Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2017 года N 597


Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва на период до 2030 года

(с изменениями на 7 сентября 2020 года)

(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 07.09.2020 N 421)




В целях создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва Правительство Республики Тыва постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва на период до 2030 года.


2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики Республики Тыва.


3. Разместить настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".



Глава Республики Тыва
Ш.КАРА-ООЛ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 28 декабря 2017 г. N 597



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 07.09.2020 N 421)




I. Общие положения


Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва на период до 2030 года (далее - Стратегия) подготовлена в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 1083-р, Законом Республики Тыва от 11 апреля 2016 г. N 160-ЗРТ "О стратегическом планировании в Республике Тыва".


Стратегия представляет собой межотраслевой документ стратегического планирования в сфере развития малого и среднего предпринимательства и является основой для разработки и реализации государственных программ Республики Тыва (подпрограмм государственных программ Республики Тыва), содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.



II. Современное состояние развития малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва


Малый и средний бизнес в Туве, будучи одним из новых видов экономической деятельности, сформировался 25 лет назад и является одним из важнейших секторов экономики.


Малые и средние предприятия в Туве - это около 7 тыс. хозяйствующих субъектов, рабочие места для 9 тыс. граждан. Более 12 процентов ВРП создаются такими организациями.


Преобладающая доля сектора малого предпринимательства (98 процентов) - микробизнес, который обеспечивает реализацию товаров и услуг без создания рабочих мест.


За последние 5 лет зафиксированы резкие колебания количества субъектов малого и среднего предпринимательства.


Рис. 1. Численность субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) за 2011 - 2016 годы*

________________

* Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Общий спад в численности субъектов предпринимательства в Республике Тыва за 2011 - 2016 годы не сопровождался сокращением налоговых поступлений, а, напротив, доходы бюджета от малого бизнеса в целом ежегодно росли. То есть эффективный бизнес развивался дальше.


Рис. 2. Налоговые поступления по специальным налоговым режимам за период 2011 - 2016 годов*

________________

* Рисунок 2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Структура малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва не сбалансирована в территориальном аспекте: 51 процент субъектов предпринимательства ведет деятельность в г. Кызыле. При этом в отраслевом разрезе 50 процентов предпринимателей заняты в сфере торговли.


Одним из основных показателей, характеризующих развитие малого бизнеса, является количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 1000 чел. населения. В 2016 году в Республике Тыва на 1000 человек населения приходилось 22 единицы субъектов малого и среднего предпринимательства.


С 2011 по 2012 годы действовала республиканская целевая программа "Государственная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва на 2011 - 2012 годы". С 2014 года действовала государственная программа Республики Тыва "Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2014 - 2016 годы".


На сегодняшний день в Республике Тыва действует государственная программа Республики Тыва "Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2017 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Тыва от 27 октября 2016 г. N 450, которая включает в себя четыре подпрограммы: "Улучшение инвестиционного климата в Республике Тыва", "Развитие малого и среднего предпринимательства", "Развитие международного, межрегионального сотрудничества и внешнеэкономической деятельности", "Развитие промышленности в Республике Тыва".


В ходе реализации данных подпрограмм оказывается финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства в виде различных субсидий и грантов.


Ежегодно в результате участия в конкурсном отборе, проводимом Минэкономразвития России, привлекаются федеральные субсидии на мероприятия по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства. Всего за период 2010 - 2016 годов из федерального бюджета привлечено 307494,3 тыс. рублей.


Наращиваются объемы субсидий из республиканского бюджета на мероприятия по поддержке малого и среднего бизнеса. Если в 2010 году на эти мероприятия было направлено всего 12858 тыс. рублей, то в 2015 году - 280552 тыс. рублей.


Рис. 3. Объем средств, направленных на реализацию мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства.*

________________

* Рисунок 3 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Количество видов государственной поддержки субъектов предпринимательства в республике постоянно обновляется. Так, если в 2010 году было 8 механизмов поддержки предпринимательства, то в 2012 году - 12, т.е. увеличение на 50 процентов к уровню 2010 года, в 2014 году - 11 или 38 процентов к уровню 2010 года. Если в 2010 - 2012 годах субсидии в основном предоставлялись на реализацию таких традиционных видов поддержки, как технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, субсидирование первого взноса по договору лизинга оборудования, поддержка молодежного предпринимательства, начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства и микрофинансирование, то в последние годы реализовывались новые виды поддержки: создание центров для временного пребывания детей, создание Гарантийного фонда, субсидирование части приобретенного производственного оборудования.


Таким образом, основной упор в государственной финансовой поддержке предпринимательского сектора в последние годы был направлен на модернизацию машин и оборудования, т.к. физический и моральный износ остается одним из важнейших факторов неустойчивости экономического роста. Это приводит к повышению расходов на оплату труда, сырья и материалов, электроэнергии, снижению качества продукции и ее конкурентоспособности на рынке.


Благодаря финансовой поддержке субъектов предпринимательства за период 2010 - 2016 годов возможность реализации своих проектов получили 1107 субъектов предпринимательства, более 80 процентов из которых ведут свою деятельность в сфере производства и услуг. При этом получателями поддержки приняты обязательства по созданию 2411 новых рабочих мест. Фактически, по данным ГУ - Отделение Пенсионного фонда по Республике Тыва, создано 1279 рабочих мест или 53 процента от обязательств. Обязательства не выполняются начинающими субъектами предпринимательства, которые, чтобы "выжить", экономят на всем. Более прозрачные отношения выстраиваются с малыми и средними предприятиями. Объем налоговых поступлений в бюджет от деятельности данных предприятий за 5 лет составил 73184 тыс. рублей.



