РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 24 ноября 2011 года N 314-р
[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ И ВТОРИЧНЫМИ МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ" НА 2013-2017 ГОДЫ"]
(в редакции распоряжения Правительства Республики Калмыкия от 25.06.2012 N 126-р)
1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Комплексная система управления отходами и вторичными материальными ресурсами Республики Калмыкия на 2013-2020 годы" (далее - Программа).
(п. 1 в ред. распоряжения Правительства Республики Калмыкия от 25.06.2012 N 126-р)
2. Определить Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия государственным заказчиком-координатором Программы.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета составляет 22 180 000 (двадцать два миллиона сто восемьдесят тысяч) рублей.
(п. 3 в ред. распоряжения Правительства Республики Калмыкия от 25.06.2012 N 126-р)
4. Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия обеспечить разработку и представление проекта Программы в установленном порядке в Правительство Республики Калмыкия.
Председатель Правительства
Республики Калмыкия
Л.ИВАНОВА
24 ноября 2011 года
N 314-р
КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ И ВТОРИЧНЫМИ МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА 2013-2020 ГОДЫ"
Концепция в ред. распоряжения Правительства Республики Калмыкия от 25.06.2012 N 126-р)
Одной из наиболее актуальных экологических проблем в Республике Калмыкия является проблема отходов производства и потребления (далее - отходы).
Общий среднегодовой объем образования отходов на территории республики превышает 320 тысяч тонн/год. Наблюдается постоянный рост годовых объемов образования отходов, твердых бытовых отходов (далее - ТБО) на 1-3%, промышленных отходов - на 5-10%. По состоянию на 1 января 2012 год на территории Республики Калмыкия размещено более 16 млн. м3 отходов.
В 2011 году специализированными предприятиями Республики Калмыкия вывезено 261,8 тыс. м3 ТБО, том числе от населения - 163,4 тыс. м3. Охват населения планово-регулярной санитарной очисткой составляет 36,3%. На территории Сарпинского районного муниципального образования санитарная очистка не осуществляется, здесь отходы сжигаются или захораниваются на несанкционированных свалках.
Из 16 специализированных предприятий, выполняющих работы по санитарной очистке, только 2 имеют лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности. На балансах специализированных предприятий состоит 115 единиц специальной техники, в том числе 23 мусоровоза и 16 вакуумных машин. Большая часть специальной техники физически и морально устарела и не соответствует современным экономическим и экологическим требованиям. Отсутствует необходимое количество контейнеров.
Промышленные методы использования, утилизации и обезвреживания отходов не применяются. Сложившаяся на территории Республики Калмыкия система обращения с отходами основана на их захоронении (без предварительной сортировки) на свалках. На сегодняшний день на территории муниципальных образований Республики Калмыкия эксплуатируются 88 санкционированных свалок (общей площадью 204,4 га) и 62 несанкционированные свалки ТБО (общей площадью 144,7 га). Существующие свалки характеризуются длительным и интенсивным негативным воздействием на окружающую среду. Нормативные требования и стандарты по техническому обустройству, содержанию и эксплуатации санкционированных свалок не выдерживаются. Постоянно растет количество несанкционированных свалок и мест захламления, расположенных на границах населенных пунктов и вдоль автомобильных дорог. Вместе с ТБО на свалки поступает большое количество опасных отходов: отработанные люминесцентные и энергосберегающие лампы, отработанные аккумуляторы, сложная бытовая и офисная техника, нефтесодержащие отходы, биологические и медицинские отходы и т.п.
Организованная система учета, сбора, использования и переработки вторичных материальных ресурсов (далее - ВМР) на территории Республики Калмыкия отсутствует. Практически все ВМР (макулатура, отходы полимерных материалов, текстильные отходы, черные и цветные металлы, стекло, резинотехнические изделия) захораниваются на свалках.
На территории республики отсутствуют специализированные предприятия, выполняющие на основании лицензий работы по обезвреживанию и переработке (использованию) опасных отходов I-III класса опасности (ртутьсодержащие отходы, отходы, содержащие тяжелые металлы, нефтесодержащие отходы и т.д.).
На сегодняшний день основными характеристиками существующей системы обращения с отходами и вторичными материальными ресурсами на территории Республики Калмыкия являются:
отсутствие эффективной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами;
отсутствие эффективных систем учета и контроля за образованием отходов и вторичных материальных ресурсов и их движением;
неполный охват планово-регулярной санитарной очисткой территорий населенных пунктов;
отсутствие современных полигонов для размещения ТБО, обустроенных с соблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований;
использование физически и морально устаревшей специальной техники, не соответствующей современным экономическим и экологическим требованиям;
отсутствие необходимого количества контейнерного хозяйства;
необходимость рекультивации и ликвидации многочисленных санкционированных и несанкционированных свалок ТБО, сроки эксплуатации которых превышают десятилетия;
отсутствие организованной системы сбора вторичных материальных ресурсов от населения, объектов инфраструктуры, предприятий и организаций;
отсутствие производственной базы по механизированной сортировке твердых бытовых отходов и переработке всего объема вторичных материальных ресурсов в товарную продукцию;
несовершенство тарифной политики;
отсутствие рынка вторичного сырья и продукции, произведенной на его основе.
Проблема отходов является комплексной, охватывает все сферы экономики Республики Калмыкия и жизнедеятельности населения. Проблема усугубляется не только ростом объемов образования отходов, но и большим количеством отходов, накопленных за предыдущие годы. Для решения данной проблемы необходимы единый подход, программно-целевые методы решения и координация действий всех уровней власти - республиканской и муниципальной, а также бизнеса, общественных организаций и населения.
