ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2018 года N 196
О внесении изменения в государственную программу Республики Тыва "Развитие лесного хозяйства Республики Тыва на 2017 - 2020 годы"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2021 года на основании Постановления Правительства РТ от 24.11.2020 N 573.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. N 399 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы" Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Внести в государственную программу Республики Тыва "Развитие лесного хозяйства Республики Тыва на 2017 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Тыва от 23 ноября 2016 г. N 496, изменение, изложив ее в следующей редакции:
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА 2017 - 2020 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
государственной программы Республики Тыва
"Развитие лесного хозяйства Республики Тыва
на 2017 - 2020 годы"
Наименование Программы | - | "Развитие лесного хозяйства Республики Тыва на 2017 - 2020 годы" (далее - Программа) |
Государственный заказчик Программы | - | Государственный комитет по лесному хозяйству Республики Тыва |
Ответственный исполнитель | - | Государственный комитет по лесному хозяйству Республики Тыва |
Участники Программы | - | Государственный комитет по лесному хозяйству Республики Тыва, ГКУ Балгазынское лесничество, ГКУ Каа-Хемское лесничество, ГКУ Барун-Хемчикское лесничество, ГКУ Кызылское лесничество, ГКУ Тандинское лесничество, ГКУ Туранское лесничество, ГКУ Тес-Хемское лесничество, ГКУ Тоджинское лесничество, ГКУ Чаданское лесничество, ГКУ Шагонарское лесничество, ГАУ "Авиалесоохрана", АУ "Балгазынское СЛХУ", Барун-Хемчикский спец. филиал АУ "Чаданское СЛХУ", АУ "Туранское СЛХУ", АУ "Бай-Хаакское СЛХУ", АУ "Тес-Хемское СЛХУ", АУ "Тоджинское СЛХУ", АУ "Чаданское СЛХУ", АУ "Шагонарское СЛХУ" |
Подпрограммы Программы | - | "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов"; "Стратегическое управление лесным хозяйством" |
Цели Программы | - | повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов |
Задачи Программы | - | сокращение потерь покрытых площадей лесного фонда от пожаров, вредных организмов и незаконных рубок; создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия, а также повышение эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов; обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов; повышение продуктивности и качества лесов; повышение эффективности управления лесами |
Целевые индикаторы и показатели Программы | - | лесистость территории Республики Тыва; доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда; отношение площади земель лесного фонда, занятой лесными насаждениями, к площади земель лесного фонда, выбывших из состава занятых лесными насаждениями земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов; объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда; отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины |
Этапы и сроки реализации Программы | - | сроки реализации Программы - 2017 - 2020 годы, в том числе: I этап - 2017 - 2018 годы; II этап - 2019 год; III этап - 2020 год |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | - | общий объем бюджетных ассигнований в 2017 - 2020 годах составляет 1022108,89 тыс. рублей, в том числе: на 2017 год - 197843,39 тыс. рублей; на 2018 год - 270045,00 тыс. рублей; на 2019 год - 278779,3 тыс. рублей; на 2020 год - 275441,2 тыс. рублей. Федеральный бюджет - 1004186,69 тыс. рублей, в том числе: на 2017 год - 193489,09 тыс. рублей; на 2018 год - 265607,7 тыс. рублей; на 2019 год - 274257,2 тыс. рублей; на 2020 год - 270832,7 тыс. рублей. Республиканский бюджет Республики Тыва - 0,0 тыс. рублей: на 2017 год - 0,0 тыс. рублей; на 2018 год - 0,0 тыс. рублей; на 2019 год - 0,0 тыс. рублей; на 2020 год - 0,0 тыс. рублей. Внебюджетные средства - 17922,2 тыс. рублей: на 2017 год - 4354,3 тыс. рублей; на 2018 год - 4437,3 тыс. рублей; на 2019 год - 4522,1 тыс. рублей; на 2020 год - 4608,5 тыс. рублей. Объем финансирования Программы может быть уточнен в порядке, установленном законом Республики Тыва о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | в результате реализации I этапа Программы предполагается: сохранение лесистости территории Республики Тыва на уровне 49,7 процента; сохранение площади ценных лесных насаждений на уровне 90,9 процента площади занятых лесными