Недействующий

 
ПРЕЗИДИУМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 2016 года N 02-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА 2015 - 2020 ГОДЫ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Президиума Правительства Республики Хакасия от 15.11.2017 N 164-п, вступающего в силу со дня официального опубликования.
____________________________________________________________________

Президиум Правительства Республики Хакасия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития промышленности Республики Хакасия на 2015 - 2020 годы (далее - Концепция).

2. Исполнительным органам государственной власти Республики Хакасия руководствоваться положениями Концепции при разработке и реализации мероприятий по поддержке и развитию промышленного комплекса Республики Хакасия.

Исполняющий обязанности Главы
Республики Хакасия - Председателя
Правительства Республики Хакасия
О.НАМ






Приложение

Утверждена
постановлением
Президиума Правительства
Республики Хакасия
от 14.01.2016 N 02-п

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА 2015 - 2020 ГОДЫ


 1. Общие положения


Концепция развития промышленности Республики Хакасия на 2015 - 2020 годы (далее - Концепция) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р, Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 N 700, докладов Социально-экономического положения Республики Хакасия.

Цель разработки Концепции - установление способов обеспечения устойчивого развития промышленного комплекса Республики Хакасия, определение тенденций ее развития, а также формирование основных направлений промышленной политики.

Концепция сформирована с учетом интересов всех заинтересованных участников промышленной политики: промышленных предприятий (местных производителей), местных органов власти, общества. Применение системного подхода к разработке Концепции позволит развивать промышленность в рамках социально-экономического развития Республики Хакасия.

Концепция носит адаптивный рамочный характер. В процессе ее реализации предусматривается возможность корректировки целевых показателей, задач и ресурсов под влиянием оценки результатов реализации Концепции, мониторинга изменений мировой и национальной экономики и прочих факторов, влияющих на результаты ее реализации.

Концепция призвана стать одним из основных инструментов региональной промышленной политики Республики Хакасия по осуществлению институциональных преобразований в промышленно-производственных сферах и направлена на создание долгосрочных стимулов для повышения конкурентоспособности промышленных компаний, как одного из ключевых факторов создания эффективной занятости населения и увеличения наполняемости бюджета, путем обеспечения содействия субъектам промышленной деятельности.


2. Основные термины и понятия


В Концепции использованы следующие основные термины и определения:

концепция развития промышленности - взаимоувязанная по задачам, срокам реализации и ресурсам система представлений о стратегических целях, приоритетах развития промышленной политики и направлениях развития промышленности, а также средствах их реализации, включающих в себя набор целевых функций и решений, реализуемых в программах и планах мероприятий правового, экономического, научно-технического, организационного характера, в рамках государственных программ, в отдельных проектах. Концепция определяет основные принципы и направления, обеспечивающие эффективное динамичное развитие промышленного комплекса Республики Хакасия, и отвечает общей идеологии развития российской экономики, предусмотренной в решениях Президента и Правительства Российской Федерации;

промышленная политика Республики Хакасия - система отношений между исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия и субъектами хозяйствования по поводу обеспечения эффективного функционирования предприятий Республики Хакасия и формирования в нем конкурентоспособного промышленного комплекса;

промышленная деятельность - деятельность субъектов промышленной политики, учитываемая как основной вид экономической деятельности по производству промышленных товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью;

промышленный комплекс Республики Хакасия - совокупность промышленных предприятий, функционирующих в сфере добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды;

устойчивое развитие промышленного комплекса - стабильное, гармоничное экономическое развитие, обеспечивающее оптимальное использование ограниченных ресурсов, природо-, энерго- и материалосберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, производство и создание экологически чистой продукции, минимизацию, переработку и утилизацию отходов.


3. Цели и задачи развития промышленности Республики Хакасия


Цель Концепции - формирование стратегии развития промышленности Республики Хакасия и развитие промышленного потенциала Республики Хакасия, как материальной основы повышения качественного уровня жизни населения.

Задачи Концепции:

определение основных приоритетов развития промышленности Республики Хакасия;

формирование стратегии достижения поставленной цели, реализации приоритетов;

обеспечение оптимально возможного сценария развития промышленного комплекса Республики Хакасия, обеспечение его конкурентоспособности путем выявления и поддержки действующих приоритетных секторов промышленности на основе комплексной модернизации с учетом сложившегося научно-технического, инновационного и производственного потенциала Республики Хакасия и ее геополитического положения, развитие инновационной инфраструктуры.

