(с изменениями на 31 января 2019 года)
(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 31.10.2017 N 814-п, от 30.01.2018 N 43-п, от 16.04.2018 N 255-п, от 31.01.2019 N 48-п)
В соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Законом Ярославской области от 7 апреля 2003 г. N 19-з "О защите населения и территорий Ярославской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановлением Правительства области от 24.08.2012 N 819-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие региональной системы оповещения Ярославской области" на 2017 - 2019 годы.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Шабалина А.Ю.
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 30.01.2018 N 43-п)
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Председатель
Правительства области
Д.А.СТЕПАНЕНКО
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2017 - 2019 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 31.10.2017 N 814-п, от 30.01.2018 N 43-п, от 16.04.2018 N 255-п, от 31.01.2019 N 48-п)
Сроки реализации ОЦП | 2017 - 2019 годы | |
Куратор ОЦП | заместитель Губернатора области Шабалин Андрей Юрьевич, тел. (4852) 78-60-23 | |
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 30.01.2018 N 43-п) | ||
Ответственный исполнитель ОЦП | департамент региональной безопасности области (далее - ДРБ ЯО) | председатель комитета по делам гражданской защиты, пожарной безопасности и казачества ДРБ ЯО Максимов Сергей Юрьевич, тел. (4852) 785-730; главный специалист комитета по делам гражданской защиты, пожарной безопасности и казачества ДРБ ЯО Забелин Игорь Валерьевич, тел. (4852) 785-725 |
Электронный адрес размещения ОЦП в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | http://www.yarregion.ru/depts/drb/tmpPages/programs.aspx |
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 31.01.2019 N 48-п)
Источники финансирования | Плановый объем финансирования по годам (тыс. рублей) | |||
всего | 2017 год | 2018 год | 2019 год | |
Предусмотрено законом об областном бюджете: | ||||
- областной бюджет | 11489,257 | 4369,419 | 5319,838 | 1800,0 |
Итого по ОЦП | 11489,257 | 4369,419 | 5319,838 | 1800,0 |
1. Разработка областной целевой программы обусловлена необходимостью продолжения реализации на региональном уровне государственной политики в сфере повышения безопасности населения области в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами области, которые являются базой обеспечения реализации ОЦП и включают:
- Федеральный закон от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
- постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени";
В условиях быстро меняющихся рисков возникновения чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), вызываемых изменением экономики, развитием транспортной инфраструктуры и реализацией крупных инфраструктурных проектов, в том числе в труднодоступных местах, требуется пересмотр подходов к дальнейшему развитию систем оповещения.
Так, рост масштабов ЧС и катастрофическое развитие синергетических природно-техногенных процессов, являющихся источниками ЧС, требуют значительного сокращения времени оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС. При этом урбанизация населения, появление значительного количества мест массового пребывания людей определяют необходимость значительного повышения уровня безопасности населения, новых форм и способов его оповещения и информирования.
Актуальной остается проблема внедрения технических средств, способных в кратчайшие сроки гарантированно доводить сигналы оповещения и экстренную информацию о ЧС индивидуально до каждого человека независимо от места его проживания или нахождения.
На современном этапе развития систем оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или факте возникновения ЧС повышение оперативности оповещения может быть достигнуто лишь путем автоматизации процессов и минимизации влияния человеческого фактора в них, а в ряде случаев даже полного его исключения, комплексного сопряжения и задействования действующих и внедряемых технических средств и технологий оповещения и информирования населения, а также многократного дублирования каналов передачи сигналов о ЧС.
2. Региональная система оповещения Ярославской области (далее - РСО ЯО) была создана в 1975 году на базе технических средств оповещения "5Ф88". В 1991 году осуществлена модернизация РСО ЯО путем замены аппаратуры "5Ф88", выпущенной в 1974 - 1975 годах, на аналогичную аппаратуру, выпущенную в 1988 - 1990 годах, и до 2003 года не претерпела каких-либо существенных изменений.
В соответствии с требованиями распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. N 1544-р на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления были возложены полномочия по разработке и осуществлению комплекса организационно-правовых мероприятий по реконструкции и обеспечению готовности действующих территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения, а также по созданию новых территориальных систем, в том числе путем реализации целевых программ.
С целью исполнения указанных полномочий в области последовательно были реализованы несколько областных целевых программ. В рамках их реализации в период с 2007 года по 2014 год в 20 муниципальных образованиях области были созданы единые дежурно-диспетчерские службы, оснащенные типовыми автоматизированными рабочими местами оповещения, имеющими в своем составе по 2 телефонных канала.
Дальнейшее совершенствование РСО ЯО развивалось по пути ее оснащения техническими средствами оповещения (далее - ТСО) нового поколения. В 2013 году на площадях публичного акционерного общества "Ростелеком" (далее - ПАО "Ростелеком") была установлена аппаратура запуска и мониторинга оконечных средств оповещения "УЗС-1" (32 единицы) для управления стойками группового запуска сирен. На объектах филиала федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Ярославский областной радиотелевизионный передающий центр" были установлены "УЗС-3" (3 единицы) для перехвата передатчиков теле- и радиовещания. Кроме того, непосредственно на объектах оповещения были установлены "УЗС-1" (24 единицы) для индивидуального запуска сирен.
3. В результате мероприятий, проведенных с целью модернизации РСО ЯО, были достигнуты следующие результаты:
- произведен переход на цифровые каналы связи, в результате чего появилась возможность управления оконечными средствами оповещения через мультисервисную информационно-телекоммуникационную сеть Правительства области, которая построена на каналах связи федеральных операторов связи ПАО "Ростелеком" и публичного акционерного общества "Мегафон", арендуемых департаментом информатизации и связи области;
- проведено программное и техническое сопряжение РСО ЯО с муниципальными и локальными системами оповещения, в результате чего повысилась гибкость управления системой, появилась возможность оперативного мониторинга как всей системы, так и ее отдельных элементов не только центральным пунктом управления, но и едиными дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований области, а также дежурно-диспетчерскими службами потенциально опасных объектов (далее - ПОО);
- проведено сопряжение РСО ЯО с современным цифровым оборудованием объектов связи общего пользования и системами передачи данных, которое позволило осуществлять:
автономное (децентрализованное) управление муниципальными и локальными системами оповещения;
автоматизированный перехват теле- и радиовещания;
речевое оповещение в телефонных сетях общего пользования и SMS-оповещения в мобильных сетях связи;
аппаратно-программное сопряжение действующей РСО ЯО с системами мониторинга природных и техногенных ЧС, с системами поддержки принятия решений;
удаленную диагностику и тестирование цифровых каналов связи, блоков группового запуска и оконечных средств оповещения в режиме реального времени.
4. Мероприятия по дальнейшей модернизации РСО ЯО необходимо проводить с учетом следующих имеющихся в настоящее время проблем:
- аппаратура дистанционного управления централизованным вызовом АДУ-ЦВ (СЦВ-30, АБ-60, ПС-60, ОБ-60) выработала свой ресурс, изношена, морально и физически устарела, не обеспечивает гарантированную работу системы оповещения в целом, в связи с чем требует списания;
- не завершены мероприятия по совершенствованию схемы управления комплексами электросиренного оповещения (далее - КЭО) (по медным линиям связи абонентской сети ПАО "Ростелеком" управляется около 80 процентов КЭО, количество медных линий имеет тенденцию к сокращению в связи с переходом сетей связи и информатизации на новые технологии и уходом абонентов в сети мобильных операторов);