насаждениями земель лесного фонда; повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, до уровня 7,5 руб. в расчете на 1 га земель лесного фонда (2017 год - 3,7 руб., 2018 год - 3,8 руб.); достижение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на 14,1 процента (2017 год - 7 процентов, 2018 год - 7,1 процента). В результате реализации II этапа Программы предполагается: поддержание лесистости территории Республики Тыва на уровне 49,7 процента; сохранение площади ценных лесных насаждений на уровне 90,9 процента площади занятых лесными насаждениями земель лесного фонда; повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, до уровня 4 руб. в расчете на 1 га земель лесного фонда; достижение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 7,3 процента. В результате реализации III этапа Программы предполагается: сохранение лесистости территории Республики Тыва на уровне 49,7 процента; сохранение площади ценных лесных насаждений на уровне 90,9 процента площади занятых лесными насаждениями земель лесного фонда; повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, до уровня 4 руб. в расчете на 1 га земель лесного фонда; достижение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 7,5 процента. |
I. Общая характеристика сферы реализации,
основные проблемы в указанной сфере
и прогноз ее развития
Леса Республики Тыва выполняют многочисленные и разнообразные функции: средообразующие, водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные с одновременным обеспечением рационального, непрерывного, неистощительного лесопользования, а также развития лесной промышленности.
Общая площадь земель лесного фонда в Республике Тыва на 1 января 2017 г. составляла 10882,9 тыс. га. Лесистость территории республики составляет 49,7 процента.
Леса республики по своему целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные.
На территории республики основными факторами, вызывающими ослабление и гибель насаждений, являются лесные пожары, неблагоприятные погодные условия и поражения грибковыми заболеваниями.
Проблема охраны лесов от пожаров в настоящее время приобрела характер общегосударственной задачи. Дефицит финансирования в значительной степени обостряет сложившуюся ситуацию.
Лесные пожары, ежегодно возникающие на территории республики, наносят существенный урон непосредственно лесному хозяйству, а также экономике и экологии республики.
В соответствии со шкалой природной пожарной опасности насаждений земли лесного фонда в Республике Тыва дифференцированы по пяти классам природной пожарной опасности.
Средний класс природной пожарной опасности равен 3,2, что свидетельствует о средней пожарной опасности в лесах Республики Тыва.
Наиболее опасные в пожарном отношении лесные участки (I - II классы) занимают 15,2 процента общей площади земель лесного фонда в Республике Тыва.
Пожароопасный сезон наступает по мере таяния снега и просыхания напочвенного покрова. Среднегодовая фактическая горимость лесов составляет 150 - 180 дней и длится с начала апреля до первой декады ноября.
Только за последние пять лет (2012 - 2016 годы) возникло 1112 лесных пожаров на общей площади 296311,69 га, а непосредственный ущерб составил 3426917,1 тыс. рублей. Средняя площадь одного пожара составила 266,47 га, среднегодовые затраты на тушение лесных пожаров - 107695,9 тыс. рублей. Максимальная горимость за последние пять лет - 355 пожаров (2014 год).
Земли лесного фонда в республике представлены горными труднодоступными лесами и лесами, примыкающими к степным территориям. Вся территория земель лесного фонда относится к зоне авиационного обнаружения и тушения (7827,1 тыс. га) и к зоне исключительного обнаружения с помощью космических средств и преимущественно авиационного тушения (3055,8 тыс. га).
Постановлением Правительства Республики Тыва от 28 февраля 2009 г. N 68 образовано государственное автономное учреждение "Тувинская база авиационной охраны лесов от пожаров". В составе авиабазы имеются четыре авиаотделения. В составе автономных учреждений специализированных лесохозяйственных учреждений имеются шесть пожарно-химических станций. В 2016 году дополнительно созданы 4 лесопожарных формирования.
Применение авиации с учетом наличия на борту воздушного судна авиапожарной группы (пожарные парашютисты-десантники) позволяет доставлять силы и средства тушения пожара в течение одного часа в труднодоступные районы, куда доставка наземным способом затруднена.
