ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2017 года N 35-ПП
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИКИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ"
В соответствии с распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 23 ноября 2016 года N 626-рп Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Кабардино-Балкарской Республике", утвержденную постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27 ноября 2013 года N 310-ПП.
Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
А.МУСУКОВ
Утверждены
постановлением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 13 марта 2017 года N 35-ПП
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИКИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 27 НОЯБРЯ 2013 Г. N 310-ПП
1. В паспорте государственной программы:
1) позицию "Соисполнители государственной программы" изложить в следующей редакции:
"Соисполнители государственной программы | Министерство здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики, Министерство культуры Кабардино-Балкарской Республики, Министерство образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, Министерство промышленности и торговли Кабардино-Балкарской Республики, Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, Министерство труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики, Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики, Министерство экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по печати и массовым коммуникациям, Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по транспорту и связи"; |
2) позицию "Сроки реализации государственной программы" изложить в следующей редакции:
"Сроки реализации государственной программы | срок реализации государственной программы - до 2020 года"; |
3) позиции "Объемы и источники финансирования государственной программы" и "Ожидаемые результаты реализации государственной программы и показатели социальной и бюджетной эффективности государственной программы" изложить в следующей редакции:
"Объемы и источники финансирования государственной программы | общий объем финансирования государственной программы составляет 996986,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств: |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы и показатели социальной и бюджетной эффективности государственной программы | 1. Обеспечение потребностей населения и экономики Кабардино-Балкарской Республики в энергетических ресурсах в условиях прогнозируемого роста валового регионального продукта. 2. Развитие топливно-энергетического комплекса Кабардино-Балкарской Республики, повышение эффективности его функционирования и закрепление ведущих позиций среди субъектов Российской Федерации, применение возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива. 3. Реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в сфере потребления бюджетными учреждениями энергетических ресурсов, в том числе обеспечение сокращения потребления энергетических ресурсов в сопоставимых условиях объема потребленных ими энергоресурсов, воды. 4. Информационное обеспечение и пропаганда энергосбережения и повышения энергетической эффективности за счет проведения различных информационных и поддерживающих мероприятий, сопровождение, эксплуатация и модернизация государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности". |
2. Раздел 1 государственной программы изложить в следующей редакции:
"1. Общая характеристика энергоэффективности и развития энергетики в Кабардино-Балкарской Республике, основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Кабардино-Балкарской Республике" разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ), Федеральными законами от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлениями Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики", от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", от 15 мая 2010 года N 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности", постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20 июля 2011 года N 202-ПП.
1.1. Анализ ситуации в отраслях топливно-энергетического комплекса
Топливно-энергетический комплекс (далее - ТЭК) играет ключевую роль в экономике страны, обеспечивает более 45 процентов поступлений в доходную часть консолидируемого бюджета Российской Федерации, доля отраслей ТЭК в объеме внутреннего валового продукта составляет почти 30 процентов.
Наряду с повышением энергетической эффективности Правительство Российской Федерации придает большое значение использованию экологически чистых источников энергии, в частности, возобновляемых источников энергии. Общая доля использования возобновляемых источников в производстве электрической энергии в России составляет порядка 0,8 процента.
ТЭК Кабардино-Балкарской Республики - это совокупность взаимосвязанных отраслей экономики, включающая структуры, занятые в газо-, тепло-, нефте- и электроснабжающих и потребляющих системах.
Электроэнергетическая отрасль Кабардино-Балкарской Республики в настоящее время представлена 7 сетевыми, 2 сбытовыми и 1 генерирующей компаниями, образованными в рамках реформирования электроэнергетики.
Гарантирующим поставщиком электроэнергии в республике является АО "Каббалкэнерго".
Важнейшими показателями, влияющими на функционирование энергосистемы, являются баланс электрической энергии (мощности), который в республике находится в зависимости от покупной энергии с оптового рынка, и структура потребления электрической энергии. В общем объеме потребляемой электроэнергии доля вырабатываемой электростанциями, расположенными на территории республики, составляет 40 процентов. АО "Каббалкэнерго" в Кабардино-Балкарской Республике реализуется в год в среднем 1,5 млрд кВт * ч электроэнергии. Для стопроцентного удовлетворения спроса потребителей республики электроэнергией требуется ввод энергетических мощностей для покрытия базовой нагрузки до 250 МВт и для покрытия пиковой нагрузки в зимний период с учетом необходимого резерва по надежности - до 100 МВт.
