В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 11 августа 2016 года N 403 "Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы" и обеспечения дальнейшего развития государственной гражданской службы Ярославской области и муниципальной службы в Ярославской области:
1. Утвердить прилагаемую кадровую стратегию органов исполнительной власти Ярославской области на период 2018 - 2023 годов.
2. Рекомендовать иным органам государственной власти Ярославской области и государственным органам Ярославской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области учитывать положения кадровой стратегии, указанной в пункте 1, при организации мероприятий по развитию государственной гражданской службы Ярославской области и муниципальной службы в Ярославской области.
3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на руководителя аппарата Правительства области Валдаева Ю.В.
4. Распоряжение вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
Д.Ю.МИРОНОВ
КАДРОВАЯ СТРАТЕГИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2018 - 2023 ГОДОВ
1.1. Кадровая стратегия органов исполнительной власти Ярославской области на период 2018 - 2023 годов (далее - стратегия) разработана в целях формирования стабильного высокопрофессионального кадрового состава государственных гражданских служащих Ярославской области (далее - гражданские служащие), способного обеспечить эффективное управление регионом и реализацию стратегических целей и задач федерального и регионального уровня. Стратегия определяет задачи по работе с кадрами по отдельным направлениям кадровой работы, а также показатели достижения поставленных задач.
1.2. Стратегия разработана с учетом положений следующих нормативных правовых актов:
- Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2016 г. N 1919-р;
- Закон Ярославской области от 27 июня 2007 г. N 46-з "О муниципальной службе в Ярославской области";
- постановление Правительства области от 27.01.2014 N 55-п "Об утверждении областной целевой программы "Развитие государственной гражданской службы в Ярославской области" на 2014 - 2017 годы".
2.1. Работа с кадрами в органах государственной власти Ярославской области (далее - ОГВ ЯО) осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Закона Ярославской области от 3 июня 2005 г. N 30-з "О государственной гражданской службе Ярославской области" и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов (далее - законодательство о гражданской службе).
При этом Правительство области, осуществляющее в соответствии с законодательством о гражданской службе полномочия органа по управлению государственной гражданской службой Ярославской области (далее - гражданская служба), является инициатором, а управление государственной службы и кадровой политики Правительства области (далее - управление) - исполнителем программ и проектов, направленных на развитие гражданской службы.
Региональные проекты в сфере развития гражданской службы и кадровые практики отмечены наградами всероссийских конкурсов:
- "Корпоративный университет Правительства Ярославской области" и "Единая методика подбора кадров для замещения должностей гражданской службы Ярославской области" (Почетная грамота Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России), 2015);
- "Корпоративный университет Правительства Ярославской области" (диплом за второе место на конкурсе "Лучший проект года", 2016);
- "Институт наставничества" (благодарность Минтруда России, 2016);
- "Организация и проведение конкурсов профессионального мастерства: межрегиональный формат" (диплом Минтруда России, 2017);
- "Организация межрегиональных стажировок по лучшим кадровым практикам" и "Совет независимых экспертов" (благодарность Минтруда России, 2017).
Реализуемые в ОГВ ЯО в настоящее время программы и проекты в сфере развития гражданской службы учитывают положения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" и от 11 августа 2016 года N 403 "Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы". В 2017 году завершилось действие областной целевой программы "Развитие государственной гражданской службы в Ярославской области" на 2014 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 27.01.2014 N 55-п "Об утверждении областной целевой программы "Развитие государственной гражданской службы в Ярославской области" на 2014 - 2017 годы". В целях обеспечения преемственности работы по развитию гражданской службы выбор основных (стратегических) направлений работы с кадрами на период 2018 - 2023 годов основывается на прогнозируемых итогах реализации указанной программы, а также на задачах по развитию гражданской службы в 2018 году, содержащихся:
- в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" и от 11 августа 2016 года N 403 "Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы";
- в Плане мероприятий ("дорожной карте") по реализации Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2016 г. N 1919-р.
Кроме того, при планировании стратегии учитывались методические материалы о реализации отдельных вопросов развития гражданской службы, разработанные Минтрудом России, а также информация о внедрении современных кадровых технологий, размещенная на сайте Минтруда России. В целом реформирование системы государственного управления в России является одним из важных условий положительного социально-экономического развития страны и повышения ее мировой конкурентоспособности.
В Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации указывалось, что основным препятствием на пути экономических реформ является недостаточная эффективность государственного аппарата. Результаты исследований состояния системы государственного управления подтверждают необходимость повышения эффективности деятельности государственной власти.
Повышение эффективности и качества государственного управления является одним из базовых условий обеспечения стабильности и устойчивого социально-экономического развития региона, повышения благосостояния населения. При этом система методов государственного управления в целом должна трансформироваться от командно-административных к преимущественно экономическим, от отраслевых (функциональных) к процессным и межфункциональным (командным).
В настоящее время в органах исполнительной власти Ярославской области (далее - ОИВ ЯО) обеспечение выполнения стратегических целей и задач посредством использования квалифицированного персонала осуществляется по целому ряду направлений:
- повышение качества формирования кадрового состава;
- формирование эффективного кадрового резерва;
- повышение объективности и прозрачности кадровых процедур на гражданской службе;
- внедрение современных информационных технологий;
- профессиональное развитие гражданских служащих и развитие межрегионального взаимодействия;
- организационное развитие.
2.2. Повышение качества формирования кадрового состава.
Организация эффективных подбора и отбора кадров для гражданской службы, их оценка - основа работы по формированию стабильного кадрового состава гражданской службы. Основным способом поступления на гражданскую службу и пополнения кадровых резервов для организации своевременного замещения должностей гражданской службы являются конкурсные процедуры. В настоящее время подавляющее большинство конкурсов, организуемых в рамках подбора кадров, составляют конкурсы на включение в кадровые резервы для замещения должностей гражданской службы (таблица 1).
Количественный и качественный анализ конкурсов, организуемых в рамках подбора кадров, за период 2014 - 2016 годов
Инициатор конкурса | Конкурс на замещение вакантных должностей (шт.) | Конкурс на включение в кадровый резерв (шт.) | ||||
2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | |
Правительство области | 0 | 1 | 0 | 6 | 4 | 8 |
ОИВ ЯО | 17 | 9 | 10 | 85 | 37 | 102 |
Итого | 17 | 10 | 10 | 91 | 41 | 110 |
Сравнительный анализ конкурсов, проведенных в 2016 году и в 2014, 2015 годах, позволяет выявить следующие особенности:
- снижение общего количества кандидатов, изъявивших желание поступить на гражданскую службу (участников конкурсов);
- преобладание среди участников конкурса гражданских или муниципальных служащих (более 50 процентов от общего числа участников).