III. Условия и проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва


3.1. SWOT-анализ

S (сильные стороны)

O (возможности)

Приграничное географическое месторасположение;

молодое население (средний возраст - 29,3 л)

уникальные природные ландшафты; наличие свободных ниш на рынке (в т.ч. в сфере обрабатывающих производств);

развитая инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; накопленный опыт государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; достаточный ресурс рабочей силы; конкурентоспособность отдельных видов выпускаемой продукции и услуг (экологически чистые продукты)

вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в сферы деятельности крупных российских компаний;

кооперация субъектов малого и среднего предпринимательства, формирование инновационной образовательной и исследовательской площадок на базе образовательных организаций среднего образования в Республике Тыва;

большой спрос населения на предоставление социальных услуг; имеются свободные ниши для ведения предпринимательской деятельности, отсутствие конкуренции в некоторых сферах;

развитие туристического потенциала

W (слабые стороны)

T (угрозы)

Дефицит квалифицированных специалистов в отдельных отраслях, в том числе управленческих;

низкий уровень развития социально-культурных секторов экономики (социальное предпринимательство, культура, туризм);

высокая степень износа материально-технической базы; транспортная изолированность; недостаточная реализация инновационного потенциала; недостаточный уровень распространенности информации о регионе как месте с благоприятным для ведения бизнеса климатом; невысокая покупательная способность населения

негативные изменения макроэкономической конъюнктуры; сильная зависимость субъектов малого и среднего предпринимательства от изменений фискальной политики;

высокий уровень финансовой нагрузки и издержек на арендную плату и содержание недвижимости


3.2. Условия территориального развития малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва


Структура малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва не сбалансирована в территориальном аспекте: 51 процент субъектов предпринимательства ведет деятельность в г. Кызыле. При этом в отраслевом разрезе 50 процентов предпринимателей заняты в сфере торговли.


Рис. 4. Распределение субъектов предпринимательства по муниципальным образованиям и городским округам Республики Тыва*

________________

* Рисунок 4 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Муниципальные образования республики обладают природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, который при эффективном использовании должен обеспечить устойчивое многоотраслевое развитие экономики, занятость и повышение качества жизни сельского населения. Способность малого и среднего бизнеса быстро адаптироваться к местным условиям хозяйствования делает его одним из наиболее значимых инструментов реализации указанного потенциала. Территориальная специфика определяет приоритетные направления развития предпринимательства в муниципальных районах: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, развитие животноводства и переработка мясной продукции, производство продовольственных товаров. Среди направлений несельскохозяйственной деятельности наиболее перспективными являются предоставление бытовых услуг населению, строительство и производство строительных материалов, оказание услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, оказание услуг в сфере здравоохранения, предоставление социальных услуг.


Факторами, сдерживающими развитие предпринимательства в сельской местности, являются недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень опыта и знания экономических и юридических основ ведения бизнеса, отсутствие первоначального капитала для открытия собственного дела. Сглаживание влияния данных факторов возможно за счет дифференциации на местном уровне мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса с учетом экономико-географической и социально-демографической специфики муниципальных районов.


Вместе с тем остается актуальной проблема дефицита местных бюджетов и отсутствия у ряда муниципальных районов и городских округов возможности направлять достаточные финансовые средства на поддержку предпринимательства.


Для развития малого и среднего предпринимательства и снятия административных барьеров во всех муниципальных районах и городских округах приняты и реализуются подпрограммы развития субъектов малого и среднего предпринимательства муниципальных программ, а также планы мероприятий ("дорожные карты") по развитию малого и среднего предпринимательства.


Администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Тыва ведется работа по внедрению лучших муниципальных практик, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне, с определением целевых индикаторов реализации указанной работы.


3.3. Условия развития малого и среднего предпринимательства в отраслях экономики Республики Тыва


Отраслевая структура распределения числа малых и микропредприятий остается неизменной, с незначительной динамикой. Преобладает число субъектов предпринимательства в торговле, сельском хозяйстве, сфере услуг и строительной отрасли.


Рис. 5. Отраслевое деление количества субъектов предпринимательства в разрезе видов деятельности в 2016 году*

________________

* Рисунок 5 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Особенности отраслевой структуры отражаются на всех показателях, характеризующих деятельность субъектов предпринимательства.


Наибольшая доля в совокупном обороте субъектов малого и среднего предпринимательства приходится на сферу розничной торговли (59,6 процентов), строительства (11 процентов), операции с недвижимым имуществом (6,23 процентов), транспорт и связь (6 процентов), обрабатывающие производства (3,7 процентов). За рассматриваемый период отраслевая структура и оборот субъектов малого и среднего предпринимательства существенно не изменились.


Обрабатывающие производства


По итогам сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, проведенного в 2016 году, в Республике Тыва в сфере обрабатывающих производств числилось 456 ед. (6,5 процента от общего числа субъектов МСП) субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальных предпринимателей, - 365 ед., юридических лиц - 91 ед.