Производство электроэнергии обеспечивается гидроэлектростанциями Баксанской (установленная мощность 27 МВт), Аушигерской (установленная мощность 60 МВт), Кашхатау (установленная мощность 65,1 МВт), Зарагижской (установленная мощность 30,6 МВт), Мухольской (установленная мощность 0,9 МВт), Акбашской (установленная мощность 1,1 МВт), МГЭС N 3 (установленная мощность 3,5 МВт) и двумя тепловыми электростанциями, входящими в состав промышленных предприятий АО "Гидрометаллург", г. Нальчик (установленная мощность 6 МВт) и ООО "Росс-Спирт", г. Нарткала (установленная мощность 16 МВт).
В соответствии с федеральным нормативным актом разрабатывается и утверждается Схема и программа развития электроэнергетики в Кабардино-Балкарской Республике. Устанавливаются долгосрочные тарифы на услуги по передаче электрической энергии методом доходности инвестированного капитала, в том числе долгосрочная инвестиционная программа филиала ПАО "МРСК Северного Кавказа" - "Каббалкэнерго", предусматривающая капиталовложения в электрические сети республики 760,41 млн рублей в 2017 - 2021 годах. В целях реконструкции и технического перевооружения электрических сетей субъектами электроэнергетики республики реализуются согласованные и утвержденные инвестиционные программы (далее - ИПР).
С целью развития энергоэффективности и энергетики в Кабардино-Балкарской Республике разработана данная государственная программа.
Государственная программа устанавливает цели и задачи энергосбережения и повышения энергетической эффективности, развития энергетики в связи с приоритетными направлениями развития республики, определяет наиболее экономически эффективные мероприятия в области рационального использования энергетических ресурсов, развития ТЭК, источники и объемы финансирования, исполнителей соответствующих работ, механизм реализации и оценку социально-экономической эффективности государственной программы.
В рамках соответствующих стратегических направлений развития Кабардино-Балкарской Республики реализация государственной программы позволит снизить дефицит электроэнергии за счет модернизации ТЭК, рационального использования энергетических ресурсов, освоения ВИЭ и альтернативных видов энергии. Это позволит сократить расходы на поставки энергетических ресурсов, в том числе и бюджетной сфере, и направлять полученную экономию на дальнейшее развитие ТЭК республики.
Государственная программа является основой для проведения согласованной региональной энергетической, экономической и инновационной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, развития энергетики.
1.2. Основные проблемы в отраслях ТЭК
Основной причиной ухудшения показателей ТЭК республики является высокая степень износа основных средств энергетики, созданных в советский период. Следствием этого является низкая эффективность, растущая аварийность и высокие риски, что отрицательно сказывается на конкурентоспособности экономики, негативно влияет на качество жизни населения и техногенные угрозы.
Негативными факторами инновационного развития ТЭК также являются:
утрата значительной части научно-технологического потенциала в ряде отраслей ТЭК;
недостаточная степень развития инновационной сферы в ТЭК;
снижение качества подготовки научно-технических кадров, недостаточный уровень взаимодействия компаний ТЭК с высшими учебными заведениями;
малая эффективность управления объектами интеллектуальной собственности;
несовершенство систем инновационной деятельности компаний.
В настоящее время существует ряд проблем в отраслях ТЭК.
Проблемы развития электроэнергетики связаны, в том числе со снижением надежности электроснабжения (обусловленным высоким износом основных производственных фондов и отсутствием необходимых инвестиций для их масштабного и своевременного обновления), длительным технологическим отставанием в создании и освоении современных парогазовых, электросетевых технологий, наличием перекрестного субсидирования между группами потребителей электроэнергии и между электрической и тепловой энергией на внутреннем рынке, нерешенностью вопросов технологического присоединения потребителей к электрическим и тепловым сетям.
В настоящее время вектор развития для республики - модернизация через технологическое обновление и внедрение современных методов управления (включая информационные технологии государственной информационной системы ТЭК).
