Президиум Правительства Республики Хакасия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития промышленности Республики Хакасия на 2017 - 2030 годы (далее - Концепция).
2. Исполнительным органам государственной власти Республики Хакасия руководствоваться положениями Концепции при разработке и реализации мероприятий по поддержке и развитию промышленного комплекса Республики Хакасия.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Хакасия руководствоваться положениями Концепции при разработке и реализации мероприятий по поддержке и развитию промышленного комплекса Республики Хакасия.
4. Признать утратившим силу постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 14.01.2016 N 02-п "Об утверждении Концепции развития промышленности Республики Хакасия на 2015 - 2020 годы".
Глава Республики Хакасия -
Председатель Правительства
Республики Хакасия
В.ЗИМИН
Утверждена
постановлением
Президиума Правительства
Республики Хакасия
от 15.11.2017 N 164-п
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА 2017 - 2030 ГОДЫ
Промышленный комплекс Республики Хакасия характеризуется многоотраслевой специализацией, представленной различными видами экономической деятельности.
Несмотря на многоотраслевой характер промышленного производства, его основу составляют организации, добывающие полезные ископаемые в регионе, в том числе уголь, железную руду, медно-молибденовую руду, золото, а также организации, осуществляющие производство сплавов из алюминия и производство электроэнергии.
Доля этих видов деятельности в общем объеме промышленного производства достигает 90%.
В структуре промышленного производства ряд иных видов экономической деятельности, таких как пищевая и перерабатывающая промышленность, производство напитков, производство изделий из дерева, а также производство и монтаж оборудования, демонстрируют положительную динамику роста в период 2015 и 2016 годов.
Настоящая Концепция развития промышленности Республики Хакасия на период 2017 - 2030 годов (далее - Концепция) разработана на основе положений Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 - 2030 годов", постановления Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 N 700 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2020 года", Закона Республики Хакасия от 10.04.2017 N 11-ЗРХ "О промышленной политике Республики Хакасия".
Настоящая концепция - взаимоувязанная по задачам, срокам реализации и ресурсам система представлений о стратегических целях, приоритетах развития промышленной политики Республики Хакасия и направлениях развития промышленности, а также средствах их реализации, включающих в себя набор целевых функций и решений, реализуемых в программах и планах мероприятий правового, экономического, научно-технического и организационного характера.
В рамках настоящей Концепции предусматривается оценить экономическую ситуацию отдельных отраслей (добыча полезных ископаемых и их обработка, черная и цветная металлургия, легкая промышленность, пищевая промышленность и производство напитков), определить место и роль промышленности республики в развитии региональной экономики и дальнейших направлений ее развития, а также выделить приоритеты промышленной политики, определить механизмы реализации самой Концепции в долгосрочном периоде.
Концепция определяет основные принципы, обеспечивающие эффективное развитие промышленного комплекса Республики Хакасия, и отвечает общей идеологии развития российской экономики, предусмотренной в решениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Формирование и развитие промышленного сектора региональной экономики обусловлены особенностями экономико-географического положения, природно-ресурсным потенциалом, историческими особенностями развития Республики Хакасия.
Решающая роль в социально-экономическом развитии Республики Хакасия принадлежит промышленности, где создается до 41,5% <1> валового регионального продукта республики.
________________
<1> По предварительной оценке Министерства экономического развития Республики Хакасия по итогам 2016 года.
Использование потенциала отраслей промышленности республики, таких как цветная и черная металлургия, топливно-энергетического комплекса способно обеспечить высокие темпы социально-экономического развития республики при условии комплексной реализации крупных инвестиционных проектов, направленных на модернизацию действующих и создание новых высокотехнологичных производств.
В течение 2016 года развитие промышленности Республики Хакасия характеризовалось устойчивыми темпами роста.
Лидерами отраслей промышленного производства стали добыча полезных ископаемых и производство электроэнергии, газа и воды.
Индекс промышленного производства составил 109,3%, в том числе по видам деятельности: "Добыча полезных ископаемых" - 110,2%, "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - 123,1%.
В 2016 году в добывающем секторе предприятиями добыто 19,5 млн тонн каменного угля (112,9% к 2015 году), произведено обогащенного угля - 8,4 млн тонн (108,8%).
В группе добычи полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, лидирующую позицию по темпам наращивания производства занимали предприятия по добыче медных концентратов. По сравнению с 2015 годом объемы производства на предприятиях увеличились на 33,9%, что, в первую очередь, объясняется ростом цен на мировом и российском рынках, а также дефицитом запасов медных концентратов. Предприятия золотодобычи в 2016 году увеличили объемы производства на 17,2% по сравнению с 2015 годом.
________________
<2> По предварительной оценке Министерства экономического развития Республики Хакасия по итогам 2016 года.
________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
К основным организациям, осуществляющим деятельность в сфере добычи полезных ископаемых, относятся:
ООО "СУЭК-Хакасия", ЗАО "Угольная компания "Разрез Степной", ООО "Разрез Аршановский" - добыча и обогащение каменного угля;
ООО "Абазинский рудник", ООО "Сорский ГОК" - железные, молибденовые и медные руды;
ПАО "Коммунаровский рудник", ЗАО "Золотодобывающая компания "Золотая звезда", ООО "Артель старателей "Хакасия" - драгоценные металлы;
ООО "Стройсервис", НО "Муниципальный жилищный фонд", ООО "Катрина" - материалы строительные нерудные;
ООО "Бентонит Хакасии", ООО "Барит" - бентонитовые и баритовые руды.
На протяжении 2016 года интенсивно работали предприятия тепло- и электроэнергетики. За отчетный период предприятиями электроэнергетики выработано 29,5 млрд кВт x ч, что выше уровня 2015 года на 26,7%. Отпущено теплоэнергии 4,2 млн Гкал, или 102,9% к 2015 году.
В первом квартале 2017 года экономика республики вышла на лидирующие позиции в промышленном производстве среди субъектов Сибирского федерального округа, заняв четвертое место благодаря уверенным темпам роста в добывающей отрасли, электроэнергетике, а также на отдельных предприятиях, выпускающих продукцию потребительского спроса.
Индекс промышленного производства по итогам I квартала 2017 года составил 105,8% (в I квартале 2016 года - 102,8%), при этом индекс промышленного производства Сибирского федерального округа составил 102,0%, а по Российской Федерации - 100,1%.
Основными факторами сохранения высоких темпов увеличения индекса промышленного производства на 5,8% являются рост добычи полезных ископаемых на 17,5%, обрабатывающего производства - на 4,7%.
Основу потенциала добывающей отрасли республики составляют предприятия угледобычи. За I квартал 2017 года угледобывающими предприятиями региона добыто каменного угля 4,9 млн тонн, что в сравнении с I кварталом 2016 года больше на 7%.
Развитие угледобычи на территории региона осуществляется в рамках программы развития угольной промышленности в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 N 1099-р "Об утверждении программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года".
В настоящее время положения, установленные программой развития угольной промышленности, требуют корректировок в части роста добычи в Республике Хакасия.
Рост объемов производства в добыче каменного угля обусловлен вводом новых производственных мощностей, в том числе развитием Бейского каменноугольного месторождения.
В среднесрочной перспективе к ныне действующим организациям - ООО "Восточно-Бейский разрез", ООО "Разрез Аршановский", ООО "Разрез Майрыхский" - добавятся два угольных разреза на участках недр "Юго-Восточный Кирбинский" и "Северо-Западный Кирбинский", добычу на которых осуществляет ООО "Востсибуголь - Хакасия".
Благоприятная макроэкономическая ситуация на мировых рынках позволяет в среднесрочной перспективе рассматривать угледобывающую промышленность как интенсивно развивающуюся и способствующую росту инвестиций, созданию рабочих мест.
Опережающее развитие угледобывающих мощностей Хакасии позволит довести добычу угля до 46 млн тонн в год к 2030 году, в том числе объемы добычи угля на Бейском каменноугольном месторождении составят 28 млн тонн в год.
На предприятиях добычи полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, наибольший рост производства демонстрировали предприятия по добыче медных концентратов (133,9% к 2015 году). Добыча золотосодержащей руды и концентратов, молибденовой руды, ферромолибдена увеличилась от 104,7% до 117,2% к 2015 году.
Реализация мероприятий, направленных на стабилизацию горнорудного производства на территории монопрофильных населенных пунктов, способствовала замедлению падения добычи железной руды. В 2016 году производство железорудного концентрата составило 81% к предыдущему году (в 2015 году - 47,6%).
В отраслевом разрезе обрабатывающих производств наблюдался рост производства неметаллических минеральных продуктов, химического производства и обработки древесины и производства изделий из дерева (прирост по сравнению с 2015 годом от 1,8% до 26%).
В металлургическом комплексе по итогам 2016 года сохранилась отрицательная динамика (93,8% к 2015 году), что объясняется неблагоприятной рыночной конъюнктурой на рынке цветных металлов.
В пищевой промышленности спад производства углубился вследствие сокращения производства мяса и мясопродуктов, цельномолочной продукции, хлеба и хлебобулочных изделий. В отрицательную область значений ушли предприятия по производству кожи, изделий из кожи и производства обуви, целлюлозно-бумажного производства, производства машин и оборудования, электронного и оптического оборудования (по сравнению с 2015 годом снижение от 3,9% до 20,1%).