ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 24 ноября 2011 года N 314-р

[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ И ВТОРИЧНЫМИ МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ" НА 2013-2017 ГОДЫ"]

(в редакции распоряжения Правительства Республики Калмыкия от 25.06.2012 N 126-р)

1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Комплексная система управления отходами и вторичными материальными ресурсами Республики Калмыкия на 2013-2020 годы" (далее - Программа).

(п. 1 в ред. распоряжения Правительства Республики Калмыкия от 25.06.2012 N 126-р)

2. Определить Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия государственным заказчиком-координатором Программы.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета составляет 22 180 000 (двадцать два миллиона сто восемьдесят тысяч) рублей.

(п. 3 в ред. распоряжения Правительства Республики Калмыкия от 25.06.2012 N 126-р)

4. Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия обеспечить разработку и представление проекта Программы в установленном порядке в Правительство Республики Калмыкия.

Председатель Правительства
Республики Калмыкия
Л.ИВАНОВА

     24 ноября 2011 года
     N 314-р

Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Калмыкия
от 24 ноября 2011 года N 314-р



 КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ И ВТОРИЧНЫМИ МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА 2013-2020 ГОДЫ"

Концепция в ред. распоряжения Правительства Республики Калмыкия от 25.06.2012 N 126-р)

I. Обоснование соответствия проблемы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Калмыкия и необходимости решения проблемы программно-целевым методом


Одной из наиболее актуальных экологических проблем в Республике Калмыкия является проблема отходов производства и потребления (далее - отходы).

Общий среднегодовой объем образования отходов на территории республики превышает 320 тысяч тонн/год. Наблюдается постоянный рост годовых объемов образования отходов, твердых бытовых отходов (далее - ТБО) на 1-3%, промышленных отходов - на 5-10%. По состоянию на 1 января 2012 год на территории Республики Калмыкия размещено более 16 млн. м3 отходов.

В 2011 году специализированными предприятиями Республики Калмыкия вывезено 261,8 тыс. м3 ТБО, том числе от населения - 163,4 тыс. м3. Охват населения планово-регулярной санитарной очисткой составляет 36,3%. На территории Сарпинского районного муниципального образования санитарная очистка не осуществляется, здесь отходы сжигаются или захораниваются на несанкционированных свалках.

Из 16 специализированных предприятий, выполняющих работы по санитарной очистке, только 2 имеют лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности. На балансах специализированных предприятий состоит 115 единиц специальной техники, в том числе 23 мусоровоза и 16 вакуумных машин. Большая часть специальной техники физически и морально устарела и не соответствует современным экономическим и экологическим требованиям. Отсутствует необходимое количество контейнеров.

Промышленные методы использования, утилизации и обезвреживания отходов не применяются. Сложившаяся на территории Республики Калмыкия система обращения с отходами основана на их захоронении (без предварительной сортировки) на свалках. На сегодняшний день на территории муниципальных образований Республики Калмыкия эксплуатируются 88 санкционированных свалок (общей площадью 204,4 га) и 62 несанкционированные свалки ТБО (общей площадью 144,7 га). Существующие свалки характеризуются длительным и интенсивным негативным воздействием на окружающую среду. Нормативные требования и стандарты по техническому обустройству, содержанию и эксплуатации санкционированных свалок не выдерживаются. Постоянно растет количество несанкционированных свалок и мест захламления, расположенных на границах населенных пунктов и вдоль автомобильных дорог. Вместе с ТБО на свалки поступает большое количество опасных отходов: отработанные люминесцентные и энергосберегающие лампы, отработанные аккумуляторы, сложная бытовая и офисная техника, нефтесодержащие отходы, биологические и медицинские отходы и т.п.

Организованная система учета, сбора, использования и переработки вторичных материальных ресурсов (далее - ВМР) на территории Республики Калмыкия отсутствует. Практически все ВМР (макулатура, отходы полимерных материалов, текстильные отходы, черные и цветные металлы, стекло, резинотехнические изделия) захораниваются на свалках.

