МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

от 2 августа 2013 года N 52-мпр

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

от 2 августа 2013 года N 130-мпр

ПРИКАЗ


Об утверждении Инструктивно-методических указаний по порядку организации и деятельности общественных наркопостов - постов здоровья и кабинетов профилактики в образовательных организациях в Иркутской области

(с изменениями на 4 октября 2017 года)

(в ред. Приказов министерства образования Иркутской области и министерства здравоохранения Иркутской области от 07.04.2014 N 39-мпр/115-мпр, от 21.07.2014 N 86-мпр/159-мпр, от 17.08.2016 N 93-мпр/67-мпр, от 04.10.2017 N 70-мпр/62-мпр)




В соответствии с Законом Иркутской области от 7 октября 2009 года N 62/28-оз "О профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в Иркутской области", Положением о министерстве образования Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 391/170-пп, Положением о министерстве здравоохранения Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 16 июля 2010 года N 174-пп, руководствуясь статьей 21 Устава Иркутской области, приказываю:


1. Утвердить Инструктивно-методические указания по порядку организации и деятельности общественных наркопостов - постов здоровья и кабинетов профилактики в образовательных организациях в Иркутской области (прилагаются).


2. Настоящий приказ вступает в силу через десять календарных дней после его официального опубликования.


      Министр образования                 Заместитель министра

      Иркутской области                   здравоохранения

                                          Иркутской области

      ________________ В.С.Басюк          ___________________ Т.В.Бойко



Утверждены
приказом
министерства образования
Иркутской области
N 52-мпр и
министерства здравоохранения
Иркутской области
N 130-мпр
от 2 августа 2013 года



ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОРЯДКУ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАРКОПОСТОВ - ПОСТОВ ЗДОРОВЬЯ И КАБИНЕТОВ ПРОФИЛАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Приказов министерства образования Иркутской области и министерства здравоохранения Иркутской области от 07.04.2014 N 39-мпр/115-мпр, от 21.07.2014 N 86-мпр/159-мпр, от 17.08.2016 N 93-мпр/67-мпр, от 04.10.2017 N 70-мпр/62-мпр)




1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ, ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ


1. Настоящие инструктивно-методические указания (далее - ИМУ) разработаны в целях повышения эффективности работы муниципальных и государственных образовательных организаций Иркутской области (далее - образовательные организации) по осуществлению профилактической деятельности в рамках работы общественных наркопостов (постов "Здоровье +", кабинетов профилактики) (далее - наркопост).


2. Необходимо понимать, что без решения вопросов, включающих анализ эффективности, планирование, своевременное выявление несовершеннолетних в ситуации риска и постановку на учет, организацию профилактического процесса и его координацию, невозможно выстроить эффективную систему профилактики употребления психоактивных веществ (далее - ПАВ) в образовательной организации. Значительную роль в профилактике употребления ПАВ играют наркопосты.


3. Целью профилактики употребления ПАВ в образовательной среде является развитие на постоянной основе инфраструктуры и содержания профилактической деятельности, направленной на минимизацию уровня вовлеченности в употребление ПАВ обучающихся образовательных организаций.


4. Целевыми группами (субъектами) профилактики употребления ПАВ являются: обучающиеся, а также их родители (законные представители), специалисты образовательных организаций (педагогические работники, медицинские работники, педагоги-психологи, социальные педагоги, тьюторы), сотрудники территориальных органов Управления по контролю за оборотом наркотиков Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области и другие сотрудники органов внутренних дел, представители общественных объединений и организаций, способные оказывать влияние на формирование здорового образа жизни в среде несовершеннолетних и молодежи.


5. Задачи профилактики зависимости от ПАВ в образовательной среде:


формирование единого профилактического пространства в образовательной среде путем объединения усилий всех участников профилактического процесса для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы профилактики;


мониторинг состояния организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффективности, а также характеристика ситуаций, связанных с распространением употребления ПАВ обучающимися образовательных организаций;


исключение влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение в употребление ПАВ обучающихся образовательных организаций;


развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска употребления ПАВ среди обучающихся, а именно:


личностных - формирование социально значимых знаний, ценностных ориентаций, нравственных представлений и форм поведения у целевых групп профилактики;


социально-средовых - создание инфраструктуры службы социальной, психологической поддержки и развития позитивно ориентированных интересов, досуга и здоровья;


этико-правовых - утверждение в обществе всех форм контроля (юридического, социального, медицинского), препятствующих употреблению ПАВ среди обучающихся образовательных организаций.


6. Объектами профилактики в образовательной среде являются условия и факторы жизни обучающихся, воспитанников, связанные с риском употребления ПАВ, влияние которых возможно корректировать или нивелировать за счет специально организованного профилактического воздействия.


7. При организации профилактической работы очень важно руководствоваться принципами на всех этапах деятельности.


Принцип системности определяет организационно-методическое взаимодействие всех субъектов профилактики, а также межпрофессиональное взаимодействие специалистов образовательной организации (педагог, педагог-психолог, медицинский специалист, школьный инспектор по делам несовершеннолетних (при наличии), школьный уполномоченный (при наличии) и т.д.), имеющих единую цель, гибкую структуру и механизм обратной связи, которые позволяют корректировать текущие задачи и индикаторы эффективности комплексной деятельности.


