АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 октября 2017 года N 1694


Об одобрении прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов



В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", подпунктом 3 пункта 5 статьи 17 Положения о бюджетном процессе в Волгограде, принятого решением Волгоградской городской Думы от 25 июня 2008 г. N 6/171 "О Положении о бюджетном процессе в Волгограде", Положением о стратегическом планировании в городском округе город-герой Волгоград, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 15 июля 2015 г. N 32/1002 "Об утверждении Положения о стратегическом планировании в городском округе город-герой Волгоград", Порядком разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Волгограда на среднесрочный период, утвержденным постановлением администрации Волгограда от 12 мая 2016 г. N 650 "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Волгограда на среднесрочный период", руководствуясь статьями 7, 39 Устава города-героя Волгограда, администрация Волгограда постановляет:


1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов.


2. Внести на рассмотрение в Волгоградскую городскую Думу проект решения Волгоградской городской Думы о бюджете Волгограда на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов.


3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит опубликованию в установленном порядке.


4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.



Глава администрации
В.В.ЛИХАЧЕВ



Приложение
к постановлению
администрации Волгограда
от 31.10.2017 N 1694



ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДА НА 2018 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2019 - 2020 ГОДОВ



1. Основные положения


Прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов (далее - прогноз) основан на итогах социально-экономического развития Волгограда в 2014 - 2016 годах, а также итогах развития в I полугодии 2017 г.


Прогноз рассматривает развитие российской экономики в условиях сохраняющейся геополитической нестабильности, применения к Российской Федерации на протяжении всего прогнозного периода санкционного режима со стороны Европейского Союза и Соединенных Штатов Америки, поддерживающего жесткие ограничения доступа российских компаний к мировому рынку капитала, и ответных экономических мер.


Прогноз разработан по двум вариантам развития экономики (базовому и целевому) и соответствует сценарным условиям социально-экономического развития Российской Федерации, одобренным Правительством Российской Федерации. Оба варианта развития предполагают продолжение реализации денежно-кредитной политики, ориентированной на установление и достижение Центральным банком Российской Федерации целевого уровня инфляции на уровне 4% в среднем по Российской Федерации на протяжении всего прогнозного периода. Варианты сценариев различаются:


различной степенью влияния внешних факторов на развитие экономики (состояние мировой и российской экономики, конъюнктура мировых рынков, динамика обменного курса рубля, проводимая на федеральном уровне внешнеэкономическая, налоговая, бюджетная, кредитно-денежная политика и пр.),


различной динамикой развития основных отраслей и сфер экономики,


различной интенсивностью реализуемых государственных мер по стимулированию экономического роста, повышения конкурентоспособности экономики, улучшения качества и уровня жизни.


При разработке прогноза учитывались планы развития крупных промышленных предприятий Волгограда.


Макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов представлены в приложении 1 к прогнозу.


Базовый сценарий (вариант 1) рекомендуется использовать для разработки параметров проекта бюджета Волгограда на 2018 - 2020 годы.



2. Уровень жизни населения


Фонд заработной платы на крупных и средних организациях Волгограда в 2016 году составил 98371 млн. рублей и увеличился в сравнении с 2015 годом на 4% (по полному кругу организаций - 128100 млн. рублей, или 104,3% к уровню 2015 года).


Наибольший вклад в рост фонда заработной платы на крупных и средних организациях Волгограда внесли:


организации обрабатывающих производств (рост на 8,9% при составляющей доле в общем фонде оплаты 18%),


организации в сфере государственного управления (рост на 2,2% при составляющей доле в общем фонде оплаты 14,3%),


организации транспорта и связи (рост на 2,8% при составляющей доле в общем фонде оплаты 10,4%),


организации образования (рост на 1% при составляющей доле в общем фонде оплаты 9,9%),


организации здравоохранения (рост на 4,4% при составляющей доле в общем фонде оплаты 9,7%),


организации оптовой и розничной торговли (рост на 3,5% при составляющей доле в общем фонде оплаты 8,6%).


На сдерживание роста фонда оплаты труда повлияли строительные организации (снижение на 5,6% при составляющей доле в общем фонде оплаты 6,1%).


В I полугодии 2017 г. фонд заработной платы на крупных и средних предприятиях Волгограда составил 47597,7 млн. рублей и увеличился в сравнении с аналогичным периодом 2016 года на 3,1%.


Рост экономики и ужесточение конкуренции на рынке труда будет способствовать повышению заработной платы. В 2017 году этот рост будет обеспечиваться за счет корпоративного сектора и носить восстановительный характер после значительного снижения реальной заработной платы в 2015 - 2016 годах. Рост средней заработной платы в Волгограде ожидается ежегодно на уровне 5 - 6%. В бюджетной сфере в 2018 году будет продолжена реализация мер по повышению оплаты труда отдельных категорий персонала (врачи, средний и младший медицинский персонал, преподаватели вузов, педагогические работники, работники науки и культуры), попадающих под действие Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". По работникам бюджетной сферы, не попадающим под его действие, планируется индексация заработной платы на уровень инфляции. В условиях более высоких темпов роста экономики и благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, во внебюджетном секторе экономики работодатели будут иметь возможность для повышения заработной платы.