Цель и задачи Концепции разработаны с учетом стратегических приоритетов социально-экономического развития Республики Хакасия и направлены на повышение уровня и качества жизни населения Республики Хакасия, укрепление позиций Республики Хакасия среди субъектов Российской Федерации.


4. Основные проблемы развития промышленности Республики Хакасия


Основными проблемными вопросами промышленных предприятий, препятствующими стабильному и долгосрочному экономическому росту, являются:

1. Низкая конкурентоспособность производимой продукции, в том числе вследствие:

а) неопределенности экономической ситуации;

б) конкурирующего импорта;

в) высокой степени изношенности производственной базы предприятий промышленности, наличия устаревшего оборудования;

г) неразвитости транспортной инфраструктуры.

2. Отсутствие у предприятий стратегической направленности, в том числе:

а) низкий уровень отраслевых и межотраслевых связей между предприятиями промышленности Республики Хакасия, других регионов Российской Федерации, стран СНГ и дальнего зарубежья;

б) низкий уровень управления и организации - неэффективный менеджмент и управление собственностью;

в) неразвитость маркетинговой службы.

3. Дефицит трудовых ресурсов, в том числе:

а) дефицит рабочих, а также высококвалифицированных специалистов, возникающий вследствие сравнительно низкого уровня заработной платы на промышленных предприятиях, недостаточный для привлечения и сохранения специалистов как инженерных, так и рабочих специальностей;

б) неэффективная кадровая политика;

в) отсутствие мотивации у работников, а вследствие низкий уровень производительности труда.

4. Дефицит инвестиционных ресурсов, в том числе:

а) низкая доходность предприятий;

б) неэффективный кредитный механизм - высокий процент коммерческого кредита, отсутствие льготных долгосрочных кредитов;

в) несовершенная налоговая политика - отсутствие налоговых льгот (например, возможности для вновь созданных организаций уплачивать налог на прибыль организаций по пониженной ставке в течение пяти налоговых периодов); высокий уровень налогообложения;

г) недостаточная инвестиционная привлекательность промышленного комплекса Республики Хакасия.

5. Низкая доля инновационной активности, в том числе:

а) несвоевременное реагирование на меняющиеся потребности рынка;

б) недостаточный уровень диверсификации промышленного производства.

В Республике Хакасия отсутствует ряд производств, необходимых для строительства предприятий, например, по выпуску стекла и стекловолокон, при имеющихся в достаточном количестве запасов песчано-гравийной смеси.

Недостаточно развито в Республике Хакасия машиностроение, нет заводов по производству грузоподъемных машин, подъемно-транспортных механизмов, строительных машин и технологического оборудования, слабо развито производство эффективных теплоизоляционных материалов и изделий из них, использование глубокой переработки полимеров.

Имеющиеся предприятия по производству строительного кирпича не в полной мере удовлетворяют потребность Республики Хакасия в строительном материале. Республика Хакасия располагает большой разведанной материальной базой для производства глиняного кирпича, однако объем производства облицовочного кирпича находится на низком уровне.

Перевооружение предприятий по производству песчано-гравийной смеси, товарного бетона, теплоизоляционных, стеновых, отделочных и других материалов осуществляется низкими темпами. В недостаточной степени ведется разработка и формирование системы нормативных технических документов, стандартов, правил.

При достаточных земельных ресурсах остро в Республике Хакасия стоит проблема с одним из важнейших строительных материалов - цементом. В Хакасии на сегодняшний день полностью отсутствует производство цемента. Удовлетворение потребностей Республики Хакасия в цементе происходит за счет его ввоза из регионов, где эта проблема решена путем организации собственных цементных заводов (ООО "Красноярский цемент", г. Красноярск; ООО "Топкинский цемент", Кемеровская область). Практически во всех муниципальных образованиях Республики Хакасия имеются строительные участки, пригодные для создания новых предприятий промышленности.

В Республике Хакасия нет собственных производственных мощностей по переработке железорудного сырья, производимого горнорудными предприятиями региона, с исключением полной зависимости от потребителей данного сырья в других регионах. Отсутствие горно-металлургического кластера, использующего в качестве исходного сырья собственный концентрат для производства товарной металлопродукции, не позволяет решить экономические проблемы горнорудных предприятий Республики Хакасия.

