МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 12 апреля 2017 года N 29-мпр
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ВЕДОМСТВЕННУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании Приказа министерства образования Иркутской области от 30.10.2018 N 118-мпр.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 16 июля 2013 года N 261-пп "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ Иркутской области", руководствуясь Положением о министерстве образования Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 391/170-пп, статьей 21 Устава Иркутской области, приказываю:
1. Внести в ведомственную целевую программу Иркутской области "Развитие организаций для детей, нуждающихся в государственной поддержке" на 2014 - 2020 годы, утвержденную приказом министерства образования Иркутской области от 23 октября 2013 года N 93-мпр (далее - программа), следующие изменения:
1) в паспорте программы:
строку "Целевые показатели программы" изложить в следующей редакции:
"
Целевые показатели программы | 1. Средний балл ГВЭ в расчете на 1 предмет в государственных специальных (коррекционных) образовательных организациях Иркутской области. 2. Средняя наполняемость классов в государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях Иркутской области. 3. Средний балл качества знаний обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам. 4. Доля детей с ОВЗ и инвалидностью, охваченных образовательным процессом в государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях Иркутской области. |
";
строку "Ожидаемые конечные результаты реализации программы" изложить в следующей редакции:
"
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | 1. Средний балл ГВЭ в расчете на 1 предмет в государственных специальных (коррекционных) образовательных организациях Иркутской области - 3, 4 балла 2. Средняя наполняемость классов в государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях Иркутской области - 12 чел. 3. Средний балл качества знаний обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам - 3, 7 баллов. 4. Доля детей с ОВЗ и инвалидностью, охваченных образовательным процессом в государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях Иркутской области - 27%. |
";
2) в тексте программы:
раздел 1 "Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения на ведомственном уровне" изложить в следующей редакции:
"Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ НА ВЕДОМСТВЕННОМ УРОВНЕ
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Так, с 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который внес существенные изменения в организацию системы образования. С 1 сентября 2015 года вступило в законную силу постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей", а также постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 февраля 2015 года N 8, которым введены в действие СанПин 2.4.3259-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Это один из важнейших шагов по совершенствованию нормативно-правового регулирования, поскольку постановление направлено на решение наболевших проблем в работе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации для детей-сирот). В частности, оно ориентирует на организацию проживания детей по принципам семейного воспитания в воспитательных группах. Необходимо отметить, что указанные документы требуют совершенно иного формата работы организаций для детей-сирот.
С 1 сентября 2016 года введены в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью, которые представляют собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Вместе с тем, несмотря на положительные изменения проблемы социального сиротства остаются актуальными как для Российской Федерации, так и Иркутской области, поскольку число детей-сирот, состоящих в региональном банке данных на 31 декабря 2016 года составило 2684 ребенка.
Вопросы специального образования сегодня также являются одними из самых актуальных в сфере образования. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) и детей-инвалидов, неуклонно растет.
По информации федерального регистра пенсионного фонда Иркутской области на начало 2017 года в Иркутской области числилось 232,1 тыс. инвалидов, в том числе 12,4 тыс. детей-инвалидов от 0 до 18 лет.
Дети-сироты, дети-инвалиды и дети с ОВЗ относятся к числу наиболее уязвимых категорий детей и нуждаются в особой заботе государства, в социальной адаптации, социализации и интеграции в общество. Опыт работы организаций для детей-сирот показывает, что вхождение выпускников в самостоятельную жизнь и решение, стоящих перед ними жизненных задач, затруднено и не всегда проходит успешно. Следует помнить, что во многом "успешный выпускник" является результатом многолетней кропотливой работы образовательных организаций для детей-сирот. Современные педагоги - исследователи пришли к твердому убеждению, что воспитание и образование успешно, если оно системно.
Организация для детей-сирот - это особая образовательная организация, которая становится для детей основной моделью социального мира и от того, как будет построен процесс обучения и воспитания, зависит приобретение ими социального опыта, формирование основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности.
Таким образом, сегодня перед государством и обществом стоит задача - выступить гарантом социальной защищенности таких детей, взять на себя обязанность обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы, развития всех задатков и способностей, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде.
В целях обеспечения вышеизложенных требований необходимо в таких организациях создавать условия, приближенные к семейным, готовить выпускников к самостоятельной жизни в обществе посредством социальной адаптации и постинтернатного сопровождения, в том числе оказывая им качественное образование и воспитание.
В образовательных организациях для детей-сирот в 80% воспитанники относятся к категории детей с ОВЗ, в связи с чем образовательный процесс осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам. Для качественного и доступного образования указанных лиц необходимо и создание специальных условий, включающих в себя использование специальных образовательных программ, и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Создание таких условий послужит лучшему усвоению знаний, обучению вопросам профориентации и дальнейшему получению образования в профессиональных организациях. В качественном и доступном образовании и новых современных подходах в работе нуждаются и дети-сироты, проживающие в организациях для детей-сирот, и занимающиеся по основным общеобразовательным программам, поскольку при получении документа об образовании необходимо иметь высокий балл по основному государственному экзамену и государственному выпускному экзамену.
