____________________________________________________________________
Утратил силу с 29 декабря 2018 года на основании постановления администрации Волгограда от 29.12.2018 N 1893.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 20 июня 2018 года)
(в ред. постановлений администрации Волгограда от 29.12.2017 N 2028, от 20.06.2018 N 768)
В целях реализации политики органов местного самоуправления Волгограда в области развития предпринимательства в Волгограде, в соответствии с федеральными законами от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 июня 2016 г. N 1083-р "Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года", постановлениями администрации Волгограда от 20 августа 2013 г. N 1418 "Об утверждении Положения о муниципальных программах", от 09 октября 2014 г. N 1315 "Об утверждении Порядка оценки эффективности реализации ведомственных целевых и муниципальных программ", решением Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2007 г. N 55/1399 "О принятии Стратегического плана устойчивого развития Волгограда до 2025 года", руководствуясь статьями 7, 39 Устава города-героя Волгограда, администрация Волгограда постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде".
(в ред. постановления администрации Волгограда от 29.12.2017 N 2028)
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации
В.В.ЛИХАЧЕВ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ВОЛГОГРАДЕ"
(в ред. постановлений администрации Волгограда от 29.12.2017 N 2028, от 20.06.2018 N 768)
Наименование Программы | - муниципальная программа "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде" (далее - Программа) |
Разработчик Программы | - комитет экономического развития администрации Волгограда |
Исполнитель-координатор Программы | - комитет экономического развития администрации Волгограда |
Исполнители Программы | - комитет экономического развития администрации Волгограда, департамент муниципального имущества администрации Волгограда, департамент экономического развития администрации Волгограда |
Цель Программы | - создание благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в Волгограде |
Задачи Программы | - развитие системы информационной поддержки субъектов МСП, развитие системы имущественной поддержки субъектов МСП |
Наименование индикаторов Программы | - количество субъектов МСП в расчете на 1 тыс. человек населения Волгограда; число индивидуальных предпринимателей; удельный вес занятых в сфере МСП в общей численности занятых в экономике Волгограда; прирост средней численности работников субъектов МСП к уровню предшествующего года |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - количество субъектов МСП в расчете на 1 тыс. человек населения Волгограда возрастет в 2020 году до 47,9 ед. (на 5,2%); число индивидуальных предпринимателей возрастет в 2020 году до 27,7 тыс. человек (на 5,3%); удельный вес занятых в сфере МСП в общей численности занятых в экономике Волгограда возрастет в 2020 году до 37,8% (на 1,9%); ежегодный прирост средней численности работников субъектов МСП к уровню предшествующего года составит 1 - 2% в год, в 2020 году прирост составит 2% |
Сроки и этапы реализации Программы | - 2017 - 2020 годы (в один этап) |
Объемы и источники финансирования Программы | - общий объем финансирования - 400,0 тыс. рублей, в том числе из бюджета Волгограда по годам: в 2017 году - 300,0 тыс. рублей, в 2018 году - 100,0 тыс. рублей, в 2019 году - 0 рублей, в 2020 году - 0 рублей. Источником финансирования Программы является бюджет Волгограда |
(в ред. постановления администрации Волгограда от 20.06.2018 N 768) |
Малый и средний бизнес в Российской Федерации является важнейшим способом ведения предпринимательской деятельности.
Сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населению. Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью - в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.
Сильное негативное воздействие на сектор МСП оказали кризисные явления. Рост процентных ставок и другие смежные факторы отрицательно повлияли на себестоимость продукции и рентабельность бизнеса.
В последние годы динамика развития МСП является отрицательной. Вклад МСП в общие экономические показатели в Российской Федерации существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран.
Меры, направленные на поддержку МСП, включены в перечень первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, реализуемых Правительством Российской Федерации.
Достигнутые значения показателей Волгограда в МСП уступают соответствующим показателям крупных городов России. Для сравнительного анализа были выбраны следующие удельные показатели состояния МСП:
количество субъектов МСП на 1 тыс. жителей;
доля занятых в МСП в общей численности занятого населения.
Наименование показателя | Единица измерения | Источник данных | Значение по годам | Выводы (по результатам сравнения показателей) | ||
2013 | 2014 | 2015 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Количество субъектов МСП на 1 тыс. жителей | ||||||
Волгоград | ед. | Статистические обзоры Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (далее - Волгоградстат) | 38 | 40 | 40,9 | Показатель Волгограда на 10 - 15% выше, чем по Волгоградской области, но на 15 - 25% ниже, чем в городах-миллионниках |
Волгоградская область | ед. | Статистические обзоры Волгоградстата | 34 | 34,4 | 34,8 | |
Екатеринбург | ед. | Официальные сайты городов в сети Интернет, федеральные статистические наблюдения | 52,3 | 52,8 | 53,4 | |
Нижний Новгород | ед. | 44,5 | 45,3 | 46,1 | ||
Российская Федерация | ед. | Федеральные статистические наблюдения | 38 | 38,8 | 39 | |
Доля занятых в МСП в общей численности занятого населения | ||||||
Волгоград | % | Статистические обзоры Волгоградстата | 34 | 33,5 | 35 | Показатель Волгограда на 9 - 11% выше, чем по Волгоградской области и в Российской Федерации, но на 1 - 5% ниже, чем в городах-миллионниках |
Волгоградская область | % | Статистические обзоры Волгоградстата | 24,2 | 24,3 | 24,4 | |
Екатеринбург | % | Официальные сайты городов в сети Интернет, федеральные статистические наблюдения | 34,5 | 34,8 | 35,6 | |
Нижний Новгород | % | 36,4 | 37,7 | 39,8 | ||
Российская Федерация | % | Федеральные статистические наблюдения | 24,9 | 25,2 | 25,6 |
В целях увеличения занятости населения и расширения экономической базы, реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 02 июня 2016 г. N 1083-р "Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года" поддержка МСП в Волгограде должна рассматриваться в качестве одного из главных приоритетов политики органов местного самоуправления Волгограда.
