УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

ПРИКАЗ

от 27 декабря 2017 года N 159


Об утверждении Концепции развития торговли и услуг в Алтайском крае на период до 2025 года

(с изменениями на 18 ноября 2020 года)

(в ред. Приказа управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 18.11.2020 N 43/Пр/80)




В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Стратегией развития торговли Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25.12.2014 N 2733, приказываю:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития торговли и услуг в Алтайском крае на период до 2025 года (далее - Концепция).


2. Заместителю начальника управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, начальнику отдела государственного регулирования и развития потребительского рынка Денежкиной Г.М. обеспечить:


направление Концепции в электронной форме в администрации муниципальных районов и городских округов Алтайского края;


разработку проекта дорожной карты (плана мероприятий) по реализации Концепции в срок до 30.03.2018.



Начальник управления
Е.В.ДЕШЕВЫХ



Утверждена
Приказом
управления Алтайского края
по развитию предпринимательства
и рыночной инфраструктуры
от 27 декабря 2017 г. N 159



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

(в ред. Приказа управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 18.11.2020 N 43/Пр/80)




1. Общие положения


Концепция развития торговли и услуг в Алтайском крае на период до 2025 года (далее - Концепция) определяет основные приоритеты и мероприятия по развитию сегментов розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг.


Настоящая Концепция разработана на основании и с учетом следующих нормативных правовых актов и документов:


Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";

Федеральный закон от 30.12.2016 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации";


постановление Администрации Алтайского края от 16.12.2016 N 424 "О нормативах минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории Алтайского края";


Стратегия развития торговли Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года, утвержденная приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25.12.2014 N 2733;


Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года, утвержденная Законом Алтайского края от 21.11.2012 N 86-ЗС;


план мероприятий по содействию импортозамещению в Алтайском крае до 2020 года, утвержденный распоряжением Администрации Алтайского края от 30.06.2016 N 187-р.


При разработке положений Концепции использованы статистические данные, проведен анализ тенденций и проблем развития сферы торговли и услуг в регионе.



2. Краткая характеристика текущего состояния сферы торговли и услуг


Сфера торговли и услуг является индикатором социально-экономических процессов, происходящих в обществе, отражает динамику потребления и платежеспособного спроса населения, уровень предпринимательской активности. Сбалансированность потребительского рынка - обязательное условие эффективности региональной экономики, показатель уровня жизни населения.


Сфера торговли и услуг края является одним из лидеров среди отраслей экономики по обеспечению населения занятостью (по данным Алтайкрайстата по итогам 2016 года доля населения, занятого в торговле <1>, составляет 19,1% от общей численности занятых в экономике региона), созданию добавленной стоимости (доля отрасли во внутреннем валовом продукте региона в 2015 году составляла 15,7%) и налоговым поступлениям в бюджет (15,5% от всех поступивших в консолидированный бюджет налоговых доходов в 2016 году в Алтайском крае).


________________


<1> По виду деятельности "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования".


Несмотря на то, что потребительский рынок является одним из наиболее устойчивых к рискам экономического развития секторов экономики, кризисные явления нарушили тенденцию ускоренного экономического роста в отрасли и, соответственно, отразились на основных социально-экономических показателях:



Динамика основных показателей развития сферы торговли и услуг Алтайского края в 2011 - 2016 гг.

N п/п

Наименование показателя

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2016 к 2010

1.

Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах), млрд руб.

218,1

254,1

282,8

306,5

321,2

326,9

X

2.

ИФО <2> оборота розничной торговли (к соответствующему периоду предыдущего года), %

113

110,8

104,4

100,1

90,6

94,8

112,4

3.

Место в рейтинге регионов СФО <3> по показателю из п. 2

3

3

5

6

6

6

X

4.

Оборот общественного питания (в фактически действовавших ценах), млрд руб.

6.0

6,6

7,3

8,0

8,7

9,1

X

5.

ИФО оборота общественного питания (к соответствующему периоду предыдущего года), %

108.1

106,4

101,8

100

94,8

98,3

109,1

6.

Место в рейтинге регионов СФО по показателю из п. 5

4

8

5

9

6

7

X

7.

Объем бытовых услуг населению, млрд руб.

7,3

7,9

8,9

9,7

10,3

9,2

X

8.

ИФО бытовых услуг населению (к соответствующему периоду предыдущего года), %

101,5

100,4

100,5

99

96,6

83,7

82

9.

Место в рейтинге регионов СФО по показателю из п. 8

5 - 6

9

10

8

7

12

X


________________


<2> ИФО - индекс физического объема.


<3> Рейтинг составлен от наибольшего значения показателя (1 место) к наименьшему (12 место).


В настоящее время развитая региональная товаропроводящая инфраструктура, включающая стационарные и нестационарные торговые объекты, розничные рынки и ярмарочные площадки, обеспечивает потребности свыше 2365 тыс. жителей Алтайского края. Наличие торговых площадей разнообразных форматов характеризует географическую доступность товаров для населения, а также разнообразие ассортиментных позиций, предлагаемых потребителям.


Главная тенденция развития региональной торговли последних лет связана с переходом от независимых магазинов к сетевым структурам, которые, с одной стороны, демонстрируют более высокую эффективность за счет масштабов своей деятельности, с другой стороны, в отдельных случаях становятся препятствием в развитии несетевых торговых форматов.


