Недействующий

О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 4 сентября 2013 года N 391 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие образования"



5. Описание приоритетного проекта

Связь с государственными программами Российской Федерации

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295. Федеральная целевая программа "Развитие образования" на 2016 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года N 497

Формальные основания для инициации

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 года N 2036-р.

Развитие концепции непрерывного образования через модернизацию заочного образования, создание национального портала "Открытое образование" установлено в рамках "Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция)", утвержденных Правительством Российской Федерации 14 мая 2015 года.

Протокол заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 13 июля 2016 года N 1.

Протоколы заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 1 августа 2016 года N 1 и от 24 августа 2016 года N 2

Ключевые риски и возможности

Риски:

Низкий уровень доверия и готовности студентов и академического сообщества к использованию современных образовательных технологий, основанных на онлайн-курсах и цифровом контенте, приведет к не достижению плановых показателей по числу студентов, приступивших к освоению онлайн-курсов. Мероприятия по предупреждению наступления риска:

а) реализация мероприятий по продвижению возможностей онлайн-обучения;

б) развитие системы повышения квалификации в области образовательных технологий, повышающих заинтересованность преподавателей в использовании онлайн-курсов.

Низкая эффективность применяемых методов онлайн-обучения для некоторых групп результатов обучения приведет к не достижению плановых показателей по количеству студентов, успешно завершивших обучения на онлайн-курсах, либо результаты обучения окажутся неудовлетворительными.

Мероприятия по предупреждению наступления риска:

а) обеспечение возможностей платформы по реализации смешанного обучения;

б) развитие возможностей технологической платформы в области совершенствования методов онлайн-обучения, в частности коммуникаций, виртуальных практикумов;

в) проведение оценки эффективности применяемых методов обучения, уровня удовлетворенности качеством онлайн-курсов, реализации мероприятий по обмену лучшими практиками онлайн-обучения.

Консервативная позиция образовательных организаций будет препятствовать широкому использованию онлайн-курсов.

Мероприятия по предупреждению наступления риска:

а) вовлечение преподавателей в оценку и доработку контента, обеспечение различных вариантов использования контента, включая смешанное обучение;

б) передача инициативы по выбору курсов как альтернативы традиционным методам обучения самим студентам.

Отсутствие у образовательных организаций свободных средств для создания онлайн-курсов.

Мероприятия по предупреждению наступления риска:

а) обеспечение административной и информационной поддержки проекта со стороны Удмуртской Республики;

б) привлечение грантовой поддержки создания онлайн-курсов со стороны фондов развития образования.

Низкая активность работодателей и инвесторов по поддержке разработки качественного цифрового контента. Мероприятия по предупреждению наступления риска:

а) обеспечение реальных возможностей участия работодателей в формировании траекторий обучения студентов и реализации образовательных программ;

б) формализация и распространение лучших практик участия работодателей в разработке онлайн-курсов и цифрового контента, демонстрирующих высокую эффективность такого участия.

Отсутствие дополнительного финансирования в необходимом объеме в 2017 году или последующих годах не только не позволит создать необходимые условия для масштабирования проекта, что снизит значения показателей от плановых как минимум в 5 раз, но и создаст угрозу снижения качества онлайн-обучения. Мероприятия по предотвращению:

а) при формировании бюджета Удмуртской Республики на 2018 - 2020 финансовые года предусматривать бюджетные ассигнования Министерству образования и науки Удмуртской Республики на данный проект.

Возможности:

При реализации проекта будет использован опыт проектов создания в Российской Федерации порталов онлайн-образования, таких как "Национальная платформа открытого образования", "Универсариум", "Лекториум", "Российская электронная школа" и других.

Мероприятия по реализации возможности:

а) использование кадрового ресурса платформ при реализации проекта;

б) реализация на базе проекта "Национальная платформа открытого образования" базовой площадки для апробации разрабатываемых в рамках проекта технологических и организационных решений.

При реализации проекта может быть использован опыт ведущих университетов Российской Федерации по работе с глобальными платформами открытого образования, что позволяет организовать трансфер лучших мировых наработок и практик в области онлайн-обучения.

Мероприятия по реализации возможности:

а) развитие сотрудничества с глобальными платформами открытого образования в рамках Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров;

б) включение онлайн-курсов, реализуемых на глобальных платформах открытого образования в создаваемые механизмы зачета результатов обучения.

При создании системы профессионально-общественной оценки онлайн-курсов может быть использован результат проведенной экспертами АНО "Институт Развития Интернета" работы по выработке критериев качества онлайн-курсов на основе российских и зарубежных исследований.

В республике с 2014 года функционирует информационная система "Портал дистанционного образования "ДОМ 365", предназначенная для планирования, проведения и управления всеми учебными мероприятиями в общеобразовательных организациях республики, включая обучение, проводимое как в очной, так и в дистанционной форме. Информационная система "Портал дистанционного образования "ДОМ 365" разработан на Moodle (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment, модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения) - которая является системой управления обучением. К основным функциональным возможностям Moodle можно отнести:

- управление сайтом;

- управление пользователями;

- управление курсами;

- взаимодействие пользователей.

"Портал дистанционного образования "ДОМ 365", как информационная система дистанционного обучения обеспечивает:

- централизованное автоматизированное управление обучением;

- быстрое и эффективное размещение и предоставление учебного контента обучаемым;

- единую платформу для решения основных задач в рамках планирования, проведения и управления всеми учебными мероприятиями в организациях республики;

- поддержку современных стандартов в сфере технологий дистанционного обучения;

- персонализацию учебного контента и возможность его многократного использования;

- широкий диапазон средств организации взаимодействия между всеми участниками учебного процесса;

- на 100% подходит для организации online-классов, а также подходит для организации традиционного обучения.

В перспективе возможна интеграция информационной системы "Портал дистанционного образования "ДОМ 365" с внешними информационными системами

Дополнительная информация

1. В рамках проекта не рассматривается вопрос развития инфраструктуры образовательных организаций, необходимой для широкого использования цифрового контента.

2. Дополнительный результат проекта - формирование единого цифрового портфолио обучающегося, начиная с обучения в общеобразовательной организации.

3. По результатам первых этапов реализации проекта возможен выход на новые модели организации образовательного процесса и присвоения квалификаций, в перспективе позволяющие дополнить существующие формы получения образования.

4. Реализация данного проекта не распространяется на образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

5. Финансирование за счет средств федерального бюджета, средств бюджета Удмуртской Республики и местных бюджетов на реализацию приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда в Удмуртской Республике" не предусмотрено