Учитывая сложность проблемы и необходимость выработки комплексного и системного решения, наиболее эффективным является ее решение в рамках долгосрочной республиканской целевой программы "Комплексная система управления отходами и вторичными материальными ресурсами Республики Калмыкия" (далее - Программа) на период 2013-2020 годы. Подобное решение позволит объединить ресурсы республики, муниципальных образований и специализированных предприятий, привлечь инвестиции в создание комплексной системы управления отходами и ВМР, основанной на зонировании территории Республики Калмыкия по принципу отнесения нескольких районных муниципальных образований республики или групп населенных пунктов к одному отходоперерабатывающему комплексу.
Программа разрабатывается как один из инструментов для решения приоритетных задач по повышению уровня жизни населения и обеспечению устойчивого развития экономики, поставленных Стратегией социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30 декабря 2008 года N 465, и Концепцией социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30 мая 2011 года N 152.
Одной из наиболее острых экологических и социальных проблем Республики Калмыкия, требующих незамедлительного и кардинального решения, является проблема отходов. Основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие единой государственной политики.
Решение проблемы отходов в Республике Калмыкия может быть осуществлено по трем вариантам.
Первый вариант - инерционный, представляет собой решение проблемы на основе существующей системы обращения с отходами.
При инерционном варианте развитие системы обращения с отходами будет осуществляться, в основном, за счет средств муниципальных бюджетов, при этом система управления отходами республики будет характеризоваться следующими показателями:
ростом количества свалок, не соответствующих установленным требованиям;
неполным охватом населения республики планово-регулярной санитарной очисткой;
использованием устаревшей, малоэффективной техники;
потерей большого количества ценных ВМР;
невозможностью привлечения инвестиций в область санитарной очистки и обращения с отходами;
дальнейшим ухудшением экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки.
Общий объем финансирования по первому варианту составит: 3335,7 млн. руб.
Второй вариант - оптимистический, основан на создании районных систем обращения с отходами в соответствии с материалами и выводами Генеральных схем очистки территорий населенных пунктов муниципальных образований Республики Калмыкия. Данный вариант обеспечивает реализацию мероприятий по совершенствованию муниципальных систем управления отходами и ВМР до уровня нормативных требований.
Данный вариант предусматривает создание на территории каждого муниципального образования (городской округ, районные муниципальные образования) следующих объектов:
мусоросортировочного комплекса;
полигона для захоронения неутильной части отходов;
сети пунктов по приему ВМР;
оснащение специализированных предприятий современной техникой;
обеспечение населенных пунктов необходимым количеством контейнеров, обустройством контейнерных площадок.
Развитие системы обращения с отходами и ВМР будет осуществляться в основном за счет средств муниципальных бюджетов. Общий объем финансирования по второму варианту составит: 1597,4 млн. руб.
Третий вариант - инновационный - современный уровень обращения с отходами, характеризующийся понятием "управление отходами".
Основу инновационного варианта составляет зонирование территории республики по принципу отнесения нескольких районных муниципальных образований или групп поселений к одному отходоперерабатывающему комплексу. Предлагается создание 6-ти межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов (далее - МОЭК), в том числе:
1) Элистинский МЭОК (Элистинский городской округ, Приютненское, Ики-Бурульское, Целинное районное муниципальное образование);
2) Городовиковский МЭОК (Городовиковское, Яшалтинское районное муниципальное образование);
3) Лаганский МЭОК (Лаганское, Черноземельское районное муниципальное образование).
4) Сарпинский МЭОК (Сарпинское, Малодербетовское, Октябрьское, Кетченеровское районное муниципальное образование);
5) Юстинский МЭОК (Юстинское районное муниципальное образование);
6) Яшкульский МЭОК (Яшкульское районное муниципальное образование).
Элистинский комплекс должен иметь статус республиканского "Технопарка" и обеспечивать логистику движения потоков и переработку ВМР, собираемых на всей территории Республики Калмыкия.
Достоинствами данного варианта являются:
объединение бюджетов всех уровней республики и возможность привлечения средств федерального бюджета, а также инвестиций на реализацию мероприятий создания комплексной системы управления отходами и ВМР на территории Республики Калмыкия;
обеспечение 100% охвата населения планово-регулярной санитарной очисткой;
возможность приобретения полного набора современной техники и маневра при ее эксплуатации;
строительство на территории республики оптимального количества современных полигонов;
развитие нового инвестиционного кластера Республики Калмыкия - отходопереработка;
минимальные расходы республиканского и муниципальных бюджетов.
Общий объем финансирования по третьему варианту составит: 2310,8 млн. руб.
Реализация данного варианта потребует:
совершенствования республиканской и муниципальных нормативно-правовых баз, определяющих порядок обращения с отходами и ВМР;
создания новых организационных структур (межмуниципальные управленческие органы, управляющие компании, акционерные общества и т.п.);
заключения межмуниципальных соглашений о порядке строительства и эксплуатации МЭОК.
Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным и перспективным является третий инновационный вариант, который позволит при приемлемых бюджетных затратах обеспечить комплексное решение проблем в области обращения с отходами и ВМР и сформировать условия для инвестиционного развития нового кластера экономики Республики Калмыкия - отходопереработки.
На ход реализации целевой программы могут оказать влияние следующие риски:
нормативно-правовые риски - задержка принятия запланированных нормативно-правовых актов может существенно снизить результативность целевой программы, ужесточение экологических стандартов и требований может привести к необходимости значительного увеличения инвестиций, привлекаемых для реализации отдельных мероприятий целевой программы;
макроэкономические риски, обусловленные влиянием изменения состояния мировых финансовых рынков и деловой активности, наполняемости бюджетов всех уровней, которые могут отразиться на размерах бюджетного финансирования и сократить объем инвестиций, привлекаемых для реализации мероприятий целевой программы;