ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2017 года N 735-П


О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 16.12.2015 г. N 623-П



Правительство Челябинской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Внести в постановление Правительства Челябинской области от 16.12.2015 г. N 623-П "О государственной программе Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области" на 2016 - 2019 годы и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 18 декабря 2015 г.; 11 февраля 2016 г.; 6 апреля 2016 г.; 22 апреля 2016 г.; 22 июля 2016 г.; 19 декабря 2016 г.; Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2016, выпуск 4 (часть XIII); Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 28 апреля 2017 г.; 19 июля 2017 г.; 18 августа 2017 г.; 18 октября 2017 г.; 24 октября 2017 г.; 30 октября 2017 г.; 7 ноября 2017 г.; 20 ноября 2017 г.) следующие изменения:


1) в наименовании цифры "2016 - 2019" заменить цифрами "2016 - 2020";


2) в пункте 1 цифры "2016 - 2019" заменить цифрами "2016 - 2020";


3) государственную программу Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области" на 2016 - 2019 годы, утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).


2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.


3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2018 года.



Председатель
Правительства
Челябинской области
Б.А.ДУБРОВСКИЙ



Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 16 декабря 2015 г. N 623-П
     (в редакции
постановления
Правительства
Челябинской области
от 28 декабря 2017 г. N 735-П)



Государственная программа Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области" на 2016 - 2020 годы



Паспорт государственной программы Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области" на 2016 - 2020 годы

Ответственный исполнитель государственной программы

-

Министерство экономического развития Челябинской области (далее именуется - Минэкономразвития Челябинской области)

Соисполнители государственной программы

-

Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области;

Министерство образования и науки Челябинской области;

Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области;

Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области

Подпрограммы государственной программы

-

"Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2016 - 2020 годы";

"Развитие промышленности Челябинской области на 2016 - 2020 годы";

"Стимулирование развития экономики Челябинской области на 2016 - 2020 годы";

"Диверсификация экономики моногородов Челябинской области на 2017 - 2020 годы";

"Ведомственная целевая программа "Совершенствование государственного стратегического управления" на 2018 - 2020 годы"

Основная цель государственной программы

-

создание условий для обеспечения роста благосостояния населения за счет развития экономики Челябинской области опережающими темпами

Основные задачи государственной программы

-

создание благоприятного предпринимательского климата, развитие механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

создание условий для опережающего развития субъектов деятельности в сфере промышленности Челябинской области;

стимулирование экономики Челябинской области через развитие международных и межрегиональных связей, координацию выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности и повышение эффективности управления процессами регионального развития;

совершенствование системы регионального стратегического управления;

модернизация и диверсификация экономики моногородов Челябинской области <**>

Целевые показатели (индикаторы) государственной программы

-

валовой региональный продукт, млрд. рублей;

производительность труда в "базовых" отраслях <*>, млн. рублей на одного работающего;

прирост высокопроизводительных рабочих мест по отношению к предыдущему году, тыс. единиц;

объем экспорта, млн. долларов;

вывоз продукции в субъекты Российской Федерации, млрд. рублей;

объем инвестиций в основной капитал, млрд. рублей;

место Челябинской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, группа;

индекс промышленного производства, процентов;

инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в моногородах Челябинской области;

создание новых рабочих мест в моногородах Челябинской области

Сроки и этапы реализации государственной программы

-

государственная программа реализуется в 2016 - 2020 годах в два этапа:

I этап - 2016 год;

II этап - 2017 - 2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований государственной программы

-

общий объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы составляет 5921494,45 тыс. рублей, в том числе:

2016 год - 2159953,08 тыс. рублей;

2017 год - 1250924,07 тыс. рублей;

2018 год - 1648622,20 тыс. рублей;

2019 год - 422870,30 тыс. рублей;

2020 год - 439124,80 тыс. рублей;

из них средства областного бюджета - 3622892,93 тыс. рублей, в том числе:

2016 год - 1917166,10 тыс. рублей;

2017 год - 610137,13 тыс. рублей;

2018 год - 406717,30 тыс. рублей;

2019 год - 344441,00 тыс. рублей;

2020 год - 344431,40 тыс. рублей;

средства федерального бюджета - 704738,48 тыс. рублей, в том числе:

2016 год - 242786,98 тыс. рублей;

2017 год - 180614,40 тыс. рублей;

2018 год - 108214,40 тыс. рублей;

2019 год - 78429,30 тыс. рублей;

2020 год - 94693,40 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 1593863,04 тыс. рублей, в том числе:

2017 год - 460172,54 тыс. рублей;

2018 год - 1133690,5 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

-

за период реализации государственной программы:

объем валового регионального продукта составит - 5733,3 млрд. рублей;

производительность труда в "базовых" отраслях составит - 5,3 млн. рублей в расчете на одного работающего;

прирост высокопроизводительных рабочих мест составит - 62,5 тыс. единиц;

объем экспорта составит - 15524,2 млн. долларов;

вывоз продукции в субъекты Российской Федерации составит - 2227,6 млрд. рублей;

объем инвестиций в основной капитал составит - 1080,2 млрд. рублей;

повысится место Челябинской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации не ниже 20;

индекс промышленного производства составит - 110,1 процента;

объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в моногородах Челябинской области составит - 232,9 млрд. рублей;

будет создано новых рабочих мест в моногородах Челябинской области - 19225 единиц


________________


* "Базовые" отрасли экономики включают в себя машиностроение, металлургическую промышленность, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (подразделы DJ, DK, DL, DM в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности).


** К моногородам Челябинской области относятся муниципальные образования Челябинской области, включенные в перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 1398-р "Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)" (далее именуются - моногорода Челябинской области).