На территории республики отсутствуют специализированные предприятия, выполняющие на основании лицензий работы по обезвреживанию и переработке (использованию) опасных отходов I-III класса опасности (ртутьсодержащие отходы, отходы, содержащие тяжелые металлы, нефтесодержащие отходы и т.д.).

На сегодняшний день основными характеристиками существующей системы обращения с отходами и вторичными материальными ресурсами на территории Республики Калмыкия являются:

отсутствие эффективной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами;

отсутствие эффективных систем учета и контроля за образованием отходов и вторичных материальных ресурсов и их движением;

неполный охват планово-регулярной санитарной очисткой территорий населенных пунктов;

отсутствие современных полигонов для размещения ТБО, обустроенных с соблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований;

использование физически и морально устаревшей специальной техники, не соответствующей современным экономическим и экологическим требованиям;

отсутствие необходимого количества контейнерного хозяйства;

необходимость рекультивации и ликвидации многочисленных санкционированных и несанкционированных свалок ТБО, сроки эксплуатации которых превышают десятилетия;

отсутствие организованной системы сбора вторичных материальных ресурсов от населения, объектов инфраструктуры, предприятий и организаций;

отсутствие производственной базы по механизированной сортировке твердых бытовых отходов и переработке всего объема вторичных материальных ресурсов в товарную продукцию;

несовершенство тарифной политики;

отсутствие рынка вторичного сырья и продукции, произведенной на его основе.

Проблема отходов является комплексной, охватывает все сферы экономики Республики Калмыкия и жизнедеятельности населения. Проблема усугубляется не только ростом объемов образования отходов, но и большим количеством отходов, накопленных за предыдущие годы. Для решения данной проблемы необходимы единый подход, программно-целевые методы решения и координация действий всех уровней власти - республиканской и муниципальной, а также бизнеса, общественных организаций и населения.

Учитывая сложность проблемы и необходимость выработки комплексного и системного решения, наиболее эффективным является ее решение в рамках долгосрочной республиканской целевой программы "Комплексная система управления отходами и вторичными материальными ресурсами Республики Калмыкия" (далее - Программа) на период 2013-2020 годы. Подобное решение позволит объединить ресурсы республики, муниципальных образований и специализированных предприятий, привлечь инвестиции в создание комплексной системы управления отходами и ВМР, основанной на зонировании территории Республики Калмыкия по принципу отнесения нескольких районных муниципальных образований республики или групп населенных пунктов к одному отходоперерабатывающему комплексу.

Программа разрабатывается как один из инструментов для решения приоритетных задач по повышению уровня жизни населения и обеспечению устойчивого развития экономики, поставленных Стратегией социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30 декабря 2008 года N 465, и Концепцией социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30 мая 2011 года N 152.


II. Возможные пути (способы) решения проблемы на вариантной основе, оценка соответствующих вариантов, преимуществ и рисков

Одной из наиболее острых экологических и социальных проблем Республики Калмыкия, требующих незамедлительного и кардинального решения, является проблема отходов. Основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие единой государственной политики.

Решение проблемы отходов в Республике Калмыкия может быть осуществлено по трем вариантам.

Первый вариант - инерционный, представляет собой решение проблемы на основе существующей системы обращения с отходами.

При инерционном варианте развитие системы обращения с отходами будет осуществляться, в основном, за счет средств муниципальных бюджетов, при этом система управления отходами республики будет характеризоваться следующими показателями:

ростом количества свалок, не соответствующих установленным требованиям;

неполным охватом населения республики планово-регулярной санитарной очисткой;

использованием устаревшей, малоэффективной техники;

потерей большого количества ценных ВМР;

невозможностью привлечения инвестиций в область санитарной очистки и обращения с отходами;

дальнейшим ухудшением экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки.

Общий объем финансирования по первому варианту составит: 3335,7 млн. руб.