Необходимо перестать связывать профилактику лишь с употреблением психоактивных веществ, активизируясь только во время проведения разовых акций, декад, месячников и т.д. Этот процесс имеет более глубокие корни и объединяет в себе на постоянной основе как профилактику употребления ПАВ, так и профилактику иных отклонений поведения несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми, детской преступности, последствий негативного информационного взаимодействия и других социально-негативных явлений. Процесс профилактики опирается и на добровольный отказ от употребления ПАВ, и на искоренение (коррекцию) причин, вызывающих у несовершеннолетних желание их употреблять, и на формирование навыков здорового образа жизни, и на процессы социализации, и на формирование единого позитивного воспитательного пространства образовательной организации. Из этого вытекает следующий принцип.


Принцип стратегической целостности обуславливает для организаторов и активных участников профилактической деятельности на всех уровнях взаимодействия единую стратегию профилактической деятельности, включая основные направления, методические подходы и конкретные мероприятия.


Принцип многоаспектности профилактики основан на понимании употребления ПАВ как сложного социально-психологического явления и требует комплексного использования социальных, психологических и личностно ориентированных направлений и форм профилактической деятельности, охватывающих основные сферы социализации обучающихся образовательных организаций.


Принцип ситуационной адекватности профилактической деятельности определяет соответствие содержания и организации профилактики реалиям экономической и социальной жизни и ситуации, связанной с употреблением ПАВ, в стране и регионе.


Принцип динамичности предполагает подвижность и гибкость связей между структурами и компонентами профилактической системы, обеспечивающих возможность ее развития и усовершенствования с учетом достигнутых результатов.


Принцип эффективного использования ресурсов участников профилактики предполагает, что основная часть задач профилактической деятельности реализуется за счет уже имеющихся у образовательных организаций содержательных, методических, профессиональных ресурсов.


Принцип легитимности определяет соответствие любых форм профилактической деятельности в образовательной среде законодательству страны.


8. В структуре содержания задач профилактики в образовательной среде выделяют три направления - первичную, вторичную, третичную профилактику.


Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих зависимость. Эта работа ориентирована на работу со здоровыми детьми и лицами из групп риска по употреблению ПАВ. К группам риска относятся несовершеннолетние граждане и молодежь, в ближайшем окружении которых есть систематические потребители алкоголя и/или наркотических средств, токсических и психотропных веществ, а также несовершеннолетние, находящиеся в трудных жизненных обстоятельствах и неблагоприятных семейных или социальных условиях.


Вторичная профилактика - система социальных, психологических и медицинских мер, направленных на лиц, употребляющих ПАВ, с целью предотвращения формирования зависимости от ПАВ. Целевыми группами для вторичной профилактики являются лица, систематически употребляющие ПАВ, но не обнаруживающие признаков формирования зависимости как болезни (алкоголизма, токсикомании, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании).


Третичная профилактика злоупотребления ПАВ - система социальных, психологических и медицинских действий с лицами, страдающими зависимостью от алкоголя, токсических, психотропных и наркотических веществ, направленных на предотвращение рецидивов патологической зависимости и способствующих восстановлению здоровья, личностного и социального статуса больных, включая их возвращение в семью, в образовательную организацию, к общественно полезным видам деятельности. Третичная профилактика интегрируется с комплексной реабилитацией лиц, страдающих зависимостью от ПАВ.


Первичная профилактика является приоритетным направлением профилактической деятельности в образовательной среде и реализуется, в том числе, через работу общественных наркопостов (постов "Здоровье+", кабинетов профилактики) образовательных организаций. Основой содержания первичной профилактики в образовательной среде является педагогическая профилактика на основе педагогических и психологических технологий. Она связана с формированием и развитием у обучающихся личностных ресурсов, повышающих их устойчивость к негативным влияниям среды.


9. Технологии профилактики употребления ПАВ.


Профилактика зависимости от ПАВ строится на основе разнообразных видов технологий - социальных, педагогических, психологических.


Социальные технологии направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся образовательных организаций, а также формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропагандирующей использование ПАВ.


Педагогические технологии профилактики направлены на формирование у адресных групп профилактики (прежде всего, у обучающихся) представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к ПАВ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.


В профилактической деятельности используются универсальные педагогические технологии (беседы, лекции, тренинги, ролевые игры, проектная деятельность и т.д.). Они служат основой для разработки профилактических обучающих программ, обеспечивающих специальное целенаправленное системное воздействие на адресные группы профилактики.


Реализация педагогической профилактики осуществляется за счет формирования у обучающихся негативного отношения ко всем формам употребления ПАВ как опасного для здоровья и социального статуса поведения, а также посредством формирования у них универсальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность реализовывать свои потребности социально значимыми способами с учетом личностных ресурсов.


10. Основными условиями организации педагогической профилактики являются:


интеграция - реализация целей и задач педагогической профилактики осуществляется в процессе формирования у детей и подростков знаний, умений и навыков, имеющих для них актуальное значение и востребованных в их повседневной жизни;


целостность - вовлечение в сферу педагогической профилактики всех основных институтов социализации несовершеннолетних и молодежи - образовательной организации, семьи, ближайшего окружения;


системность - педагогическая профилактика рассматривается как часть единого процесса воспитания и обучения несовершеннолетнего, а ее задачи соответствуют общим задачам учебно-воспитательного процесса;


комплексность - задачи формирования у несовершеннолетних негативного отношения к употреблению ПАВ реализуются в рамках единого педагогического процесса и сформированного в образовательной сфере профилактического пространства;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»