ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2012 года N 442
О РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА 2012-2017 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства РК от 26.02.2018 N 44.
____________________________________________________________________
Во исполнение пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" Правительство Республики Калмыкия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Региональную стратегию действий в интересах детей Республики Калмыкия на 2012-2017 годы (далее - региональная стратегия).
2. Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, Министерству образования, культуры и науки Республики Калмыкия осуществлять контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Региональной стратегией.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления при решении вопросов местного значения руководствоваться настоящей Региональной стратегией.
Председатель Правительства
Республики Калмыкия
И.ЗОТОВ
РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА 2012-2017 ГОДЫ
Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
В рамках очередного этапа социально-экономического развития республики актуальным является разработка и принятие нового документа - Региональной стратегии действий в интересах детей Республики Калмыкия на 2012-2017 годы, разработанной в соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее - Региональная стратегия).
Главная цель Региональной стратегии - определение основных направлений и задач региональной политики в интересах детей и ключевых механизмов ее реализации, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", республиканских мероприятий программы модернизации здравоохранения, модернизации общего образования, федеральных и региональных целевых программ. Кроме того, учреждена должность уполномоченного по правам ребенка в Республике Калмыкия, увеличился объем финансирования социальных расходов из регионального бюджета, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми.
Впервые в России проведена широкомасштабная общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику общероссийский детский единый номер телефона доверия. В республике действует детский телефон доверия на базе социального учреждения в г. Элиста.
В республике принимаются комплексные меры по решению проблем детского неблагополучия, улучшению положения детей, совершенствованию межведомственного взаимодействия в организации работы с семьей и несовершеннолетними.
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей, снижение преступных деяний, совершенных несовершеннолетними, и при их участии.
Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения.
У значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения, не снижается количество выявленных нарушений прав детей. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.
Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.
Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.
Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.
Недостаточная эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.
Неравенство в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей.
Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).
Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.
Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.
В Республике Калмыкия должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
В республике должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.
В республике должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.
В республике должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.
В республике необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений.
В республике во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.
В республике формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.
В республике политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.
Региональная стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.
Региональная стратегия включает следующие основные цели:
способствование появлению дружественных к ребенку услуг и систем;
искоренение всех форм насилия в отношении детей;
гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы.
Реализацию Региональной стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:
семейная политика детствосбережения;
доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;
здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни;
равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;
создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия;
дети - участники реализации Национальной стратегии.
В целях выявления и учета семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, оперативного межведомственного обмена информацией об индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, в республике создан единый банк данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении (далее - банк данных СОП).
Динамика семей, состоящих на учете в банке данных СОП, за последние 3 года имеет тенденцию к уменьшению: 2009 год - 111 семья, 2010 год - 108 семьи, 2011 год - 95 семей. Более половины детей, находящихся в социально опасном положении, проживают в неполных семьях.
Существующая система государственной поддержки семей с детьми носит адресный характер и направлена на сокращение бедности среди семей с детьми, улучшение их социального положения, обеспечение минимального гарантированного дохода.
Законом Республики Калмыкия от 16 декабря 2004 года N 168-III-З "О государственном ежемесячном пособии на ребенка" право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 18 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях, имеющих среднедушевой доход, размер которого не превышает величины прожиточного минимума, установленного в Республике Калмыкия. Размер пособия на ребенка ежегодно индексируется в соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Законом Республики Калмыкия от 23 ноября 2011 года N 311-IV-З "О мерах социальной поддержки многодетных семей" многодетным семьям предусмотрены следующие меры социальной поддержки:
а) ежемесячная денежная выплата в размере 30 процентов стоимости оплаты коммунальных услуг в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных уполномоченным органом исполнительной власти Республики Калмыкия, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива;
б) право на бесплатное посещение детьми государственных музеев, выставок, государственных театров один раз в месяц;
в) первоочередной прием детей в детские дошкольные учреждения;
г) отдых детей и их оздоровление;
д) ежемесячная денежная выплата на бесплатное питание (обеды) на каждого учащегося общеобразовательного учебного заведения в размере 500 рублей;
е) однократное бесплатное получение земельного участка в соответствии с республиканским законодательством.
В соответствии с Законом Республики Калмыкия от 2 ноября 2005 года N 225-III-З "О государственной социальной помощи в Республике Калмыкия" наряду с другими категориями граждан малоимущие многодетные семьи, имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в республике, имеют право на получение государственной социальной помощи в форме социального пособия в размере 500 рублей и натуральной помощи в виде лекарственных средств, приобретаемых по рецептам врачей, на сумму 1500 рублей на 1 человека в год.
По состоянию на 1 ноября 2012 года в Республике Калмыкия выдано 838 земельных участков 799-ти многодетным семьям, из них 16-ти семьям - по 2 участка, 23 земельных участка выделены участникам Великой Отечественной войны, в т.ч. по городу Элиста выдано 719 участков 703-м семьям, из них 16-ти семьям - по 2 участка.
В 2012 году в очереди на улучшение жилищных условий состояло 86 семей, имеющих детей-инвалидов, из них обеспечены жильем 4 семьи.
Законом Республики Калмыкия от 26 декабря 2011 года N 324-IV-З "О региональном материнском (семейном) капитале" предусмотрено право на получение регионального материнского (семейного) капитала, которое возникает у граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Калмыкия со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) третьего и последующих детей.