пашни, связанное с низким плодородием почвы, неудовлетворительным состоянием как межхозяйственной, так и внутрихозяйственной оросительной сети;
технико-технологическое отставание отрасли из-за недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию;
ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда, недостаточное ресурсное обеспечение на всех уровнях финансирования;
рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в сельском хозяйстве;
обеспечение отрасли собственными семенами;
обеспечение в полном объеме высококачественными кормами для животных;
неудовлетворительное кадровое обеспечение механизаторами в отрасли животноводства;
невысокий удельный вес племенного скота в общем поголовье.
II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
Программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, сфер деятельности агропромышленного комплекса. Одновременно выделяются два уровня приоритетов.
К первому уровню приоритетов относятся: