ПРИКАЗ
от 23 октября 2013 года N 93-мпр
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании Приказа министерства образования Иркутской области от 30.10.2018 N 118-мпр.
____________________________________________________________________
(в редакции Приказов министерства образования Иркутской области от 25.02.2014 N 12-мпр, от 24.03.2014 N 31-мпр, от 30.06.2014 N 72-мпр, от 07.08.2014 N 91-мпр, от 15.10.2014 N 108-мпр, от 04.12.2014 N 132-мпр, от 22.10.2014 N 113-мпр, от 13.02.2015 N 9-мпр, от 22.05.2015 N 39-мпр, от 24.07.2015 N 62-мпр, от 16.10.2015 N 84-мпр, от 10.11.2015 N 98-мпр, от 26.11.2015 N 107-мпр, от 07.12.2015 N 113-мпр, от 11.12.2015 N 122-мпр, от 15.02.2016 N 09-мпр, от 04.04.2016 N 32-мпр, от 24.05.2016 N 53-мпр, от 27.06.2016 N 64-мпр, от 20.07.2016 N 81-мпр, от 08.08.2016 N 87-мпр, от 15.08.2016 N 91-мпр, от 06.09.2016 N 100-мпр, от 12.09.2016 N 103-мпр, от 27.09.2016 N 109-мпр, от 11.11.2016 N 125-мпр, от 07.12.2016 N 133-мпр, от 09.12.2016 N 138-мпр, от 28.02.2017 N 12-мпр, от 12.04.2017 N 29-мпр, от 30.05.2017 N 41-мпр, от 28.08.2017 N 66-мпр)
В целях организации эффективной системы специального (коррекционного) образования, в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 16 июля 2013 года N 261-пп "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ Иркутской области", руководствуясь подпунктом 1 пункта 7 Положения о министерстве образования Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 391/170-пп, статьей 21 Устава Иркутской области, приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу Иркутской области "Развитие организаций для детей, нуждающихся в государственной поддержке" на 2014 - 2020 годы (прилагается).
(в ред. Приказов министерства образования Иркутской области от 25.02.2014 N 12-мпр, от 11.11.2016 N 125-мпр)
2. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте министерства образования Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.38edu.ru).
3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Иркутской области Е.А.Осипову.
Министр
В.С.БАСЮК
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ
(в редакции Приказов министерства образования Иркутской области от 25.02.2014 N 12-мпр, от 24.03.2014 N 31-мпр, от 30.06.2014 N 72-мпр, от 07.08.2014 N 91-мпр, от 15.10.2014 N 108-мпр, от 04.12.2014 N 132-мпр, от 22.10.2014 N 113-мпр, от 13.02.2015 N 9-мпр, от 22.05.2015 N 39-мпр, от 24.07.2015 N 62-мпр, от 16.10.2015 N 84-мпр, от 10.11.2015 N 98-мпр, от 26.11.2015 N 107-мпр, от 07.12.2015 N 113-мпр, от 11.12.2015 N 122-мпр, от 15.02.2016 N 09-мпр, от 04.04.2016 N 32-мпр, от 24.05.2016 N 53-мпр, от 27.06.2016 N 64-мпр, от 20.07.2016 N 81-мпр, от 08.08.2016 N 87-мпр, от 15.08.2016 N 91-мпр, от 06.09.2016 N 100-мпр, от 12.09.2016 N 103-мпр, от 27.09.2016 N 109-мпр, от 11.11.2016 N 125-мпр, от 07.12.2016 N 133-мпр, от 09.12.2016 N 138-мпр, от 28.02.2017 N 12-мпр, от 12.04.2017 N 29-мпр, от 30.05.2017 N 41-мпр, от 28.08.2017 N 66-мпр)
Наименование программы | Развитие организаций для детей, нуждающихся в государственной поддержке на 2014 - 2020 годы |
(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 11.11.2016 N 125-мпр) | |
Дата, номер, наименование правового акта, утвердившего программу | Приказ министерства образования Иркутской области от 23 октября 2013 года N 93-мпр |
(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 30.06.2014 N 72-мпр) | |
Цель программы | Организация эффективной системы специального (коррекционного) образования |
Задачи программы | нет |
Целевые показатели программы | 1. Средний балл ГВЭ в расчете на 1 предмет в государственных специальных (коррекционных) образовательных организациях Иркутской области. 2. Средняя наполняемость классов в государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях Иркутской области. 3. Средний балл качества знаний обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам. 4. Доля детей с ОВЗ и инвалидностью, охваченных образовательным процессом в государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях Иркутской области. |
(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 12.04.2017 N 29-мпр) | |
