КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 2 марта 2018 года N 150-р


[Об утверждении Концепции развития здравоохранения Чувашской Республики до 2030 года]

(с изменениями на 19 сентября 2019 года)

(в ред. Распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.03.2019 N 234-р, от 19.09.2019 N 831-р)




1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития здравоохранения Чувашской Республики до 2030 года (далее - Концепция).


2. Министерству здравоохранения Чувашской Республики в трехмесячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации Концепции.


3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Чувашской Республике руководствоваться положениями Концепции при планировании и осуществлении мероприятий по охране здоровья граждан в Чувашской Республике.



Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
И.МОТОРИН



Утверждена
распоряжением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 02.03.2018 N 150-р



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДО 2030 ГОДА

(в ред. Распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.03.2019 N 234-р, от 19.09.2019 N 831-р)




I. Общие положения


В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Чувашской Республики одним из приоритетов государственной политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.


Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами:


совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем жителям Чувашской Республики;


развитием инфраструктуры и системы ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение медицинских организаций на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;


наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Чувашской Республики.


Настоящая Концепция включает анализ текущего состояния отрасли здравоохранения Чувашской Республики, а также основную цель и основные задачи, приоритеты, основные направления и меры реализации государственной политики в сфере здравоохранения, обеспечивающие устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие здравоохранения республики.


Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 254, и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Чувашской Республики, Закон Чувашской Республики "Об охране здоровья граждан в Чувашской Республике", Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июня 2018 г. N 254, государственная программа Чувашской Республики "Развитие здравоохранения", утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 ноября 2018 г. N 461, и иные нормативные правовые акты Чувашской Республики.


(в ред. Распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.09.2019 N 831-р)


Настоящая Концепция может являться основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования по вопросам охраны здоровья граждан в Чувашской Республике.



II. Характеристика текущего состояния отрасли здравоохранения Чувашской Республики


Существующая нормативно-правовая база определяет единые требования к инфраструктуре здравоохранения, логистике оказания медицинской помощи как основной функции системы здравоохранения, ее качеству и доступности, квалификации медицинских работников медицинских организаций различных форм собственности и ведомственной принадлежности с учетом особенностей и специфики выполняемых в рамках законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики задач.


Основным механизмом реализации конституционного права граждан на бесплатное оказание медицинской помощи, планирования и распределения бюджетных средств в соответствии с необходимыми объемами является программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - программа государственных гарантий).


С 2010 года финансовое обеспечение отрасли здравоохранения Чувашской Республики за счет бюджетных ассигнований бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов возросло в 2,8 раза (с 5,6 млрд. рублей в 2010 году до 15,4 млрд. рублей в 2017 году).


Финансирование отрасли здравоохранения в рамках реализации программы государственных гарантий увеличилось в 1,8 раза, оптимизированы расходы по видам медицинской помощи, перераспределены финансовые потоки с затратной стационарной помощи на амбулаторную и стационарзамещающую.


С 2013 года финансовое обеспечение базовой программы обязательного медицинского страхования осуществляется на основе принципа единого подушевого финансирования, что позволило обеспечить сбалансированность территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Внедрены единая тарифная политика в сфере обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), единые эффективные способы оплаты медицинской помощи по результатам деятельности медицинских организаций, осуществлен поэтапный переход на преимущественно одноканальное финансирование с включением в базовую программу ОМС основных видов медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной.


Увеличение тарифов на медицинские услуги в рамках программы государственных гарантий привело к их экономической привлекательности для частных медицинских организаций. С 2010 года в 18 раз увеличилось количество медицинских организаций частной системы здравоохранения, участвующих в реализации программы государственных гарантий. Расширился и спектр оказываемых ими услуг - от преимущественно стоматологических и диагностических до гемодиализа, экстракорпорального оплодотворения, компьютерной и магнитно-резонансной томографии, что развивает конкурентную среду в сфере оказания медицинской помощи, обеспечивая ее качество и доступность.


Для обеспечения доступности медицинской помощи, оптимального распределения ресурсов медицинских организаций осуществляется непрерывная работа по совершенствованию трехуровневой системы оказания медицинской помощи.


В целях повышения качества оказания первичной медико-санитарной помощи сельским жителям организована работа фельдшерско-акушерских пунктов и домовых хозяйств на селе в зависимости от численности населения и удаленности от другой медицинской организации, а также используются различные выездные формы работы.


Сформирован второй, межрайонный, уровень - оказание населению сельской местности специализированной помощи при жизнеугрожающих состояниях (остром коронарном синдроме, инфаркте миокарда, инсультах, тяжелых травмах, комах и др.). За счет оптимального размещения медицинских центров второго уровня обеспечивается доставка в них пациентов из любой точки республики в течение "золотого часа".


Проведены основные структурные преобразования в отрасли здравоохранения в условиях компактного заселения республики, высокой транспортной доступности и развитой инфраструктуры системы оказания медицинской помощи.


С 2013 года увеличены объемы финансового обеспечения первичной медико-санитарной помощи, включая медицинскую помощь в неотложной форме, в дневных стационарах, в том числе амбулаторной хирургии, паллиативной медицинской помощи, массовых скринингов состояния здоровья в рамках диспансеризации и профилактических осмотров.