В целом мощности промышленного комплекса используются далеко не полностью, и его возможности сдерживаются в основном из-за ограниченности у предприятий оборотных средств для модернизации производств и отсутствия льготных долгосрочных кредитов на внедрение высоких технологий в промышленном производстве.


5. Оценка состояния промышленного комплекса Республики Хакасия


Оценка состояния промышленности Хакасии позволит выявить основные тенденции и проблемы развития промышленности, определить наиболее рациональные стратегические направления для координации оперативных планов развития субъектов промышленной деятельности.

Горнодобывающая промышленность является одной из базовых отраслей экономики Республики Хакасия. В Республике Хакасия выявлен и оценен значительный по разнообразию и объему минерально-сырьевой комплекс, состоящий более чем из 20 видов, общим числом свыше 300 месторождений и перспективных проявлений полезных ископаемых. Разведаны и разрабатываются месторождения угля, железа, молибдена, золота, барита, бентонита, ювелирно-поделочных и облицовочных камней, различных видов строительных материалов, минеральных и пресных подземных вод.

На базе разведанных месторождений полезных ископаемых действуют 115 добывающих предприятий, в том числе: два рудника по добыче железных руд, три рудника по добыче золота, девять разрезов и шахта по добыче каменных углей, горно-обогатительный комбинат по добыче медно-молибденовых руд, предприятие по добыче баритовых руд, предприятие по добыче бентонитовых глин, три предприятия по добыче мрамора и гранита, восемь предприятий по добыче россыпного золота, 36 предприятий по добыче общераспространенных полезных ископаемых, 48 предприятий по добыче подземных вод, четыре предприятия по добыче минеральных (лечебных) вод.

Разведаны, но не разрабатываются по различным причинам, месторождения меди, полиметаллов (свинца, цинка), фосфоритов, асбеста, гипса. Значимое место в общих запасах Российской Федерации принадлежит запасам угля, железных руд, молибдена, барита, бентонитов, облицовочных камней, заключенных в недрах Хакасии. В разведанных месторождениях Хакасии сосредоточено (от запасов Российской Федерации): угля - 3,5%, молибдена - 23,6%, железных руд - 1%, золота - 1%, барита - 27%, бентонитовых глин - 6,5%, облицовочных камней - 13%.

Государственным кадастром месторождений и проявлений на территории Республики Хакасия учитывается 339 объектов, в том числе: 207 месторождений (без угольных месторождений), 41 участок в пределах четырех угольных месторождений, 81 проявление полезных ископаемых.

Деятельность участников внешнеэкономической деятельности Республики Хакасия зависит от колебаний внешнего спроса, что характерно и для других регионов Российской Федерации, экспортирующих продукцию низкого передела и сырье.

В период проявления кризисных явлений характерна прямая зависимость основных экспортных товаров от цен, складывающихся на мировых рынках, следствием которой является снижение рентабельности металлургической и угольной продукции, что вызывает негативное влияние на состояние экономики и социальной сферы Республики Хакасия.

Из других рисков развития внешнеэкономической деятельности можно выделить следующие риски, ограничивающие диверсификацию и не позволяющие снизить зависимость от нескольких видов продукции:

1) отсутствие маркетинговой политики по вхождению Республики Хакасия в межрегиональные и мировые экономические центры, создание инфраструктуры продвижения компаний, продуктов и услуг на международные рынки;

2) низкий уровень внедрения международной системы менеджмента качества на базе стандартов ISO-9000 в организациях Республики Хакасия, позволяющей вывести продукцию на мировой рынок;

3) недостаточная поддержка предприятий в реализации инвестиционных проектов по выпуску продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, ориентированной на экспорт, вследствие слабого проведения институциональных преобразований, направленных на развитие и улучшение инвестиционного климата Республики Хакасия, в том числе развитие финансовой инфраструктуры, снижение административных барьеров, создание эффективной системы защиты всех видов собственности.

В Республике Хакасия не раскрыт потенциал производственных возможностей в части обеспечения глубокой переработки природных ресурсов и выпуска товаров, способных конкурировать на международном рынке, в том числе это затрагивает добывающую промышленность (развитие переработки гипса и фосфоритов), пищевую отрасль (организация конечной переработки сельскохозяйственной продукции, дикорастущего сырья и водных биологических ресурсов).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»