Развитие торговых сетей способствовало созданию для жителей региона новых рабочих мест, обеспеченных необходимыми социальными гарантиями. Преимущества крупной сетевой торговли в виде больших объемов закупок, строительства собственных распределительных (логистических) центров, внедрения современных форм обслуживания и автоматизации системы товародвижения обеспечили рост производительности труда в отрасли. Так, в 2016 году региональный оборот розничной торговли, приходящийся на одно рабочее место в отрасли, в сравнении с аналогичным показателем 2010 года вырос на 75% (4,3 млн руб. против 2,4 млн руб.). В сопоставимых ценах можно говорить о росте производительности труда в отрасли на 9%. Повышение производительности труда отразилось на уровне заработной платы работников сферы торговли в крае, размер которой за период 2011 - 2016 годы увеличился с 9033 руб. до 17580 руб. или на 21% в сопоставимых ценах.


За период 2011 - 2016 годов инвестиционные вложения крупных и средних организаций торговли превысили 13 млрд руб. Вместе с тем, инвестиционная активность распределяется по территории края неравномерно и зависит от концентрации покупательного спроса и состояния транспортно-логистической инфраструктуры. В этой связи в ряде сельских территорий отмечается недостаток торговых площадей, в первую очередь, предназначенных для реализации непродовольственных товаров, а также дефицит торговых объектов в удаленных, труднодоступных и малочисленных селах.


Развитие услуг (общественного питания и бытовых услуг) в отличие от торговли обусловлено спросом населения в большей степени - поскольку они не относятся к услугам первой необходимости, потребность в них может удовлетворяться и в домашних условиях. В связи с этим региональные тенденции развития сферы услуг направлены на создание разнообразных современных форматов с широким спектром качественных услуг по доступным ценам в пределах территориальной доступности и по месту требования.


В настоящее время индустрия питания в крае представляет собой многообразие форматов с различным уровнем обслуживания, качеством продукции и используемого оборудования. За счет реализации инвестиционных проектов в 2011 - 2016 годах построено и реконструировано 986 объектов питания на 33236 посадочных мест. В городских округах в рассматриваемом периоде отмечается тенденция развития предприятий быстрого обслуживания различных форматов (рестораны, кафе, закусочные). В сельских районах края при сокращении сети столовых, увеличилось количество общедоступных форматов (кафе и баров). При этом следует отметить неравномерность размещения предприятий общественного питания по различным территориям края, наблюдается недостаток объектов сферы в отдельных муниципальных районах края и городских округах.


Бытовые услуги населению края оказывают 9187 объектов различных форм и форматов, направленных на удовлетворение потребностей населения. Особенностью сегмента является преобладание в нем хозяйствующих субъектов малого бизнеса (порядка 81% в региональной структуре), что обусловлено ориентацией услуг на локальные рынки. В 2011 - 2016 годах оказано бытовых услуг населению на сумму свыше 53 млрд руб. Вместе с тем прослеживается ежегодная тенденция сокращения инфраструктуры: в анализируемом периоде количество объектов бытового обслуживания уменьшилось на 11,8%. Отмечается неравномерность распределения объектов в территориях края, в некоторых сельских районах отсутствуют предприятия, оказывающие некоторые виды социально значимые бытовые услуги.


Стимулирование развития сфер общественного питания и бытового обслуживания населения осуществлялось в рамках государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" на 2014 - 2020 годы. Также проекты предприятий отрасли получали финансовую поддержку в рамках предоставления грантов Губернатора Алтайского края в номинациях "Женское предпринимательство", "Сельское предпринимательство", "Гастрономическая уникальность". За 2014 - 2016 годы государственная финансовая поддержка оказана 163 хозяйствующим субъектам, в том числе 76 субъектам сельских территорий, на общую сумму 135,2 млн руб.


В связи с развитием туристской индустрии в Алтайском крае современный облик приобретает сфера дорожных услуг, возрастает потребность в современных объектах дорожного сервиса с качественно другим уровнем обслуживания и большим набором предоставляемых сервисов.


Вследствие этого дорожная сфера края активно развивалась и на сегодня в ее структуру входят: 350 автозаправочных станций, 148 предприятий общественного питания (на 5,5 тыс. посадочных мест), 125 торговых объектов, 28 гостиниц (на 425 койко-мест), 82 станции технического обслуживания и шиномонтажных мастерских, 12 пунктов моек автомобилей, а также стоянки и остановочные площадки, места сезонной торговли дикоросами, площадки для отдыха и др. Все объекты, расположенные на федеральных трассах включены в Генеральную схему размещения объектов дорожного сервиса и многофункциональных зон дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог общего пользования федерального значения.


Системная работа по повышению качества обслуживания на дорогах отразилась и на стабильном уровне инвестиционной активности в данной сфере. Так, объем денежных средств, направленных в 2016 году собственниками объектов в развитие дорожного сервиса, составил 150 млн рублей, что на 21% выше уровня 2015 года (124 млн руб.) и на 50% выше уровня 2014 года (100 млн руб.). За 2014 - 2016 годы государственная финансовая поддержка оказана 20 хозяйствующим субъектам на общую сумму 15,2 млн руб.



3. Цели и задачи Концепции


Исходя из стратегических ориентиров долгосрочного развития Алтайского края и текущего состояния потребительского рынка, основной целью настоящей Концепции является создание условий для эффективного дальнейшего развития сферы торговли и услуг, обеспечивающей оптимальное удовлетворение потребительского спроса.


С учетом обозначенной цели к задачам развития сферы торговли и услуг относятся:


инфраструктурное развитие сферы торговли и услуг с учетом установленных нормативов минимальной обеспеченности дифференцированных по различным форматам и улучшения качества предоставляемых услуг;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»