Раздел I. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ХАРАКТЕРИСТИКУ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


1. В целях реализации системного стратегического подхода к государственному управлению постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26.03.2014 г. N 1949 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года" принята Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года (далее именуется - Стратегия), определившая основные приоритеты и направления развития Челябинской области на среднесрочную и долгосрочную перспективы.


Согласно Стратегии основными приоритетами государственной политики в сфере экономики и экономического развития Челябинской области являются:


выявление и развитие "точек ускоренного роста" экономики Челябинской области с целью концентрации финансовых, природных и трудовых ресурсов для получения максимальных результатов;


выявление и развитие "точек стратегического дохода", наиболее рентабельных видов производств и услуг, основанных на монопольном владении или эксплуатации ресурсов Челябинской области с целью получения высоких доходов;


развитие инновационных отраслей экономики на основе кластерного подхода.


2. Изначально Челябинская область обладает значительным производственным, трудовым и научным потенциалом, разнообразной ресурсной базой, развитой инфраструктурой, уникальными природно-климатическими условиями и богатейшими туристскими ресурсами, включающими природные, исторические и культурные достопримечательности.


По итогам 2014 года Челябинская область занимает 7 место по объему отгруженной продукции в обрабатывающих производствах, 11 место по строительству жилья, 14 место по объему валового регионального продукта (за 2013 год), 15 место по инвестициям в основной капитал.


В различных отраслях экономики заняты около 1744 тыс. человек, или 49,9 процента от численности населения Челябинской области.


Объем валового регионального продукта по Челябинской области за 2014 год в основных ценах по оценке Минэкономразвития Челябинской области составил 972 млрд. рублей. Темп роста в сопоставимых ценах по отношению к 2013 году - 102,2 процента при индексе-дефляторе 108,1 процента.


Прирост валового регионального продукта обусловлен расширением инвестиционного спроса (инвестиции в основной капитал в 2014 году выросли на 1,8 процента в сопоставимых ценах), а также увеличением экспорта (рост на 7,3 процента в 2014 году).


Вместе с тем наметилась тенденция к снижению потребительского спроса (реальные располагаемые доходы населения снизились на 2 процента, розничный товарооборот - на 0,5 процента по отношению к 2013 году).


3. В непростых постоянно меняющихся экономических условиях одной из "точек роста" экономики Челябинской области становится развитие субъектов малого и среднего предпринимательства по причине их мобильности и гибкости.


При этом перечень факторов, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса, довольно обширен: от наличия административных барьеров и нестабильности законодательства до недоступности финансовых ресурсов и недостатка квалифицированных кадров. Перечисленные проблемы требуют поступательного планомерного решения.


4. Базовой отраслью экономики и безусловной основой экономического роста Челябинской области является промышленность. Индекс промышленного производства в 2014 году составил 103,9 процента по отношению к 2013 году (в 2013 году - 99,9 процента, в 2012 году - 101,7 процента). В структуре промышленности 88,6 процента приходится на обрабатывающие производства. При этом объем производства продукции обрабатывающими предприятиями в Челябинской области увеличился по сравнению с 2013 годом на 3,3 процента (в 2013 году - на 0,4 процента).


В структуре отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами обрабатывающих производств наибольший удельный вес имеет вид деятельности "Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий" (58,4 процента). Индекс производства в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий составил 110,1 процента.


Индекс производства по добыче полезных ископаемых в 2014 году по сравнению с 2013 годом составил 121,9 процента (в 2013 году - 110,8 процента). Рост производства по данному виду деятельности связан с увеличением добычи металлических руд на 35,4 процента.


Вместе с тем в условиях санкционного давления на Российскую Федерацию в целом и на Челябинскую область в частности приоритетными направлениями развития промышленного комплекса становится создание условий для организации в Челябинской области современных производств по выпуску конкурентоспособной импортозамещающей продукции в целях повышения экономической и промышленной независимости и безопасности Челябинской области.


При этом нарастающий разрыв между высокими издержками предприятий в кризисный период и относительно низкой производительностью, связанной, в первую очередь, с высокой степенью физического и морального износа основных фондов, создает угрозы снижения конкурентоспособности экономики в долгосрочной перспективе.


Для преодоления проблемы необходим переход к новым уровням конкурентоспособности, что потребует резкого роста капиталовооруженности. Достигнутый уровень объема инвестиций в основной капитал является недостаточным для поддержания производственной базы Челябинской области на должном техническом уровне. Для улучшения существующих тенденций необходимо создание такой среды для бизнеса, в которой вложение инвестиций в производство, в том числе в инновационное производство, будет основным способом получения высоких и стабильно растущих доходов.


Ключевым условием реализации инновационного сценария социально-экономического развития помимо прочего является повышение эффективности государственного управления, в том числе через систему стратегического планирования и прогнозирования социально-экономических процессов.


5. Решение обозначенных проблем программно-целевым методом представляется наиболее оптимальным. Указанный метод отвечает задаче формирования областного бюджета в "программном" формате, позволит охватить одной государственной программой все расходы Минэкономразвития Челябинской области и, самое главное, позволит увязать между собой конкретные результаты, мероприятия и объемы финансирования, необходимые для достижения намеченных целей.



Раздел II. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


6. Основной целью государственной программы является создание условий для обеспечения роста благосостояния населения за счет развития экономики Челябинской области опережающими темпами.


7. Исходя из обозначенной цели задачами государственной политики в рамках реализации государственной программы являются:


создание благоприятного предпринимательского климата, развитие механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;


создание условий для опережающего развития субъектов деятельности в сфере промышленности Челябинской области;


стимулирование экономики Челябинской области через развитие международных и межрегиональных связей, координацию выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности и повышение эффективности управления процессами регионального развития;


совершенствование системы регионального стратегического управления;


модернизация и диверсификация экономики моногородов Челябинской области.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»