Основными задачами выполнения авиалесоохранных работ на землях лесного фонда являются своевременное обнаружение лесных пожаров и передача оперативной информации на начальной стадии развития пожара.
Выполнение мероприятий, планируемых в рамках реализации Программы, позволит создать условия для снижения количества и площади лесных пожаров, увеличить оперативность их обнаружения и тушения.
Основная задача лесозащиты - предупреждение (профилактика) вспышек массового размножения и распространения вредных организмов, способных вызвать гибель насаждений или резкое падение прироста древесины и снижение ее деловых качеств. Эффективность профилактической работы зависит от состояния надзора за появлением вредных организмов, своевременности назначения и проведения истребительных мер борьбы с ними.
Наибольшую опасность для лесов Республики Тыва представляет сибирский шелкопряд.
Из болезней леса наиболее опасным является заражение почвы лесных питомников фузариозом.
По данным лесопатологического обследования, проведенного филиалом Центра защиты леса Красноярского края ФГУ "Российский центр защиты леса", общее санитарное состояние лесов республики требует проведения необходимых санитарно-оздоровительных мероприятий. Основной объем санитарно-оздоровительных мероприятий приходится на болезни вследствие перестойности насаждений.
В этих целях Программой предусмотрено осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий, проведение лесопатологического мониторинга, локализации и ликвидации очагов вредных организмов.
Лесовосстановление предусматривает воспроизводство лесов на не покрытых лесом землях. По данным государственного лесного реестра Государственного комитета по лесному хозяйству Республики Тыва не покрытые лесом земли, нуждающиеся в лесовосстановлении, составляют 278,8 тыс. га, из них доступные земли, пригодные для лесовосстановления 72,2 тыс. га, в том числе для посадки лесных культур - 4,7 тыс. га. Лесовосстановительные мероприятия на 2017 год запроектированы на площади 5600 га, из них объем посадки лесных культур - 460 га. Тем самым для посадки лесных культур на 460 га потребуется 1610 тыс. шт. сеянцев сосны обыкновенной и лиственницы сибирской; для дополнения лесных культур на площади 254 га необходимое количество посадочного материала составит 127 тыс. штук. В целом по республике для посадки и дополнения лесных культур потребуется выращивание посадочного материала в количестве 1864 тыс. штук. Для выращивания посадочного материала и создания резервного фонда страховых семян лесных растений (далее - Фонд) требуется 300 кг семян лесных растений. В ходе реализации региональной программы республика создаст для себя Фонд и будет обеспечивать посев в лесных питомниках в неурожайные годы, что, в свою очередь, позволит вырастить и иметь в наличии стандартный посадочный материал для проведения лесовосстановительных работ. Выращенные сеянцы хвойных пород обеспечат проведение лесовосстановительных работ (создание лесных культур) на землях лесного фонда, пострадавших от лесных пожаров, расположенных на территории Республики Тыва.
II. Основные цели, задачи и этапы реализации Программы
Цели Программы - повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов.
Программа рассчитана на 2017 - 2020 годы и предполагает решение следующих задач:
сокращение потерь покрытых площадей лесного фонда от пожаров, вредных организмов и незаконных рубок;
создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия, а также повышение эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов;
обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов;
повышение продуктивности и качества лесов;
повышение эффективности управления лесами.
Этапы реализации Программы - 2017 - 2020 годы, в том числе:
I этап - 2017 - 2018 годы;
II этап - 2019 год;
III этап - 2020 год.
III. Система (перечень) программных мероприятий
Перечень основных мероприятий (приложение N 1) Программы определен исходя из необходимости достижения ее цели и основных задач и сгруппирован в рамках задач, поставленных в подпрограммах, в том числе:
"Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов";
"Стратегическое управление лесным хозяйством".
IV. Обоснование финансовых и материальных затрат Программы
Реализация программных мероприятий будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и за счет собственных средств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации для осуществления переданных полномочий в области лесных отношений средства предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Объемы субвенций из федерального бюджета, направленные на реализацию мероприятий Программы, определены в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на 2017 год.