Сроки реализации программы | 2014 - 2020 годы |
(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 11.11.2016 N 125-мпр) | |
Ресурсное обеспечение программы | Общий объем финансирования ведомственной целевой программы за счет средств областного бюджета составляет 11060014,9 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 2253320,0 тыс. рублей 2015 год - 1427278,1 тыс. рублей 2016 год - 1450228,7 тыс. рублей 2017 год - 1548879,2 тыс. рублей 2018 год - 1457044,5 тыс. рублей 2019 год - 1466911,7 тыс. рублей 2020 год - 1456352,7 тыс. рублей |
(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 30.05.2017 N 41-мпр) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | 1. Средний балл ГВЭ в расчете на 1 предмет в государственных специальных (коррекционных) образовательных организациях Иркутской области - 3, 4 балла 2. Средняя наполняемость классов в государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях Иркутской области - 12 чел. 3. Средний балл качества знаний обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам - 3, 7 баллов. 4. Доля детей с ОВЗ и инвалидностью, охваченных образовательным процессом в государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях Иркутской области - 27%. |
(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 12.04.2017 N 29-мпр) |
(в редакции Приказа министерства образования Иркутской области от 12.04.2017 N 29-мпр)
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Так, с 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который внес существенные изменения в организацию системы образования. С 1 сентября 2015 года вступило в законную силу постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей", а также постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 февраля 2015 года N 8, которым введены в действие СанПин 2.4.3259-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Это один из важнейших шагов по совершенствованию нормативно-правового регулирования, поскольку постановление направлено на решение наболевших проблем в работе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации для детей-сирот). В частности, оно ориентирует на организацию проживания детей по принципам семейного воспитания в воспитательных группах. Необходимо отметить, что указанные документы требуют совершенно иного формата работы организаций для детей-сирот.
С 1 сентября 2016 года введены в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью, которые представляют собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Вместе с тем, несмотря на положительные изменения проблемы социального сиротства остаются актуальными как для Российской Федерации, так и Иркутской области, поскольку число детей-сирот, состоящих в региональном банке данных на 31 декабря 2016 года составило 2684 ребенка.
Вопросы специального образования сегодня также являются одними из самых актуальных в сфере образования. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) и детей-инвалидов, неуклонно растет.
По информации федерального регистра пенсионного фонда Иркутской области на начало 2017 года в Иркутской области числилось 232,1 тыс. инвалидов, в том числе 12,4 тыс. детей-инвалидов от 0 до 18 лет.
Дети-сироты, дети-инвалиды и дети с ОВЗ относятся к числу наиболее уязвимых категорий детей и нуждаются в особой заботе государства, в социальной адаптации, социализации и интеграции в общество. Опыт работы организаций для детей-сирот показывает, что вхождение выпускников в самостоятельную жизнь и решение, стоящих перед ними жизненных задач, затруднено и не всегда проходит успешно. Следует помнить, что во многом "успешный выпускник" является результатом многолетней кропотливой работы образовательных организаций для детей-сирот. Современные педагоги - исследователи пришли к твердому убеждению, что воспитание и образование успешно, если оно системно.
Организация для детей-сирот - это особая образовательная организация, которая становится для детей основной моделью социального мира и от того, как будет построен процесс обучения и воспитания, зависит приобретение ими социального опыта, формирование основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности.