С учетом сложившихся тенденций фонд заработной платы по полному кругу организаций Волгограда составит в 2017 году 132306,3 млн. рублей, или 103,4% к уровню 2016 года.


С 2017 года прогнозируется постепенное увеличение реальных доходов населения. Этому будет способствовать положительная динамика реальной заработной платы и отдельных видов доходов населения при стабилизации инфляционных процессов.


Рост социальных трансфертов населению Волгограда, где основной статьей являются пенсии и пособия, в 2018 - 2020 годах ежегодно будет составлять 5,6 - 6% в год. Прогнозом предусматривается повышение уровня материального обеспечения пенсионеров в течение всего прогнозного периода. В целом за 2017 - 2020 годы средний размер страховой пенсии вырастет в номинальном выражении на 9,4%.



3. Труд и занятость


Среднесписочная численность работников крупных и средних организаций Волгограда по итогам 2016 года составила 253471 человек и сократилась по сравнению с 2015 годом на 3,6%. В 2017 году сокращение среднесписочной численности работников крупных и средних организаций продолжилось и на 01 июля 2017 г. составило 1,2% (численность работников составила 241822 человека). Наибольшее сокращение среднесписочной численности работников произошло:


в организациях обрабатывающих производств (на 1,7% при доле в общей среднесписочной численности 15,2%),


в организациях образования (на 3,3% при доле в общей среднесписочной численности 14%),


в строительных организациях (на 15,6% при доле в общей среднесписочной численности 4,2%).


В то же время произошло и увеличение среднесписочной численности работников в организациях здравоохранения (на 3,4% при доле в общей среднесписочной численности 12%), в организациях в области информации и связи (на 11,3% при доле в общей среднесписочной численности 3,3%).


Сокращение среднесписочной численности работников крупных и средних организаций отразилось на увеличении количества работников, занятых в малом бизнесе. Проблемой занятости работников в малом бизнесе или самозанятых работников является их возможный уход в "теневую" экономику, так как имеются случаи их неформальной занятости и получения заработных плат "в конвертах". Данная тенденция отражается на показателе "фонд оплаты труда", который напрямую влияет на показатели доходной части бюджета Волгограда в части поступления налога на доходы физических лиц.


Ожидается, что к 2020 году среднесписочная численность работников крупных и средних организаций составит 212,5 тыс. человек (снижение по сравнению с уровнем 2016 года на 41 тыс. человек).


В прогнозный период ожидается ежегодное значительное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, обусловленное вступлением в трудоспособный возраст относительно малочисленных поколений людей, рожденных в нестабильные 1990-е годы, и выбытием многочисленных поколений, рожденных в послевоенные годы. Данная тенденция, а также увеличение населения моложе трудоспособного возраста в результате роста рождаемости, увеличивает демографическую нагрузку на работающее население.


Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте приведет к уменьшению численности рабочей силы (экономически активного населения) до 513,9 тыс. человек к 2020 году против 521,6 тыс. человек в 2016 году.


К основным проблемам развития трудовых ресурсов, помимо сокращения численности населения в трудоспособном возрасте, относятся:


рост доли населения старше трудоспособного возраста в общей численности населения и тенденция к превышению его доли над долей лиц моложе трудоспособного возраста;


увеличение доли экономически неактивного населения;


наличие занятости в неформальном секторе экономики и высокий уровень скрытой безработицы;


выбытие за пределы региона трудоспособного населения;


дисбаланс профессионально-квалифицированной структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.


В условиях демографических ограничений уровень зарегистрированной безработицы в среднесрочном периоде не будет демонстрировать ярко выраженную динамику и сохранится примерно на уровне 2016 года - 0,78%.



4. Демография


Население Волгограда на 01 января 2017 г. составило 1015586 человек. За 2016 год численность населения Волгограда уменьшилась на 551 человека (в 2015 году снижение численности составило 1334 человека).


В 2016 году в Волгограде родилось 11648 человек - это меньше, чем в 2015 году, на 237 человек.


Крайне острой проблемой является высокая смертность населения, что характерно в целом для Российской Федерации. За 2016 год число смертей в Волгограде достигло 13349 человек (снижение к аналогичному периоду прошлого года на 48 человек) и превысило число рождений в 1,15 раза. Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения Волгограда, которая в настоящее время составляет 73 года. При этом наблюдается колоссальный разрыв в продолжительности жизни мужчин (67,68 года) и женщин (77,78 года) - 10,1 года. Это является свидетельством не только демографического, но и социального неблагополучия. В то же время в последние годы наблюдается увеличение продолжительности жизни как мужчин, так и женщин.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»