1.3. Прогноз развития отраслей ТЭК
Целью долгосрочной государственной энергетической политики является максимально эффективное использование природных ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения.
Основными направлениями развития отраслей ТЭК являются:
переход на путь инновационного и энергоэффективного развития;
изменение структуры и масштабов производства энергоресурсов;
создание внутренней конкурентной рыночной среды.
Необходимость регулярной адаптации параметров развития энергетики республики диктуется новыми тенденциями и явлениями в российской энергетике. Нужно отметить высокий рост спроса на топливно-энергетические ресурсы (далее - ТЭР).
Прогнозные показатели в ТЭК.
Объем отпускаемой потребителям республики электроэнергии к 2020 году. Рост объема потребления электроэнергии по промышленным и приравненным к ним группам потребителей связан с предполагаемым в 2020 году вводом в действие ООО "Завод чистых полимеров "Этана" в Майском муниципальном районе республики.
Объем выработки электроэнергии предприятиями, осуществляющими деятельность в республике, к 2020 году составит 577,1 млн кВт * ч (в 2016 году - 503,48 млн кВт * ч). Рост производства электроэнергии обусловлен вводом в эксплуатацию Зарагижской ГЭС в декабре 2016 г. мощностью 30,6 МВт и проектной выработкой 114 млн кВт * ч.
Одним из показателей повышения эффективности функционирования энергоснабжающих предприятий является снижение потерь электроэнергии в сетях. Прогнозируется поэтапное снижение удельного уровня потерь к 2020 году до 21 процента.
Ожидаемый объем потребления газа к 2020 году составит 1467 куб. м. Предполагается, что потери газа в сетях будут уменьшены к 2020 году с 22,4 процента по оценке 2016 г. до 18 процентов.
Отпуск тепловой энергии, отпущенной потребителям, в 2020 году по сравнению с оценкой 2016 года уменьшится на 4,1 процента. Ежегодное снижение объемов потребления тепловой энергии связано с переходом многих потребителей, в том числе населения, на индивидуальную систему отопления и установкой приборов учета.
Потери тепла в сетях с 30,5 процента в 2016 году к 2020 году предполагается уменьшить до 13,6 процента.
Развитие электроэнергетической инфраструктуры.
Введена в эксплуатацию ВЛ-110 кВ Кашхатау - Нальчик, произведены реконструкции подстанций "Кашхатау" и "Псыгансу" для выдачи мощности Зарагижской ГЭС.
Развитие нефтяной инфраструктуры.
Основные перспективы в области добычи углеводородного сырья в республике связаны с Харбижинским нефтяным месторождением - разработаны и находятся в консервации 3 скважины (разработчик - ПАО "НК "Роснефть" - Кабардино-Балкарская топливная компания").
Подписано Соглашение о сотрудничестве между Кабардино-Балкарской Республикой и публичным акционерным обществом "Нефтяная компания "Роснефть". Предметом соглашения является определение основ сотрудничества сторон в области реализации промышленных, финансовых, социальных программ, способствующих комплексному развитию республики, созданию благоприятных экономических, правовых и организационных условий для осуществления обществом хозяйственной деятельности на территории республики, и направленных на достижение баланса взаимных интересов.
В 2016 году объем добычи нефти в Кабардино-Балкарской Республике составил 1,44 тыс. тонн. В данное время добыча нефти ведется только одним предприятием - АО "Каббалкнефтетоппром" (Ахловское нефтяное месторождение). Всего в собственности общества 7 скважин, из них 3 используются, 4 находятся в консервации, также имеется нефтеперерабатывающий завод установленной мощностью 10 тыс. тонн в год.
В Кабардино-Балкарской Республике для выпуска промышленной продукции нефть и продукты нефтехимии не используются.
На территории республики размещено более 200 действующих коммерческих АЗС (общего пользования), среди которых около 60 АЗС специализируются на газовом топливе. В перспективных планах строительство 3 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС).
Анализируя состав участников рынка нефтепродуктов, их можно разделить на две категории:
первая - вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК);
вторая - отдельные компании и АЗС, лишенные элементов вертикальной структуры, которые занимаются розничной реализацией.
К первым относятся 2 ВИНК в лице:
АО "НК "Роснефть - КБТК" (31 АЗС);