Необходимо отметить и тот факт, что группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая расстройство аутистического спектра, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Вследствие неоднородности состава группы, диапазон различий в требуемом уровне и содержании образования тоже должен быть максимально широким, соответствующим возможностям и потребностям всех детей с ОВЗ, включая как полное среднее образование, сопоставимое по уровню и срокам овладения с образованием нормально развивающихся сверстников, так и возможность обучения на протяжении всего школьного возраста основным навыкам жизни вместе с близкими людьми.
Инструментом решения вопроса в достижении цели программы: организации эффективной системы специального (коррекционного) образования является реализация требований вышеуказанных нормативно-правовых документов, касающихся сферы образования, в том числе государственного федерального специального стандарта общего образования для детей с ОВЗ и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью";
раздел 3 "Целевые показатели и ожидаемые конечные результаты реализации целевой программы, оценка рисков реализации ведомственной целевой программы" дополнить пунктами 3 - 4 следующего содержания:
"3. Средний балл качества знаний обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам - 3,7.
4. Доля детей с ОВЗ и инвалидностью, охваченных образовательным процессом в государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях Иркутской области - 27%.";
раздел 5 "Методика оценки эффективности ведомственной целевой программы" дополнить пунктами 3 - 4 следующего содержания:
"3. Средний балл качества знаний обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, балл:
Ср.Б - средний балл;
СумБ - сумма средних баллов качества знаний обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам в государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях Иркутской области;
Ко - количество государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций Иркутской области.
4. Доля детей с ОВЗ и инвалидностью, охваченных образовательным процессом в государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях Иркутской области, %:
Дд - доля детей с ОВЗ и инвалидностью, охваченных образовательным процессом в государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях Иркутской области;
Кд - количество детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся в государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях Иркутской области;
Ко - количество детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся в общеобразовательных организациях Иркутской области";
раздел 7 "Описание системы управления реализацией ведомственной целевой программы" изложить в следующей редакции:
"Раздел 7. ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных мероприятиями Программы, осуществляется на основании государственных контрактов (договоров), заключенных в порядке, предусмотренном действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предоставление бюджетных средств в рамках настоящей Программы осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
Контроль по реализации Программы осуществляется министерством образования Иркутской области и иными исполнительными органами государственной власти Иркутской области в установленном порядке.
Взаимодействие министерства образования Иркутской области с государственными образовательными организациями Иркутской области осуществляется посредством ежеквартальных запросов в государственные образовательные организации в установленном порядке.
Министерство образования Иркутской области:
- осуществляет управление Программой и проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
- доводит до сведения всех заинтересованных лиц информацию о реализации мероприятий Программы посредством размещения на официальном сайте министерства образования Иркутской области www.38edu.ru;
- осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета, выделенных на реализацию мероприятий настоящей Программы".
3) Приложение 1 к программе изложить в новой редакции (прилагается).
2. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте министерства образования Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Министр
В.В.ПЕРЕГУДОВА
Приложение
к приказу министерства образования
Иркутской области
от 12 апреля 2017 года N 29-мпр
"Приложение 1
к ведомственной целевой программе Иркутской
области "Развитие организаций для детей,
нуждающихся в государственной поддержке"
на 2014 - 2020 годы
ПЛАНИРУЕМЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
N п/п | Наименование цели, целевого показателя | Ед. изм. | Значение целевого показателя | Порядок (формула) расчета целевого показателя | Источники данных для расчета целевого показателя | Периодичность расчета целевого показателя | ||||||||
2012 | 2013 | Плановый период | ||||||||||||
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Цель: организация эффективной системы специального (коррекционного) образования | ||||||||||||||
1. | Средний балл ГВЭ в расчете на 1 предмет в государственных специальных (коррекционных) образовательных организациях Иркутской области | Балл. | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | - | - | - | - | Ср.Б = СумБ / Ко, где Ср.Б - средний балл, СумБ - сумма всех баллов полученных обучающимися на ГВЭ по одному предмету, Ко - количество обучающихся, сдававших ГВЭ по данному предмету | Статистические данные по результатам работы образовательных организаций | ежегодно |
2. | Средняя наполняемость классов в государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях Иркутской области. | Чел. | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | - | - | - | - | СрНК = Ко / Кк, где СрНК - средняя наполняемость классов, Ко - количество обучающихся, Кк - количество классов комплектов в государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях Иркутской области | Статистические данные по результатам работы образовательных организаций | ежегодно |
3. | Средний балл качества знаний обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам | Балл | - | - | - | - | - | 3,5 | 3,5 | 3,6 | 3,7 | Статистические данные по результатам работы образовательных организаций | ежегодно | |
4. | Доля детей с ОВЗ и инвалидностью, охваченных образовательным процессом в государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях Иркутской области | % | - | - | - | - | - | 27 | 28 | 29 | 30 | Статистические данные по результатам работы образовательных организаций | ежегодно |
".