Таким образом, сегодня перед государством и обществом стоит задача - выступить гарантом социальной защищенности таких детей, взять на себя обязанность обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы, развития всех задатков и способностей, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде.
В целях обеспечения вышеизложенных требований необходимо в таких организациях создавать условия, приближенные к семейным, готовить выпускников к самостоятельной жизни в обществе посредством социальной адаптации и постинтернатного сопровождения, в том числе оказывая им качественное образование и воспитание.
В образовательных организациях для детей-сирот в 80% воспитанники относятся к категории детей с ОВЗ, в связи с чем образовательный процесс осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам. Для качественного и доступного образования указанных лиц необходимо и создание специальных условий, включающих в себя использование специальных образовательных программ, и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Создание таких условий послужит лучшему усвоению знаний, обучению вопросам профориентации и дальнейшему получению образования в профессиональных организациях. В качественном и доступном образовании и новых современных подходах в работе нуждаются и дети-сироты, проживающие в организациях для детей-сирот, и занимающиеся по основным общеобразовательным программам, поскольку при получении документа об образовании необходимо иметь высокий балл по основному государственному экзамену и государственному выпускному экзамену.
Необходимо отметить и тот факт, что группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая расстройство аутистического спектра, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Вследствие неоднородности состава группы, диапазон различий в требуемом уровне и содержании образования тоже должен быть максимально широким, соответствующим возможностям и потребностям всех детей с ОВЗ, включая как полное среднее образование, сопоставимое по уровню и срокам овладения с образованием нормально развивающихся сверстников, так и возможность обучения на протяжении всего школьного возраста основным навыкам жизни вместе с близкими людьми.
Инструментом решения вопроса в достижении цели программы: организации эффективной системы специального (коррекционного) образования является реализация требований вышеуказанных нормативно-правовых документов, касающихся сферы образования, в том числе государственного федерального специального стандарта общего образования для детей с ОВЗ и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью.
Цель Программы: организация эффективной системы специального (коррекционного) образования.
Срок реализации Программы: 2014 - 2020 гг.
(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 11.11.2016 N 125-мпр)
По итогам реализации Программы планируется достижение следующих целевых показателей:
1. Средний балл ГВЭ в расчете на 1 предмет в государственных специальных (коррекционных) образовательных организациях Иркутской области - 3,4.
2. Средняя наполняемость классов в государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях Иркутской области - 12 человек.
Значения целевых показателей за период реализации Программы отражены в приложении 1.
Выполнению мероприятий Программы могут мешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в обществе социально-экономических проблем:
Риски | Пути минимизации рисков |
Снижение темпов роста экономики области, уровня инвестиционной активности, высокая инфляция | Минимизация этих рисков возможна через институционализацию механизмов софинансирования, качественное планирование реализации Программы, обеспечение мониторинга ее реализации и оперативное внесение необходимых изменений |
Увеличение количества платных образовательных услуг в организациях специального (коррекционного) образования в рамках действующего федерального законодательства | |
Недостаточный уровень квалификации педагогических работников государственных специальных (коррекционных) образовательных организаций Иркутской области | Для минимизации влияния указанного фактора планируется проведение семинаров, курсов повышения квалификации, очных и дистанционных консультаций и тренингов |
3. Средний балл качества знаний обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам - 3,7.
(п. 3 введен Приказом министерства образования Иркутской области от 12.04.2017 N 29-мпр)
4. Доля детей с ОВЗ и инвалидностью, охваченных образовательным процессом в государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях Иркутской области - 27%.
(п. 4 введен Приказом министерства образования Иркутской области от 12.04.2017 N 29-мпр)
(в редакции Приказа министерства образования Иркутской области от 10.11.2015 N 98-мпр)
Программа реализуется как комплекс организационных, методических мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Мероприятия программы разработаны на основе предварительного анализа деятельности организаций для детей, нуждающихся в государственной поддержке, проведенного министерством образования Иркутской области.