N п/п | Формулировка проблемы | Описание и причины возникновения | Обоснование необходимости решения | Взаимосвязь с приоритетами социально-экономического развития Волгограда, Волгоградской области, Российской Федерации |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Динамика развития МСП в Волгограде явно недостаточна для мегаполиса | Информация изложена в разделе 1 Программы | Решение проблемы приведет к увеличению доли МСП в обороте всех предприятий Волгограда, созданию новых рабочих мест, созданию благоприятных условий для реализации предпринимательского потенциала граждан | Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (далее - Концепция), Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 июня 2016 г. N 1083-р (далее - Стратегия), Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, утвержденная Законом Волгоградской области от 21 ноября 2008 г. N 1778-ОД "О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года" (далее - Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года), стратегия социально-экономического развития Волгограда до 2030 года, утвержденная решением Волгоградской городской Думы от 25 января 2017 г. N 53/1539 "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года" (далее - стратегия социально-экономического развития Волгограда до 2030 года) |
2. | Рост уровня неформальной занятости в сфере малого предпринимательства | Причинами являются сложные процедуры государственного регулирования, административное давление, высокий уровень финансовой нагрузки | Решение проблемы приведет к созданию новых рабочих мест и улучшит ситуацию с занятостью в Волгограде | Концепция, Стратегия, Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, стратегия социально-экономического развития Волгограда до 2030 года |
3. | Неравномерное развитие предпринимательства в разных сферах деятельности, недостаточное развитие сферы производства | Количество индивидуальных предпринимателей Волгограда, занятых в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, составляет 49%. Причина такого процентного соотношения - в сложности организации бизнеса в отраслях материального производства | Сфера производства обладает мультиплицирующим эффектом для развития других отраслей | Концепция, Стратегия, Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, стратегия социально-экономического развития Волгограда до 2030 года |
Немаловажная роль в решении некоторых проблем в отрасли МСП принадлежит уже сложившейся в Волгограде достаточно эффективной системе мер налоговой и имущественной поддержки субъектов МСП.
Основными мероприятиями этой системы являются:
установление льготы при начислении Единого налога на вмененный доход в виде коэффициента, учитывающего ассортимент товаров, виды работ (услуг), особенности ведения предпринимательской деятельности в зависимости от расположения внутри населенного пункта;
установление льготы при начислении Единого налога на вмененный доход в виде коэффициента, учитывающего иные особенности ведения предпринимательской деятельности при использовании труда наемных рабочих.
Высвобождающиеся из-под налогообложения и уплаты других обязательных платежей финансовые средства субъекты МСП направляют на расширение своей хозяйственной деятельности, создание новых рабочих мест, создание и развитие новых видов своей продукции и услуг, что значительно стабилизирует ситуацию на рынке труда и предоставляемых услуг в областном центре. Указанные мероприятия действуют на территории Волгограда в постоянном режиме.
Решение основных проблем невозможно без применения программно-целевого метода (далее - ПЦМ).
N п/п | Наименование варианта | Краткая характеристика | Сильные стороны, преимущества | Слабые стороны, риски |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Финансово-экономический вариант | Резкое нормативное снижение налогового и арендного бремени на МСП | Простота и скорость реализации | Непредсказуемость результатов, большие потери для бюджета Волгограда |
2. | Агитационно-просветительский вариант | Самая широкая организация всеобщего обучения основам предпринимательства с созданием сети бизнес-инкубаторов | Привлечение в предпринимательство новых слоев населения | Значительная длительность достижения результатов; реализуем с привлечением значительного объема денежных средств |
3. | Саморегулируемый вариант | Реализация мероприятий по поддержке МСП силами общественных организаций и финансовых структур при поддержке бюджета Волгограда | Реализация мероприятий силами предпринимательского сообщества, вовлечение в мероприятия самых широких слоев действующего предпринимательства | Отсутствие вовлечения в организацию собственного дела молодежи, безработных и других маргинальных слоев населения; затрудненность контроля за использованием средств бюджета Волгограда |
4. | Вариант с применением ПЦМ | Реализация в рамках Программы | Четкость и прозрачность целей и задач | Наибольший эффект достижим с привлечением значительного объема денежных средств |
"Вариант с применением ПЦМ" является предпочтительным.
Согласно подпункту 5.2.6 раздела 5 стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года целью стратегического развития МСП в Волгограде является создание и поддержание благоприятной среды для осуществления предпринимательской деятельности и повышения вклада малого и среднего бизнеса в развитие экономики. Решить задачи, определяющие достижение указанной цели, без применения ПЦМ невозможно.