При оказании скорой медицинской помощи отработаны схемы маршрутизации пациентов, полностью обновлены укладки и наборы. Продолжена оптимизация работы службы скорой медицинской помощи, которая сопровождалась активным внедрением современных информационных систем, оснащением санитарного транспорта службы скорой медицинской помощи бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Таким образом, среднее время прибытия по вызову бригад "03" к 2017 году сократилось до 12,0 минуты, а среднее время прибытия на место дорожно-транспортного происшествия - до 10,8 минуты. 97,3 процента бригад скорой помощи доезжают до пациентов за время менее 20 минут.


Повысилась доступность высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП) (третий уровень), благодаря чему объемы ВМП, оказанной жителям республики, увеличились с 2006 года почти в 7 раз, а доля пациентов, получающих ВМП на территории Чувашской Республики, возросла с 12 до 80 процентов.


Это стало возможным в том числе в результате создания новой, действующей с 2014 года, организационной модели, предусматривающей поэтапное включение методов ВМП в базовую программу ОМС, установление программой государственных гарантий двух перечней видов ВМП - включенных и не включенных в базовую программу ОМС.


Выстроена трехуровневая система оказания медицинской помощи в сфере охраны материнства и детства.


В целях устранения дефицита медицинских кадров действуют различные республиканские и муниципальные программы, предусматривающие дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в частности государственную поддержку улучшения жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, предоставление субсидии на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам) и социальных выплат на приобретение или строительство жилья, выплат на компенсацию расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и т.д.


Одним из основных механизмов устранения кадрового дисбаланса является адресная целевая подготовка в вузах специалистов для их последующего трудоустройства в медицинские организации. Всего с 2014 года в рамках целевого обучения заключено 357 договоров с гражданами.


Реализация программы "Земский доктор" позволила привлечь в медицинские организации, расположенные в сельской местности, дополнительно 325 врачей, а также способствовала увеличению доли молодых специалистов.


Проведена работа по оптимизации структуры работающих в сфере здравоохранения и повышению эффективности использования кадровых ресурсов. В результате увеличилась доля работников, выполняющих и оказывающих более сложные и высококвалифицированные работы и услуги, повысились степень интенсивности выполняемой работы и, как следствие, производительность труда. Это привело к росту средней заработной платы указанных категорий работников: с 2012 по 2016 год среднемесячная заработная плата врачей, средних и младших медицинских работников увеличилась соответственно на 36,6, 36,4 и 104,4 процента.


С 2014 года внедрены новые подходы к оплате труда медицинских работников, которые предусматривают существенное увеличение доли выплат по базовым окладам в структуре заработной платы (55 - 60 процентов), что позволило снизить дифференциацию заработной платы и повысить социальную защищенность медицинских работников.


Последовательно проводится политика по снижению действия факторов риска развития основных заболеваний, формированию единой профилактической среды. Приняты нормативные правовые акты, направленные на снижение потребления алкоголя и табака. Особое внимание уделяется мотивации населения к ведению здорового образа жизни. Реализуются коммуникационные проекты, направленные на формирование у населения бережного отношения к своему здоровью, профилактику употребления алкогольной и табачной продукции. Реализуется комплекс мер по мотивированию работодателей к заботе о здоровье работников.


Предпосылкой создания электронного здравоохранения стали мероприятия по внедрению современных информационных систем, проведенные в рамках программы модернизации здравоохранения Чувашской Республики, реализация которых обеспечила уровень базовой информатизации согласно Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. N 364.


К 2017 году все медицинские организации были оснащены компьютерным и телекоммуникационным оборудованием, внедрены медицинские информационные системы; около 9,5 тыс. автоматизированных рабочих мест подключены к Республиканской медицинской информационной системе. Функционируют республиканские информационные системы, автоматизирующие процессы льготного лекарственного обеспечения, диспетчеризации санитарного автотранспорта, хранения медицинских изображений, дистанционного взаимодействия медицинских работников, электронной записи граждан на прием к врачу и т.д.


В здравоохранении реализуются практические меры по развитию и внедрению механизмов государственно-частного партнерства и привлечению инвестиций в здравоохранение.


Итоги реализации государственных инициатив к 2017 году характеризовались следующими демографическими показателями:


перелом в тенденции снижения численности населения - впервые за 20 лет естественная убыль населения сменилась в 2012 году естественным приростом, по итогам 2016 года этот показатель составил 0,05 на 1 тыс. населения;


увеличение суммарного коэффициента рождаемости (1,869 в 2016 году);


снижение показателя младенческой смертности - по данному показателю Чувашская Республика в 2016 году являлась лидером среди субъектов Российской Федерации (3,2 на 1 тыс. родившихся живыми);


увеличение ожидаемой продолжительности жизни - в результате положительной динамики показателей рождаемости и смертности на территории Чувашской Республики увеличилась ожидаемая продолжительность жизни населения, в 2016 году она достигла исторического максимума (71,52 года).


Таким образом, к настоящему моменту удалось добиться ряда значительных сдвигов как в структуре организации медицинской помощи, так и в результативности функционирования системы здравоохранения. Во многом преодолены негативные тенденции в состоянии системы диагностики и лечения основных социально значимых заболеваний. Произошли значительные положительные изменения в демографической ситуации, обусловленной последствиями 1990-х годов.



III. Вызовы системе здравоохранения

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»