Второй вариант - оптимистический, основан на создании районных систем обращения с отходами в соответствии с материалами и выводами Генеральных схем очистки территорий населенных пунктов муниципальных образований Республики Калмыкия. Данный вариант обеспечивает реализацию мероприятий по совершенствованию муниципальных систем управления отходами и ВМР до уровня нормативных требований.

Данный вариант предусматривает создание на территории каждого муниципального образования (городской округ, районные муниципальные образования) следующих объектов:

мусоросортировочного комплекса;

полигона для захоронения неутильной части отходов;

сети пунктов по приему ВМР;

оснащение специализированных предприятий современной техникой;

обеспечение населенных пунктов необходимым количеством контейнеров, обустройством контейнерных площадок.

Развитие системы обращения с отходами и ВМР будет осуществляться в основном за счет средств муниципальных бюджетов. Общий объем финансирования по второму варианту составит: 1597,4 млн. руб.

Третий вариант - инновационный - современный уровень обращения с отходами, характеризующийся понятием "управление отходами".

Основу инновационного варианта составляет зонирование территории республики по принципу отнесения нескольких районных муниципальных образований или групп поселений к одному отходоперерабатывающему комплексу. Предлагается создание 6-ти межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов (далее - МОЭК), в том числе:

1) Элистинский МЭОК (Элистинский городской округ, Приютненское, Ики-Бурульское, Целинное районное муниципальное образование);

2) Городовиковский МЭОК (Городовиковское, Яшалтинское районное муниципальное образование);

3) Лаганский МЭОК (Лаганское, Черноземельское районное муниципальное образование).

4) Сарпинский МЭОК (Сарпинское, Малодербетовское, Октябрьское, Кетченеровское районное муниципальное образование);

5) Юстинский МЭОК (Юстинское районное муниципальное образование);

6) Яшкульский МЭОК (Яшкульское районное муниципальное образование).

Элистинский комплекс должен иметь статус республиканского "Технопарка" и обеспечивать логистику движения потоков и переработку ВМР, собираемых на всей территории Республики Калмыкия.

Достоинствами данного варианта являются:

объединение бюджетов всех уровней республики и возможность привлечения средств федерального бюджета, а также инвестиций на реализацию мероприятий создания комплексной системы управления отходами и ВМР на территории Республики Калмыкия;

обеспечение 100% охвата населения планово-регулярной санитарной очисткой;

возможность приобретения полного набора современной техники и маневра при ее эксплуатации;

строительство на территории республики оптимального количества современных полигонов;

развитие нового инвестиционного кластера Республики Калмыкия - отходопереработка;

минимальные расходы республиканского и муниципальных бюджетов.

Общий объем финансирования по третьему варианту составит: 2310,8 млн. руб.

Реализация данного варианта потребует:

совершенствования республиканской и муниципальных нормативно-правовых баз, определяющих порядок обращения с отходами и ВМР;

создания новых организационных структур (межмуниципальные управленческие органы, управляющие компании, акционерные общества и т.п.);

заключения межмуниципальных соглашений о порядке строительства и эксплуатации МЭОК.

Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным и перспективным является третий инновационный вариант, который позволит при приемлемых бюджетных затратах обеспечить комплексное решение проблем в области обращения с отходами и ВМР и сформировать условия для инвестиционного развития нового кластера экономики Республики Калмыкия - отходопереработки.

На ход реализации целевой программы могут оказать влияние следующие риски:

нормативно-правовые риски - задержка принятия запланированных нормативно-правовых актов может существенно снизить результативность целевой программы, ужесточение экологических стандартов и требований может привести к необходимости значительного увеличения инвестиций, привлекаемых для реализации отдельных мероприятий целевой программы;

макроэкономические риски, обусловленные влиянием изменения состояния мировых финансовых рынков и деловой активности, наполняемости бюджетов всех уровней, которые могут отразиться на размерах бюджетного финансирования и сократить объем инвестиций, привлекаемых для реализации мероприятий целевой программы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»